Философия А. Шопенгауэра.




Тема: Философии 19 в. от Маркса до Ницше.

План: 1. Философия К. Маркса. 2. Философия А. Шопенгауэра. 3. Философия Ф. Ницше.

 

Философия К. Маркса.

Создание марксистского учения относится к середине 19в. К. Маркса считают продолжателем гегелевской философии. Для Гегеля мир был историческим процессом, основой которого является развитие идей (диалектический идеализм Гегеля). Маркс сохраняет гегелевское представление о мире как диалектическом историческом процессе, но утверждает, под влиянием материалистического учения Фейербаха, что его стержнем является развитие материальной жизни (диалектический материализм Маркса).

Маркс и Энгельс пересмотрели ранее утвердившиеся идеалистическое положение о том, что общество, общественные отношения - порождение духа или результат духовной деятельности л юдей. Действиями людей руководит имущественный, то есть материальный, интерес. Суть исторического материализма Маркса, т.е. материалистического понимания общества и историив том, что он видит в экономике основу общества. Первоосновой развития общества является трудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей.

По Марксу, общественное бытие (экономический базис, т.е. производственные отношения) определяет общественное сознание, надстройку, т.е. мировоззрение, идеи, теории, политические, юридические, нравственные и другие отношения, искусство, а также государство, учреждения и организации, созданные в соответствии с этими взглядами и идеями. Главное в общественном бытии - производительные силы (люди, орудия труда, средства труда) и уровень их развития. Эти силы обуславливают производственные отношения, а потом и все остальные общественные отношения.

Вся система производственных отношений зависит от того, какая форма собственности господствующая - общественная или частная, в чьей собственности находятся основные средства производства. Если одни люди владеют на правах частной собственности средствами производства, а другие - нет, то эти последние вынуждены работать на первых. Происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы - над крестьянами, капиталисты - над рабочими. Основная доля дохода в условиях господства частной собственности присваивается владельцами средств производства за счет неоплаченного труда производителей, т.е. эксплуатации человека человеком. По мысли Маркса, отчуждение собственности, продукта труда, самой трудовой деятельности, человеческой сущности и отчуждение человека от человека- таковы результаты эксплуататорских обществ, где господствует частная собственность. Если же в основе производственных отношений – общественная форма собственности на средства производства, то они характеризуются, по Марксу, отношениями не эксплуатации, а сотрудничества.

Производительные силы и производственные отношения во взаимосвязи образуют способ производства материальных благ. Их, по Марксу, пять: 1) первобытный, 2) рабовладельческий, 3) феодальный, 4) капиталистический, 5) коммунистический - ожидался Марксом в будущем (2, 3, и 4 - эксплуататорские). Именно первобытный и коммунистический способы производства основаны на общественной форме собственности на средства производства, а значит в них отсутствуют, по Марксу, имущественное, экономическое, социальное неравенство, социальные классы – господствующие и зависимые, отчуждение и эксплуатация человека человеком, государство как аппарат насилия, стоящий на страже интересов экономически господствующего класса. Отчуждение, то есть обесчеловечивание человека, должно разрешиться путем ликвидации отчуждения и связанной с ним частной собственности как результата победы коммунизма.

Производство и воспроизводство материальной жизни по Марксу составляет основу жизни людей независимо от их воли и желания, поэтому общественному бытиюлюдей присущи объективные законы развития. Основной закон ‑ соответствие общественных отношений уровню развития производительных сил. Производительные силы динамичны, производственные отношения консервативны, но время от времени конфликт между ними разрешается в результате замены устаревших производственных отношений, ставших оковами развития, новыми, соответствующими уровню развития производительных сил. С изменением экономической основы происходит переворот во всей надстройке и общественно-экономические формации (исторические типы обществ, основанные на определенном способе производства, со своим базисом и надстройкой) сменяют друг друга: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм (социализм). Смена общественно-экономических формаций не происходит автоматически: так как изменения затрагивают интересы различных классов, они совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции.

Итак, марксистские положения о примате (первенстве, приоритете) общественного бытия по отношению к общественному сознанию, решающей роли материального производства в жизни общества, о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, об определяющем воздействии экономического базиса на всё многообразие надстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой, а значит и признание единства истории человечества — все эти выводы представлены как законы общественного развития, действующие так же объективно и непреложно, как законы природы. Именно поэтому основоположники марксизма назвали развитие общества естественно - историческим процессом.

 

Философия А. Шопенгауэра.

К середине 19 века на первый план выступают иррационалистические концепции философии. По мере разочарования в разумности исторического процесса, в прогрессе науки и техники, наступает время социального пессимизма и скептицизма. Отрицается упорядоченность и законообразность устройства мира: бытие иррационально (неразумно), т.к. бессмысленно, абсурдно и дисгармонично. Основная задача философии видится не в познании законов мира, а в утверждении внутренней духовно-нравственной жизни человека, следовательно гносеологический подход уступает место аксиологическому (ценностному). В его основе антропологическая установка. В гносеологии отрицается способность рационализма отражать действительность. Понятие жизнь заменяет понятие бытие, так как жизнь – это поток, неуловимый рассудочным познанием. Её познание возможно, например, переживанием жизненного опыта или интуицией (внезапным озарением).

