ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Изобразительное творчество как продуктивный вид деятельности создает все условия для совершенствования зрительного восприятия учащихся. Дидактические игры и упражнения могут стать эффективным средством для активизации этого процесса. Понятия «форма» и «цвет» — это первое, с чем должны познакомиться учащиеся. Дети должны научиться аналитическому восприятию формы и цвета. Для правильного восприятия формы предмета ее следует соотнести с соответствующим геометрическим образом, а если форма предмета более сложная, то «разделить» предмет на составляющие его отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение элементов между собой. Аналитическое восприятие цвета связано с выделением элементов, из которых состоит цветовое сочетание, и связей между ними. Решению этих задач и призваны помочь определенные дидактические игры и упражнения.
При разработке нижеизложенных дидактических игр и упражнений я учитывала виды деятельности учащихся на данных уроках. Большое значение в развитии художественного творчества имеют уроки тематического и декоративного рисования. Но творчество учащихся без знаний, умений и навыков, полученных на уроках рисования с натуры, было бы неполным. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитие графических умений и навыков. Слабые графические навыки часто сдерживают творческую активность учащихся.
Длительность одной игры или упражнения — 3—5 минут. Объяснение содержания должно быть кратким, понятным и эмоциональным. Возможен пробный ход, во время которого учитель учит действовать и знакомит с правилами игры. Все дидактические игры и упражнения должны быть согласованы с содержанием последующей изобразительной деятельности.
|
«Знаешь ли ты деревья?» Лото
Задача — совершенствование наблюдательного опыта и зрительной памяти учащихся.
Материал.
Набор карточек с изображениями деревьев: березы, ели, сосны, дуба, рябины, осины, лиственницы и черемухи.
Игра пройдет более эффективно, если до ее проведения организовать экскурсию в парк или лес, где дети понаблюдают деревья в природе.
Содержание. Учащиеся получают набор карточек с шестью изображениями деревьев. Учитель предупреждает, что выигрывают самые внимательные и наблюдательные. Затем читает загадку об одном из деревьев, например о березе, а учащиеся, у кого на карточке есть изображение березы, должны закрыть его фишкой, и т. д., пока учитель не загадает все девять загадок.
Пробный ход. Учитель демонстрирует карточку лото (желательно увеличенный вариант, чтобы было хорошо видно всем детям) и загадывает одну из загадок. Дети сообщают отгадку и показывают на карточке изображение дерева, которое должно быть закрыто фишкой. Учитель загадывает еще одну загадку о дереве, изображения которого нет на данной карточке. Учащиеся говорят, о каком дереве была загадка, и отмечают, что изображения этого дерева нет на карточке.
Правило. Учащиеся молча отгадывают загадки и закрывают изображения отгадки фишками. После того как все изображения деревьев будут закрыты фишками, участник, закончивший игру, поднимает руку. Выигрывают те, кто правильно узнал все деревья.
|
Итоги игры можно подвести и по командам-рядам.
Примечание. Если карточки лото не удастся изготовить, то можно использовать отдельные изображения или фотографии деревьев. Наборы с изображениями деревьев должны быть одинаковые у всех учащихся.
Учитель читает загадку, и на счет «раз, два, три» учащиеся должны поднять карточку с изображением отгадки. Участник, поднявший карточку с неправильной отгадкой, кладет карточку в набор, а тот, кто отгадал загадку, верно, откладывает свою карточку в сторону. Выигрывает тот, у кого в наборе не останется ни одной карточки.
Загадки о деревьях:
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы.
(Береза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок—
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель.)
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
(Береза.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа.)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина.)
Ее всегда в лесу найдешь —
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки.
(Лиственница.)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
|
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке.
(Сосна.)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
(Черемуха.)
«Палитра осени». Упражнение
Упражнение можно провести в начале любого урока, связанного с осенней тематикой.
Задачи: развивать зрительную память, цветовую зоркость; формировать знания по цветоведению (названия цветов, какие цвета следует смешать, чтобы получить нужный цвет); совершенствовать навыки работы красками и кистью.
Материал. Карточки-задания с указанием, какие цвета нужно смешать, чтобы получить третий, и наоборот: дан цвет, нужно определить, какие два цвета следует смешать, чтобы получить данный цвет.
Содержание. Каждый ученик получает карточку-задание, на которой он должен выполнить задания:
а) два прямоугольника раскрашены, например один желтым, а другой коричневым цветом, между ними поставлен знак «+», а третий прямоугольник остается не раскрашенным.
Учащиеся смешивают на палитре два указанных цвета, получают третий и раскрашивают им прямоугольник;
б) прямоугольник раскрашен цветом начала осени, например зеленовато-желтым, рядом с ним — два не раскрашенных прямоугольника, соединенные знаком «+».
Учащиеся должны раскрасить их зеленым и желтым цветом, так как, смешивая именно эти цвета, можно получить зеленовато-желтый. Примечание. Чтобы придать упражнению занимательность, можно создать игровую ситуацию: дождем нечаянно смыты цвета с некоторых осенних листьев (вместо прямоугольников даны изображения листьев), предложить учащимся восстановить их цвет.
«Какого цвета осень?» Игра
Игра проводится в начале урока перед работой цветом над осенней композицией.
Задачи: развивать цветовую зоркость учащихся, зрительную память; учить смешивать на палитре цвета для получения нужного.
Материал. Репродукции осенних пейзажей на каждого учащегося или одну на парту, набор фишек шести различных цветов.
Содержание. По команде учителя учащиеся достают из пакетов репродукции пейзажей и набор фишек. Внимательно вглядываясь в репродукции картин, сравнивают цвета в репродукции с цветом фишек. При обнаружении сходства они устанавливают фишку на место аналогичного цвета. Когда набор фишек исчерпан, учащиеся должны получить на палитре те цвета, которые рассмотрели в репродукции.
Пробный ход. На доске вывешивается репродукция осеннего пейзажа. Учащиеся проделывают аналогичную работу по поиску цветов, характерных для данной картины.
Правило. Работу следует проделать, пуская в ход песочные часы (3—5 мин). Выигрывает тот, кто больше определит цветовых аналогий и получит эти цвета на палитре.
«Какое дерево лист потеряло?» Лото
Игра проводится во II классе, когда учащиеся опять обращаются к изображению осенних листьев.
Задача — совершенствование зрительной памяти учащихся.
Материал. Карточки лото с изображением различных деревьев (можно использовать карточки лото для I класса), набор карточек с изображением листьев на каждого ученика.
Содержание. Учитель раздает карточки лото и набор карточек с изображением листьев. У него на столе — набор настоящих листьев. Игровое действие заключается в следующем. Учитель демонстрирует один из листьев, лежащих у него на столе, и обращается с вопросом: «Какое дерево потеряло этот лист?» Дети сравнивают настоящий лист с изображениями листьев на своих карточках, находят нужное изображение и предъявляют его учителю. Неправильно поднятая карточка выбывает из игры. Затем учитель считает «раз, два, три», и дети закрывают изображение соответствующего дерева изображением листа.
Правила вытекают из содержания самой игры: быть очень внимательным, поднять нужную карточку, пока считает учитель, быстро определить изображение нужного дерева. Выигрывает тот, кто правильно выполнит все условия игры.
Примечание. Наградой победителям может быть осенняя песенка, во время звучания которой могут быть собраны все карточки и проведена физкультурная минутка.
«В музее осени». Игра
Задачи: совершенствование зрительной памяти, развитие логического мышления и наблюдательности.
Материал. 5—6 репродукций осенних пейзажей, наборы цифр (по количеству репродукций) для каждого ученика.
Содержание. В начале игры вводится образ Осени (в виде куклы или изображения). Учитель читает письмо Осени:
«Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в свой осенний музей. На картинах я изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и с уже облетевшей листвой... Но есть в музее картина, которую я очень люблю. Постарайтесь найти ее по моему словесному описанию».
Читается описание одной из картин, представленных на классной доске. После окончания чтения учащиеся называют картину. •
Правило. По команде учителя учащиеся поднимают карточку с цифрой, соответствующей порядковому номеру репродукции картины, к которой было дано словесное описание.
Примечание. Используя этот же дидактический материал, можно провести игру другого содержания, но решающую те же дидактические задачи.
«Происшествие в музее осени». Игра
Содержание. Учитель говорит о том, что в музее пропала картина. Место нахождения картины уже известно, но она представлена среди других картин, изображающих осеннюю природу, и это усложняет ее поиск. Для того чтобы отыскать пропавшую картину, хранителю музея необходимо дать ее словесное описание и при поиске руководствоваться им.
Учащиеся выбирают «хранителя музея» и «сыщика». Хранителю музея предъявляется осенний пейзаж (другие учащиеся его не видят) и предлагается сделать его словесное описание. Сыщик, руководствуясь этим описанием, ищет среди представленных картин пропавшую.
Правило. Если сыщик нашел картину, все учащиеся хлопают в ладоши.
«Веселый узор». Эстафета
Игра проводится в начале урока перед работой над созданием узора из ягод (приемом тычка) и листьев (приемом приманивания) в полосе.
Задача — закрепить навыки работы приемом тычка и примакивания (прикладывания).
Материал. Узор-образец, состоящий из ягод и листьев: ряд из трех ягод, ряд из трех листьев, ряд из ягод, ряд из листьев и т. д.
Содержание.
На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги (половина листа альбома) для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой
команды-ряда и выполняют приемом тычка первую полосу узора, которого должны будут придерживаться все остальные участники эстафеты. Затем выходят вторые представители команд и выполняют второй ряд узора, состоящий из трех листьев, приемом примакивания (прикладывания), задавая расстояние между рядами узора. Следующие участники игры выполняют ряд узора из трех
ягод и т. д. Сколько учащихся сидит в ряду, столько и рядов будет в узоре.
Правило. Участник эстафеты выходит выполнять свой ряд узора только тогда, когда предыдущий товарищ по команде сядет на свое место.
Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справились с работой, не нарушая правил игры.
Примечание. Чтобы игра прошла организованно, следует заранее подготовить для работы тычки, кисти, баночки гуаши для ягод и листьев для каждой команды; предложить учащимся до того, как они выйдут, выполнять узор, отработать прием декоративной росписи на листе.
Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность целенаправленно двигаться,