Автор: Коссаковская Екатерина Александровна
В детском саду проводят много интересных занятий, на которых дети получают знания, умения, навыки, развиваются физически и умственно. Воспитатели формируют на этих занятиях отношение ребенка к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, величину, число, пространственные отношения, учат видеть и понимать прекрасное в жизни, природе, искусстве.
Основой обучения детей является ознакомление их с окружающей жизнью, с миром предметов и явлений.
Полученные знания дети закрепляют в речи, уточняют в разнообразной деятельности, отражают в игре. Чтобы подвести ребенка к лепке, к скульптурному изображению предметов, воспитатель знакомит детей с предметами, показывает их особенности, помогает понять форму, строение предметов, характеризующие их особенности.
Воспитатель показывает детям, как передаются знакомые им предметы и явления в различных видах искусства, показывает, как передает поэт впечатления о жизни в стихах, как художник отражает явления и предметы в живописи, в графике, скульптор — в монументальной и станковой скульптуре, в скульптурной миниатюре, в игрушке.
Дети видят в детском саду резные фигурки, выполненные богородским и или городецкими мастерами, фарфоровые статуэтки, глиняные скульптуры дымковских искусниц, с интересом рассматривают их со всех сторон, ощущая руками гладкую или шероховатую поверхность.
Своеобразной скульптурой является игрушка из папье-маше (бумажно-древесных масс), керамическая, деревянная токарная, из различных пластических масс.
Куклы, животные имеют мягкие пластические формы, большую обобщенность образа, условность изображения, что очень, близко к возможностям детей в ваянии, к особенностям их представлений о реальных предметах.
|
Воспитатель рассказывает детям об искусных мастерах, художниках, которые создали эти предметы, показывает, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, вызывает желание лепить, пытаться передать свои впечатления в работе с пластическими материалами.
Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только.
Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.
Для того чтобы научить ребенка лепить, взрослый прежде всего должен научиться этому сам. Он должен показать ребенку простейшую исходную форму для того или иного изображения, затем научить его находить эту форму самостоятельно, показать экономные пути лепки, необходимую последовательность в работе, способы соединения частей предмета, научить находить самостоятельно эти пути и способы в процессе работы.
Задача настоящего пособия — помочь взрослым обучать лепке детей дошкольного возраста.
|
В пособии даны таблицы с изображениями первых приемов работы. Воспитателю необходимо внимательно ознакомиться с этими приемами, практически освоить их.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГЛИНЫ
В тех случаях, когда глину копают прямо из земли, она уже имеет определенную влажность и рыхлость, и требуется очень небольшое количество воды, чтобы довести ее до необходимой готовности к лепке. В зимнее время для замеса употребляются сухие, комки глины и старые, разбитые детские работы. Сухие комки глины следует залить водой так, чтобы вода совсем закрыла глину. Через 5—б часов лишнюю воду, не впитавшуюся в глиняные комки, надо слить, а глину оставить стоять так 8—10 часов, после чего следует хорошо размесить ее руками. Комки, подготавливаемые к замесу, не должны быть очень крупными. Крупные комки нужно разбить молотком перед замачиванием.
Глину заливают холодной водой. Можно заливать ее и кипятком, тогда вода быстрее впитывается комками, однако одну и ту же глину не следует пускать в перемес, каждый раз заливая кипятком, так как существующие в глине жировые вещества постепенно вымываются, глина теряет вяжущие свойства и изделия из нее по высыхании рассыпаются.
Месить глину нужно тщательно, в ней не должно оставаться сухих комков, щепок, камешков.
Если глину передержали в воде, она стала жидкой и сильно прилипает к рукам, нужно истолочь в порошок несколько сухих комков и, размешивая, добавлять к глине до получения нужной консистенции.
Если после лепки осталось большое количество глины и вы хотите сохранить ее в готовности до следующего занятия, нужно скатать ее в один шарообразный комок и завернуть в плотную мокрую тряпку. Чтобы тряпка не высыхала, ее следует ежедневно смачивать. Положите глину в тряпке на небольшой поднос или тарелку и следите, чтобы на дне после смачивания тряпки оставалось немного воды. Высыхая, тряпка постепенно впитывает эту воду. При длительном хранении заготовленной глины тряпку нужно раз в неделю хорошо промывать.
|
Если глина заготовлена для утреннего занятия накануне вечером и лежит на подносах в скатанных комочках, ее следует накрыть на ночь мокрой тряпкой.
Нельзя держать заготовленную в комках глину на фанерных дощечках: за ночь дерево впитает в себя воду из мокрых комков, фанера расклеится, расслоится, потрескается по высыхании и дощечки выйдут из строя. Комки глины на дощечках подсыхают и становятся негодными к употреблению.
Для лепки лучше использовать жирные сорта белой и серой глины, однако при отсутствии этих сортов можно использовать и более темные сорта — желтую и красную.
Глину нужно проверить на годность. Размесив ее до необходимой для лепки консистенции, нужно скатать комок в столбик и медленно согнуть в баранку. Хорошая, достаточно жирная глина не дает трещин, иди даст мелкие, едва заметные трещинки, которые легко замазать пальцем. Плохие сорта дают глубокие трещины, разломы. Из такой глины детям будет очень трудно лепить, и такие сорта лучше не употреблять.
Готовые изделия из глины сушат на воздухе. Не следует мокрые изделия ставить на печь или класть в духовку, так как, высыхая слишком быстро и неравномерно, глина трескается, разваливается ни части. Лучшая сушка - воздушная.
Для большей крепости готовых изделий на глины их иногда можно подвергать обжигу, особенно те, которые дети впоследствии употребляют н игре.
Для обжига готовые фигурки нужно очень хорошо просушить на воздухе, а затем сложить на лист духовки газовой или дровяной печи или положить нн раскаленные угли после топки печи голландского отопления. Пропилить 2—3 часа (на углях — 1/2—2 часа). Если глиняный фигурки просушены плохо, только с поверхности, скопившийся внутри влага разорвет их при прокаливании. Из предосторожности прокаливать глину должны только взрослые в отсутствие детей. Там, где есть возможность использовать глину, но следует давать детям на занятиях пластилин: работа с ним трудна для маленьких детей, а более старшим интересно раскрасить лепку, играть самодельными игрушками. Можно в крайнем случае употреблять технический пластилин, но не восковой, так как последний слишком тверд и долго не разминается в руках. Мягкий технический пластилин имеет ровный серый цвет, и дети не соотносят цвет к определенным формам, а лепят любую форму из одноцветного материала.
С детским разноцветным пластилином трудно работать во время занятий, размягчение его задерживает начало работы, занятие растягивается. Детский пластилин окрашен в разные цвета, и это тоже представляет неудобство при решении ряда тем.
В часы игр дети могут пользоваться детским цветным пластилином и лепить фигурки из разноцветных частей.
ПОСОБИЯ ДЛЯ ЛЕПКИ
Для работы с глиной употребляются дощечки, размером 20X20 или 25X25 см. Дощечки эти делаются из фанеры и обшиваются по бортам округленными деревянными планками, сечением 1,5X1,5 см (рис.1).
Нужно приучать детей с самого младшего возраста пользоваться доской для того, чтобы положить запасные куски глины, вылепленные детали, поставить готовую работу. Непосредственно на доске можно лепить только посуду, так как в этих случаях ребенок лепит одновременно пальцами обеих рук.
При лепке посуды нужно научить детей поворачивать изделие обеими руками, одновременно работая пальцами, чтобы стенки посуды постепенно равномерно сглаживались и под давлением пальцев становились более тонкими.
При вращении на доске посуды, дно ее становится ровным. В старшей группе для детей 6— 7 лет нужен для лепки стек.
Стек легко может сделать сам воспитатель из ручки от старой кисточки, заострив ее конец и сделав с другой стороны плоское закругление.
Стек имеет длину 10—12 см. Тонкая острая сторона его служит для прорисовки деталей, для насечек, украшающих посуду, одежду. Широкая плоская сторона его служит для примазывания мелких частей, для выемки глины, при создании большого углубления, особенно при лепке посуды. Стеком в случае необходимости можно резать глину, как ножом.
Работа стеком разнообразна, и каждый раз, когда требуется новый вид работы, нужно показывать ее детям и объяснять.
Не следует давать детям стек до тех пор, пока они не научатся вылепливать основные детали предмета, так как в противном случае дети стремятся заменить лепку некоторых деталей рисованием их на глине. Так, часто дети не лепят морду животного, а рисуют на круглой голове подобие человеческого лица, заменяя нос отверстием.
В старшей группе при работе с глиной можно давать детям воду для заглаживания поверхности, сглаживания мелких трещин, шероховатостей, примазывания мелких деталей.
На каждый стол ставится блюдечко, в него кладутся 2— 3 мягкие байковые тряпочки, хорошо пропитанные водой (не отжатые). В случае необходимости загладить поверхность, присоединить мелкую деталь, замазать трещину при сгибе, ребенок смачивает об тряпочку палец или один из концов стека и производит отделку своей работы.
Чтобы части предмета крепче держались и не отпадали по высыхании, нужно каждую часть слегка приложить концом к мокрой тряпочке, а затем прижать к изделию и примазать концом стека.
Нельзя давать много воды, налитой непосредственно на блюдце. Дети часто пользуются ею неумеренно, разжижают глину, пачкаются сами, пачкают стол, одежду.
Мелкие детали очень трудно вылепливать пальцами, испачканными глиной. Не менее трудно сделать тонкие насечки стеком, на конце которого присохли кусочки глины. Кроме того, ребенку неприятно оставаться за столом по окончании работы с руками» испачканными высыхающей глиной. Глина, высыхая, осыпается тонким порошком на одежду, на стол, на пол. Хорошо, если воспитатель держит на своем столе на подносе 2—3 большие тряпки, влажные, но не мокрые.
Воспитатель предлагает каждому ребенку сразу после окончания работы тщательно обтереть руки влажной тряпкой, а когда окончат работу все дети, воспитатель идет с ними в умывальную, где все вместе моют руки под краном, уже без опасения перепачкать полотенца.
Воспитателю необходимо иметь подставочку для демонстрации детям натуры, модели, с тем чтобы все дети одинаково хорошо видели ее во время объяснения и в процессе занятия. В качестве подставки можно использовать высокий столик — подцветник или мольберт с широкой нижней доской.
Специальных пособий для использования в качестве образца не существует. Воспитатель предлагает детям лепить различные предметы, которые легко найти в группе, в детском саду,, в ближайшем окружении. Младшим детям (2—5 лет), помимо простейших игрушек: мяча, погремушки, резинового зайчика, токарной деревянной птички и других предметов очень простой формы, воспитатель показывает и рассматривает с ними посуду, овощи, фрукты. Дети лепят эти предметы по создавшемуся о них представлению. В самой старшей группе, готовящей детей к школе, вводится лепка с натуры. В качестве натуры используются очень простые по форме предметы, но дети должны уже вылепить предметы так, как их видят, относительно точно передать форму именно этого предмета, а не вообще предмета данной категории (не вообще гриб, а данный гриб-подосиновик).
Некоторых животных, птиц невозможно показать детям непосредственно на занятии. Для напоминания их формы и строения воспитатель предлагает лепку по модели, в качестве которой вносит очень простую по форме небольшую скульптуру или игрушку. Выбор таких предметов предоставляется воспитателю.
Для облегчения этого выбора в пособии показано, какие примерно предметы могут служить для этого в детском саду в разных группах. Критерием выбора является степень сложности формы предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕПКИ
Программа обучения лепке в детском саду определена «Руководством для воспитателя детского сада».
За 3—4 года пробы нения в детском саду ребенок должен получить согласно программа определенные навыки, умения. Дети должны научиться достаточно сходно изображать в пластических материалах близкие и хорошо знакомые им фигуры людей, животных, лепить посуду, овощи, грибы, сделать из глины игрушки для своих игр. Не рекомендуется избирать темой лепки такие формы, как дома, пароходы, мебель, деревья, транспортные игрушки. Формы эти малоскульптурны, и такие предметы лучше делать с детьми из других материалов на занятиях по конструированию.
Некоторые темы повторяются во всех возрастных группах детского сада, например: дети и 3-х и 7 лет лепят посуду, овощи, грибы, дети 5, 6 и 7 лет лепят фигуры животных и людей, но требования к качеству выполнения в разных возрастах различны. Кроме того, тематика лепки от возраста к возрасту все более обогащается, расширяется, приемы лепки усложняются. В пособии показана лишь примерная тематика детской лепки, воспитатель может сам выбирать доступные детям темы, основываясь на жизненных наблюдениях, требованиях игры.
ОКРАСКА ЛЕПКИ
Игрушки, сделанные из глины, по высыхании можно раскрашивать красками гуашь.
Не следует раскрашивать всегда и все детские работы, однако некоторые из них раскрасить необходимо. Так, воспитатель младшей группы при детях раскрашивает 2—3 вылепленных детьми мячика, несколько кукол-матрешек, одну - две птички для того, чтобы показать детям, какие красивые игрушки они вылепили. Всегда следует раскрашивать кукольные угощения, так как они впоследствии употребляются детьми в игре. Такие изделия после окраски неплохо покрыть прозрачным бесцветным нитролаком или светлым спиртовым лаком. Покрытые лаком или раскрашенные эмалевыми красками, игрушки становятся значительно прочнее и не крошатся при употреблении в игре, не пачкают руки детям. Их можно протирать влажной тряпкой при загрязнении.
В старших группах дети могут окрашивать лепку и с помощью воспитателей, и самостоятельно.
Дети окрашивают глиняные изделия только красками гуашь, лаком же или эмалевыми красками покрывает игрушки сам воспитатель и обязательно в отсутствии детей. Не следует работать с лаком, особенно с нитролаками и эмалями, в помещении группы, так как испарения растворителей этих лаков и эмалей вредны для организма.
Раскрашивая свои игрушки, дети тренируются в окраске объемных предметов.
Раскрашивать следует только хорошо просохшие игрушки. При раскраске лепки воспитатель должен сделать детям соответствующие указания. Например, нельзя водить кистью по одному месту много раз, так как глина размокает и начинает крошиться, а краска смазывается. Нужно легко провести широкую полосу и сразу оторвать кисть. Новую полосу вести рядом. Раскрашивать нужно сначала верхнюю часть игрушки, особенно те места, которые требуют работы кончиком кисти, лицо, перышки на крыльях, глаза и носы животных, мелкие детали. Все это легче делать, когда ребенок держит игрушку в левой руке или поддерживает ее на столе. Затем дети ставят свои работы на клеенку и окрашивают нижнюю часть игрушки, ее подставку. По высыхании первой краски наносятся последующие.
Если воспитатель находит нужным сделать некоторые поправки, он должен сделать это в отсутствии детей, детям же он дает указания, когда можно наносить вторую краску, где подправить.
Наносить лак можно только на совершенно просохшую краску. Осторожно покрывать места, окрашенные красной» желтой, зеленой краской, так как некоторые краски растворяются и размазываются растворителем лаков.
Как окрашивать лепку в той или иной возрастной группе, сказано в иллюстративной части пособия.
МЛАДШАЯ ГРУППА (2—4 года)
Самые маленькие в детском саду — двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С этими детьми занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры. Дети играют глиной, нагромождая комочки, прикладывая кусочки друг к другу, находя для этих нагромождений названия, хотя сходства с предметами в них еще не заметно. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми. Занятия лепкой со всей группой одновременно начинаются только со второй младшей группы, с детьми 3-4-х лет.
В младшей группе ребенок получает первые навыки обращения с материалом, поэтому чрезвычайно важно правильно ознакомить детей с особенностями материала и первоначальными приемами работы с ним.
Эти приемы не могут быть оторваны от доступного детям содержания. Воспитатель показывает детям простейшие предметы, имеющие пластические формы, обращает внимание на их форму, некоторые наиболее характерные несложные детали, знакомит с названиями этих форм и деталей, учит изображать их в лепке при помощи легких и простых приемов.
В число предметов, которые воспитатель предлагает изобразить детям, входят главным образом хорошо знакомые детям игрушки, предметы, связанные с игрой в куклы (угощение для кукол), простые по форме вещи — овощи, ягоды, фрукты.
При обучении маленьких детей особенно необходимо, чтобы они хорошо видели руки воспитателя, показывающего приемы работы.
Словесные пояснения воспитателя должны быть кратки, выразительны, содержать в себе- только основное, необходимое.
С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук — обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. Вначале дети лепят ладонями — раскатывают, сдавливают, затем лепят с участием одного пальца и затем с участием нескольких пальцев, отрывая кусочки глины, прикладывая, расплющивая, прищипывая.
К концу года дети должны научиться аккуратно обращаться с глиной, элементарно передавать основную форму предмета.
В занятиях без задания дети лепят по представлению, используя полученные навыки.
Повторение и упражнение в младшей группе обеспечивают более прочное усвоение умений и навыков в работе с материалом, в изображении простейших предметов.
Работа с глиной у маленьких детей имеет определенное своеобразие. Дети лепят по показу воспитателя, запоминая движения его рук. Далее, увлеченные самим процессом лепки, дети лепят по представлению.
Большая часть детей 2—3 лет никогда не видала глины, не имеет понятия об этом материале, его свойствах.
В первый раз, внося глину малышам, воспитатель показывает детям глину, называет ее, объясняет, что из глины можно лепить. Все это — новые, незнакомые для детей слова и объяснение, что из глины можно лепить, — воспитатель подкрепляет показом, что значит «лепить». Он говорит, что из глины можно вылепить интересные вещи, что он сам может вылепить все, что захочет. Тут же, на глазах у детей, воспитатель лепит 2—3 простых предмета — шарик, баранку, лепит и какой-нибудь более сложный предмет, могущий еще более заинтересовать детей — фигурку зайчика, игрушечного медведя.
Такой прием вызывает у детей интерес к материалу, к действиям с ним, дети с нетерпением ждут, когда им самим дадут в руки этот занятный материал, когда они сами смогут что-нибудь слепить из глины. Иногда, видя большое желание детей попробовать поработать с новым материалом, воспитатель дает им по небольшому кусочку глины сейчас же после такого показа.
Стремясь вызвать у детей интерес к расширению тематики, воспитатель может одно - два занятия посвятить игре с вылепленными фигурами: он показывает детям коротенькие инсценировки сказок с одновременной лепкой несложных персонажей из глины. Так, лепя курочку, мышку и яичко, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка-ряба». Такие игры-занятия лучше проводить в середине года, когда дети уже освоились с материалом.
В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Наминая работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.
Куски глины для работы маленьких детой должны быть небольшими — шарик 3—4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.
Двух-, трехлетние дети вносят в процесс лепки игру. Это закономерно, и воспитатель не должен отводить их от игры с глиной, со своими изделиями.
Дети играют на занятии с кусочками глины в процессе работы, по-разному объединяя эти кусочки и каждый раз по-новому называя получившуюся форму, находя в ней сходство с реальным предметом. В этой именно игре и заключается у малышей занятие лепкой по замыслу.
Дети играют и с вылепленными по заданию воспитателя мячом, кукольными угощениями, фигурками. Это повышает интерес детей к лепке, вызывает желание лепить чаще, способствует расширению тематики работы по замыслу детей.
На таблицах, относящихся к младшей группе, показаны некоторые приемы лепки.
При лепке предметов, состоящих из 2-х и более частей, воспитатель иногда делит показ работы на ряд этапов, например:
— Мы будем лепить башенку из шариков. Слепим три шарика — побольше, поменьше и маленький, чтобы получилась вот такая башенка. Свой кусок глины раскатайте в столбик, вот так.
Дети раскатывают столбик, воспитатель наблюдает за ними, делает индивидуальные указания.
— Теперь разломите свой столбик пополам. От одной половинки отломите небольшой кусочек, вот такой.
Воспитатель наблюдает, как дети разламывают столбик, какие получаются кусочки, советует некоторым детям сделать последний кусочек немного побольше или поменьше.
— Теперь скатайте шарики — сначала самый большой, потом поменьше, потом самый маленький.
Дети лепят шарики, воспитатель проверяет, хорошо ли сделаны шарики, как прокатывают их дети.
— Шарики готовы. Положите сначала большой шарик перед собой на дощечку, на него поменьше, прижмите его слегка, и сверху прижмите самый маленький.
Воспитатель обходит столы, одобряет работу детей, говоря, что слепили много красивых башенок.
Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.
Все дети в течение всего, занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.
Воспитатель должен часто тренироваться в лепке, не только для того, чтобы показать детям приемы работы, он должен заранее постараться избежать серьезных затруднений в работе, предусмотреть, какая детям может понадобиться помощь, и быть в состоянии эту помощь оказать.
Там, где воспитатель часто лепит сам, умеет вылепить для детской игры несложную игрушку, провести показ, дать указание, детские работы всегда содержательны, интересны, выразительны, сходны с оригиналом, там дети часто лепят в часы игр, обогащая содержание творческих игр, расширяя их тематику.
Если результаты лепки связаны с игрой, занятия детей по замыслу становятся интересными, обогащаются новыми темами, дети многое придумывают для своих игр и прилагают больше усердия и интереса к работе.
В таких случаях дети хорошо используют пластилин или заготовленную заранее глину в часы игр, дополняя необходимыми игрушками игры в магазин, детский сад, зоопарк, уголок Дурова и т. д. Они лепят фигурки животных, людей, кукольные угощения, лекарства. Для детей, которые привыкли лепить не только по заданию и указанию воспитателя, но умеют при случае сделать для себя необходимые игрушки из глины или пластилина, не представит трудности и в школе изготовить модель, макет. Именно эти дети в школе стремятся в кружки рисования и лепки и охотно и активно работают в них.
Согласно требованиям программы дети в течение первого и второго годов пребывания в детском саду (от 2-х до 4-х лет) усваивают ряд навыков, помогающих им при изображения предметов. Для этого воспитатель показывает им простейшие приемы лепки. На рисунках даны эти приемы и примерные изображения, получающиеся в результате работы. Это кругообразные движения ладоней для получения округлых предметов (яблоки, мячи, шарики), сплющивание между ладонями (лепешки, котлеты, блины, оладьи), продольные движения ладоней для получения удлиненных форм (колбаса, сардельки, сосиски), отщипывание пальцами кусочков от цилиндрической формы и скатывание мелких шариков (вишни, сливы, яички, драже).
Далее идет более сложная работа, пальцами — нажим пальцем на глину с оставлением следа (пряники, печенье, пирожные), сгибание столбиков с соединением концов, сплетением (бублики, баранки, сушки, сдобы, крендельки).
Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). В конце года дети могут лепить более сложные предметы из 2—3-х частей (грибы, башенки из шариков и колец, погремушки, матрешку, девочку в шубке).
Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)
Если в группу четырёхлеток все или большинство детей перешли из младшей группы, то работа с ними будет естественным продолжением работы предыдущего года. В начале года воспитатель рассмотрит с детьми ряд хорошо знакомых им предметов, игрушек, напомнит, что они лепили вместе в прошлом году, повторит с ними некоторые приемы работы.
Нужно, чтобы в первые работы входило кругообразное и продольное раскатывание глины, вытягивание, деление на кусочки, объединение частей прикладыванием.
Далее воспитатель учит детей более сложной работе пальцами — сплющиванию, прищипыванию, простейшему оттягиванию небольших деталей, приглаживанию.
Если в группу четырехлеток все или большая часть детей переведена из яслей или пришли из семьи, нужно начать с ними работу по программе младшей группы (трехлеток), но вести ее более ускоренно, давать большее разнообразие в тематике, не останавливаясь долго на первых простых приемах.
Необходимо достаточное количество упражнений, чтобы дети прочно усвоили приемы.
Каждое последующее занятие должно нести в себе значительную часть предыдущего программного материала.
Например, дети усвоили приемы лепки шарообразных и цилиндрических форм. При переходе к освоению нового программного материала — расплющиванию шара ладонями — дети снова упражняются в прокатывании шара.
Дети, усвоившие уже в предыдущей группе основные технические приемы, могут больше внимания уделить изображению, передавать более сложные формы, лепить предметы из нескольких частей, находящихся в определенных пропорциональных соотношениях по величине.
Здесь можно уже с середины года заменить членение указания по этапам полным указанием или указанием, разбитым на 2 части, например: при лепке птички воспитатель напоминает им о наблюдении за воробьями, показывает игрушечную птичку — токарную, глиняную, из папье-маше, дает возможность рассмотреть ее, рассказывает, в какой последовательности ее лучше вылепить, обращает внимание на форму головы, хвоста, туловища, на место клюва, ножек, предлагает раскатать глину столбиком, отделить два небольших кусочка — один для головки, другой для подставки.
Воспитатель следит, как дети делят глину, советует одним увеличить, другим уменьшить кусочек, отделенный для головы или для подставки. Затем продолжает указание:
— Теперь сделайте подставочку, скатайте шарик для головы, а из большого кусочка слепите короткую морковку. Это будет туловище. Прилепите шарик к его круглому концу сбоку. Вот и получились туловище и головка. Хвостик вы расплющите пальцами, оттяните коротенький клюв и посадите птичку на подставку, вот так. А теперь попробуйте слепить птичку сами, у нас будет много красивых игрушечных птичек. Мы их раскрасим.
Можно разбить указание и на три части, вторая часть его — лепка туловища и головы, соединение частей жесте. В третьей части дети производят отделку — расплющивают хвост, оттягивают клюв.
Темп указания и в этой группе — замедленный, дети должны хорошо усвоить приемы, показываемые воспитателем.
В средней группе воспитатель продолжает добиваться правильного положения ребенка за столом, аккуратности в работе. И здесь воспитатель ориентирует детей на изображение в лепке очень простых по форме предметов. В результате детской работы получаются игрушки, предметы для игры.
Некоторые предметы могут быть и более сложными, состоящими из нескольких частей, имеющими много деталей. Дети значительно упростят их, так как воспитатель обратит внимание лишь на главное (туловище рыбки, хвост, плавники). Предмет можно оставить перед детьми в продолжение все го занятия.
В течение года дети средней группы лепят разнообразные предметы, делая углубление в глине (стакан, горшочек для цветов), вылепливая пальцами мелкие детали для оформления или украшения предмета — округлые (рыбка, торт) или продолговатые (чашка, булка).
Угощения для кукол становятся разнообразнее, приемы лепки посуды сложнее. Дети делают посуду, приподнимая и обравнивая края сплюснутой формы (миска, блюдце, корзинка); изменяют при прокатывании нажим ладони на одну из сторон (морковка); сжимают пальцами глину, детализируя предмет (печенье «звездочки»); прищипывают концы или края (пельмени, батоны). Прищипывание является переходным навыком, от него ребенку легко перейти к оттягиванию.
К концу года дети уже способны на основе полученных навыков изобразить несложных по форме животных — мышку, кролика и других. Процесс лепки птички описан выше и показан на рис. 4. Как и в младшей группе, дети объединяют ряд деталей при создании целой фигуры, но детали мельче, их может быть больше по количеству.
В средней группе» как и в младшей, дети окрашивают лишь некоторые игрушки одним основным цветом (рыбка, птичка, утенок). Те игрушки, которые можно употребить в игре, воспитатель окрашивает и расписывает сам. Иногда, если это нужно, покрывает их лаком.
СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)
В старшей группе воспитатель может предъявить детям более высокие требования. Он должен научить детей новым техническим и изобразительным приемам. Программа требует, чтобы дети 5—6 лет лучше, отчетливее лепили форму предметов, чем в средней группе, научились видоизменять эти формы — вытягивать, сдавливать, вдавливать, закруглять.
Новым в программе является требование прочного скрепления частей, замазывания глиной места соединения. Большие изменения возможны и в тематике лепки: у детей больший опыт и более отчетливое представление об окружающих предметах.
Детям старшей группы можно давать для работы большие куски глины, чем в средней группе.
Кусок глины может быть шаром диаметром 5—б см. Рука ребенка к 5—6 годам приобретает уже достаточную силу, движения пальцев дифференцируются. Наиболее эффективным приемом обучения лепке и в старшей группе является показ, однако здесь начинают играть большую роль и другие приемы— словесное объяснение, напоминание, непосредственное рассматривание на занятиях некоторых предметов искусства или народного творчества, используемых в качестве модели.
В случае использования скульптуры или игрушки для работы детей по непосредственному наблюдению лучше ставить отдельную скульптуру на каждый стол, если нельзя подобрать предмет достаточно крупный, хорошо видный всем детям одновременно.
Показывая детям процесс лепки какой-либо затрудняющей их детали, воспитатель берет примерно такой же кусок глины, какой нужно взять детям, в противном случае дети для лепки этой детали отделяют слишком много глины и у них не хватает материала на выполнение всей работы.
Если игрушки или скульптуры даны на каждый стол, дети видят их со всех сторон, могут повернуть, чтобы видеть фигурку спереди, сзади, сбоку. Показ процесса лепки воспитатель ведет в том же материале, из которого лепят дети. Нельзя давать показ на пластилине, если дети лепят из глины, так как приемы работы с этими материалами разные.
При сюжетной лепке, при работе по замыслу лучше использовать словесные напоминания и лишь частичный показ.
Указания в старшей группе воспитатель дает в целом, анализируя предмет, поясняя последовательность работы
Так, лепя на глазах у детей грибы, воспитатель дает указания:
— Разделите глину на части: одну маленькую часть для маленького гриба, остальной же кусок разделите пополам для большого гриба и подставки. Сначала слепите подставку и отложите. Потом будете лепить большой гриб. Глину для него опять разделите: кусочек побольше — для ножки, кусочек поменьше — для шляпки. Хорошо примажьте ножку к шляпке, а весь гриб к подставке. Для маленького гриба глину разделите пополам. Шляпку сильно не сжимайте, она у маленьких грибов еще не раскрылась. Помните, что нужно хорошо примазать шляпки, примазатъ грибы к подставке.
Если дети размещаются на занятии не за двухместными столами, а по 6—8 человек вокруг стола, воспитатель с дежурными ставят стулья так, чтобы все дети сидели к нему лицом в продолжение указания, показа.
Часть детей во время указания сидит спиной к столу, часть боком.
Проведя анализ строения предмета, воспитатель дает указания о приемах лепки, о последовательности работы, иногда повторяет часть указания, (например, основные этапы работы), иногда спрашивает 2—3-х детей, в какой последовательности они собираются лепить. После этого воспитатель предлагает всем детям правильно сесть за стол, взять глину и начать работать.
Воспитатель должен так организовать начало занятия, чтобы в процессе указания не делать замечания. Он должен приучить детей спокойно, без шума занимать свои места, до конца указания не трогать ничего на столе, не прерывать указания, даже если на столе чего-либо не хватает.