Видными представителями иррационализма (лат.irrationalis-неразумный) и волюнтаризма (лат.voluntas-воля)были немецкие философы А.Шопенгауэр(1788-1860) и Ф.Ницше(1844-1900). По мнению Артура Шопенгауэра (родоначальника философии иррационализма), в основе всего, что нас окружает, лежит нечто, что выше сознания - беспредельное и вездесущее иррациональное начало – воля. Волю,по Шопенгауэру, можно определить как метафизическое, т.е. извечное, глубинное начало мира, независимое от контроля со стороны разума. Воля - это сущность не только отдельного человека, но мира в целом: воля была превращена Шопенгауэром в первоначало и абсолют. Сознание есть лишь обнаружение воли. Сначала захотел, а это «хотение» и есть «воление», т.е. проявление воли, потом - осознал. Мир как представление – продукт активности мозга субъекта, не просто познающего, но прежде всего хотящего, волящего. Именно воля (мотивы, желания человека, побуждения к действию) определяет сознание человека, а не наоборот. Следовательно, воля первична, сознание вторично. Более того, сущностью человека, по Шопенгауэру, можно назвать волю. Она предельно полно раскрывает человеческое существо. Воля может так воздействовать на разум, что он либо воспламенится, либо угаснет.

Воля – свободна, иррациональна, многолика. Огромна её роль, например, в растительном царстве. Здесь она воплощает желание, стремление, бессознательное вожделение. Дерево стремится постоянно расти только вертикально, верхушка тянется к свету, корень жаждет влаги и уходит вниз, в землю... Семя, брошенное в землю, пустит стебель вверх, а корень - вниз. Гриб пробивается через стену, цветок - сквозь асфальт, магнитная стрелка неизменно направляется к северу; тело всегда падает вертикально. Всё это и есть проявление воли. Воля есть то, что стремится к существованию, становится бытием, воплощается во множестве различных объектов. Она не может быть познана, но её реальные воплощения наш интеллект способен воспринимать. Эта всеобщая воля проходит всю вереницу воплощений от элементарных существ до высших. Всеобщая воля последовательно развёртывает себя во времени и бесчисленном множестве феноменов. Каждая ступень волевого феномена отстаивает своё право на бытие, что и порождает, по Шопенгауэру, борьбу за существование

Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Жизнь человека Шопенгауэр рассматривает в категориях желания и удовлетворения. Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. По своей природе желание - это страдание, и так как удовлетворение желания скоро насыщает человека, то он уже не стремится удовлетворить своё желание и, если достигает его, то это не даёт ему возможности насладиться достижением своей цели. Таким образом, удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье - это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это сопровождается новым страданием, скукой. Мир – обитель страдания. Страдание - это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении. Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра оптимизм - это просто насмешка над страданиями человека. Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных ». Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи, и через сострадание и заботу о других людях. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в Ничто и успокоение духа.

 

Философия Ф. Ницше.

Ф. Ницше (1844-1900) – немецкий философ, филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма, родоначальник направления, именуемого философией жизни. Творчество Ницше строится в значительной мере как переосмысление идей Шопенгауэра. В основе этики Шопенгауэра лежит чувство сострадания как высшая добродетель. Основным человеческим пороком он считал эгоизм, питаемый ненасытным стремлением воли к получению удовольствия. Только отказ от влечений может, по Шопенгауэру, освободить человека от страданий вечно неудовлетворенной воли. Ницше совершил «переоценку ценностей». Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он отстаивает необходимость утверждения жизни со всеми ее страстями: жизнь есть единственная реальность, поскольку никакого потустороннего высшего начала не существует. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ницше.

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв. Однако, сама жизнь, как высшее выражение воли к жизни Шопенгауэра, в философии Ницше - это воля к власти, воля к расширению своего Я, к экспансии. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, как арена постоянной борьбы за существование, столкновения воль. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма (множественности) воль, их борьба формирует действительность. В человеке он подчёркивал принцип телесности и вообще биологическое, организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Ницше биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. Тем самым, Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества.

Творчество Ницше в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Ницше, с одной стороны, резко и оправданно критикует современное ему общество, бездуховность, аморализм жизни, лицемерие религии, с другой - пытается обосновать культ «сверхчеловека» с его гипертрофированной волей к власти. Критикуя современную ему культуру, эпоху, в которой «Бог умер», Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти. В морали сострадания Ницше видит проявление рабской психологии, отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль.

Ницшеанский образ сверхчеловека воплощает его критику морали. Согласно Ницше, христианская вера и мораль играют разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: всё это размягчает и расслабляет волю человека. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными. Образ же «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека. Таким образом, ницшеанский «аморализм» связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». По Ницше, все критерии морали произвольны, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она проявляется как воля к «свободе», у более сильных - как воля к большей власти или, если это не приводит к успеху, как воля к «справедливости», у самых сильных - как любовь к человечеству, чем маскируется стремление к подавлению чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нём закономерного развития означает и бессмысленность морали.

Новая мораль, по сути, - новая интерпретация мира. Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством - серостью, которое сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой». Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: