ПРОГРАММА
Комплексной (учебно-воспитательной) практики
(психологический аспект)
Студентов Y курса заочного отделения
Специальность «Изобразительное искусство»
Психолого-педагогические задачи практики
1. Применение и углубление теоретических знаний о группе ее структуре и свойствах, о работе с классом, полученных в процессе изучения педагогики и психологии, интегрирование знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.
2. Овладение методами (социометрическими) и подбор конкретных методик, направленных на изучение и анализ школьного класса.
3. Освоение приемов анализа и обобщения психологических фактов, полученных в результате проведенных исследований;
4. Отработка навыков психологического анализа урока.
5. Выработка индивидуального стиля педагогической деятельности.
6. Формирование специфических профессиональных умений учителя-предметника (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, технические средства).
Основное содержание практики
1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы школы, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом.
2. Изучение целостного воспитательного процесса, системы учебной и воспитательной работы по предмету.
3. Проведение психологического исследования, направленного на изучение школьного класса как социально-психологической группы.
4. Проведение психологического анализа урока изобразительной деятельности.
5. Проведение методической и творческой работы:
· анализ собственной педагогической деятельности и деятельности других студентов, а также опыта учебно-воспитательной работы школы;
|
· подготовка к итоговой конференции по педагогической практике.
Форма отчетности:
1. Психолого-педагогический анализ деятельности педагога (студента) на уроке и во внеурочной работе (внеклассное мероприятие)
2. Протоколы и анализ психолого-педагогических исследований.
3. Психолого-педагогическая характеристика школьного класса.
Методические рекомендации и материалы
Примерная схема характеристики школьного класса
1. Общие сведения о классе (время создания класса, его численность, возрастные характеристики, социальный статус родителей - особенности семейного воспитания, трудные дети и т. п.)
2. Ценности, принятые в классе (традиции, обычаи, ритуалы класса); общественное мнение о классе, коллективные переживания.
Описать и проанализировать примеры влияния класса на отдельную личность и личности на класс.
3. Организованность школьного класса:
§ способность класса к согласованным действиям в выполнении групповых задании;
§ степень самостоятельности класса в принятии решений, при организации совместной деятельности;
§ распределение обязанностей между учащимися; лидеры, успешность.
Актив класса. Сотрудничество. Наличие взаимной ответственности.
4. Социометрическая структура. Взаимность социометрических выборок и удовлетворенность школьников их взаимоотношениями (дифференциация в зависимости от пола сверстников). Степень сходства деловой и эмоциональной структур межличностных отношений.
|
Наличие группировок, основания их образования, характер влияния на класс, направленность.
Характеристика социометрических звезд и аутсайдеров. Характеристика отверженных и изолированных детей, причины их неблагоприятного положения. Возможные пути изменения социометрического статуса отдельных учащихся.
Степень сходства официальной и неофициальной структур класса.
5. Психологический климат в классе.
Преобладающий эмоциональный тон в классе (жизнерадостный, напряженный и т.п.). Эмоциональное благополучие, неблагополучие отдельных членов класса. Факторы, определяющие психологический климат. Пути устранения отрицательных факторов (источников напряженности в классе).
6. Специфические черты класса, которые Вы можете выделить на основе анализа и обобщения всего изученного материала (диагностического исследования и наблюдений).
7. Ваши предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным классом (со стороны учителей, родителей и самого класса).
Методика изучения сплоченности класса
Цель: Выявить ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) как показатель сплоченности школьного класса.
Метод: анкета.
Инструкция: «Вам будут предложены известные пословицы и поговорки, которые были придуманы уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественное. Так, что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и поставьте против ее номера знак «+ », если вы с ней согласны, и знак «- », если не согласны».
|
Перечень пословиц:
1. Говорить правду - терять дружбу.
2. Горбатого могила исправит.
3. Стыд не дым, глаза не ест.
4. Дело не волк, в лес не уйдет.
5. Дружба дружбой, а служба службой.
6. Друзья познаются в беде.
7. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
8. Моя хата с краю, ничего не знаю.
9. Не в свои сани не садись.
10. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
11. Простота хуже воровства,
12. Риск - благородное дело.
13. Рыба ищет, где глубже,человек - где лучше.
14. Своя рубашка ближе к телу.
15. Старый друг лучше новых двух.
16. С кем поведешься, от того и наберешься.
17. Худой мир лучше доброй ссоры.
18. Что наша честь, если нечего есть.
19. Чужое добро в прок не идет.
20.От трудов праведных не наживешь палат каменных.
Анализ материала:
Ответы учащихся сводятся в общую таблицу, где указываются фамилии опрашиваемых и порядковые номера пословиц. Вычисляется два показателя ЦОЕ: ориентировочный (по каждой пословице отдельно) и итоговый (по всем пословицам). Для этого по каждой пословице подсчитывается итоговое количество «+» - показатель, выражающий число совпадений мнений учащихся данного класса. Степень совпадения оценок по каждому суждению будет выражать ориентировочный уровень ЦОЕ, который вычисляется по формуле (в %):
С = К х 100 %,
Р
Где С – показатель ЦОЕ;
К – количество совпавших мнений по данному суждению;
Р – количество опрашиваемых учащихся.
Итоговый показатель ЦОЕ определяется следующим образом: полученные ориентировочные значения ЦОЕ (по каждой пословице) складываются и сумма делится на общее количество пословиц (20). Величина общего показателя ЦОЕ может колебаться от 50% до 100%, что характеризует соответственно очень низкий и очень высокий уровень сплоченности класса.
Таблица
№ | Пословицы | * | ||||
Фамилия, имя. | ||||||
1. | ||||||
2. | ||||||
*** | ||||||
Р | ||||||
Всего (К) | ||||||
В % |