V.I.3. Функции и средства общения




Функции общения многообразны. Теоретически их можно подразделить на социальные, направленные.на решение задач коллективного труда (например, деловое общение), и психологические, ориентированные,на удовлетворение личных потребностей людей в обмене информацией и во взаимопонимании.

Социальные функции общения подразделяются на функции управления и контроля. Первые связаны с организацией деятельности групп и коллективов (например, словесные команды, отдаваемые учителем при построении класса на уроке по физической культуре). Ученики воспринимают эти команды., видят учителя, понимают его требования и выполняют команды.

Функции контроля связаны с оценкой результатов деятельности при взаимодействии и также осуществляются с помощью речи (например, тренер хвалит спортсмена за отлично выполненное упражнение на тренировке). Судейская оценка, овация зрительного зала выполняют ту же функцию.

Психологические функции общения также многообразны. Главные среди них — функция эмоционального удовлетворения от контакта и функция самоактуализации личности. Первая играет большую роль в жизни людей, в формировании их отношений друг к другу, к труду, к коллективу и самим себе. Дети, не полу-

5*

чающие эмоционального удовлетворения от контакта с родителями, становятся тревожными, нервными. Самосознание подростка формируется лишь при условии постоянного эмоционального подкрепления потребности в общении со сверстниками. Эмоциональное удовлетворение от контакта способствует снятию излишнего напряжения, лучшему взаимопониманию, поддержанию чувства собственного достоинства на необходимом для личности уровне. Функция самоактуализации личности выражается в том, что индивид стремится действовать вместе с другими, добиваясь цели совместно с коллективом единомышленников, с товарищами по команде. Самоактуализация выражается в идентификации себя с группой, в усилении своего личного влияния на других за счет общения с авторитетными и влиятельными партнерами.

V.1.4. Средства общения

Основным средством общения между людьми является слово. Система слов и выражений образует язык, который возникает в результате исторического развития труда и социальных отношений. Спортивная деятельность имеет собственный язык, с помощью* которого организуется и осуществляется общение и взаимодействие в командах. Это и своего рода спортивные жаргонные слова* это и выкрики, это и жесты, мимика во время соревнований (с помощью системы отработанных жестов баскетболисты одной команды легко понимают друг друга при организации взаимодействия на поле).

Суть языка как средства общения заключается в том, что он должен быть единым для всех участников общения. Только при этом условии он может быть понятным каждому партнеру. Слова, используемые в общении, вызывают у людей разнообразные мысли и образы. Поэтому важен не только смысл слов, но и тон, в каком они сказаны. Иногда тон значит больше, чем содержание самого слова.

Помимо смысла и тона слов при общении важную роль играют громкость их произношения, тембр и звонкость голоса. Можно получить совершенно разные эффекты, произнося одно и то же слово громко или шепотом, медленно или быстро,, один раз или многократно. Все это имеет определенное психологическое значение при построении речи, при организации слов В' процессе воздействия на сознание партнера по общению.

Как.отмечал выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, слово есть знак определенных отношений и вещей. Слово как знак заменяет их *. Слово «хлеб» для всех людей означает одно и то же: основной продукт питания. Но для хлебороба к этому общему значению добавляется дополнительный, только ему понятный смысл — «хлеб это продукт моего труда».

Установление единого смысла или общего понимания употреб-


ляемых в общении слов получило название тезауруса. Те люди, которые не понимают друг друга, говорят на разных языках, не улавливают общего смысла употребляемых слов и выражений, лишены тезауруса. Для того чтобы возник тезаурус, необходимо учитывать потребности и взаимные ожидания партнеров по общению. Люди, устанавливая тезаурус, обычно задают друг другу вопросы, выясняют и уточняют позиции друг друга, что способствует лучшему взаимопониманию. Трудности взаимопонимания возникают при психологической несовместимости, отсутствии общего языка,, противоположных намерениях в отношении друг друга. В таких случаях с сожалением замечают: «Мы так и не

поняли друг друга».

В качестве дополнительных средств общения широко используются выразительные движения, двигательные действия, поступки. В спортивной деятельности невербальные средства общения применяются повсеместно. Можно даже сказать, что спорт учит невербальному общению. Как пишет психолог Ю. Н. Емельянов, «искусство с древнейших времен широко пользовалось возможностью материализации общественных, в том числе межличностных отношений людей путем моделирования их жестов, поз, лицевой экспрессии, схемы тела, походки, особенностей тактильного и визуального контакта, пространственной аранжировки, ритма движений, одежды, косметики и т. п.» *. Эти выразительные средства материализуют процесс общения, делают его осязаемым для участников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: