Иршат ЗИАНБЕРДИН
" Но вот на табор кочевой, Нисходит сонное молчанье, И слышно в тишине степной, Лишь лай собак да коней ржанье" (А.С.Пушкин, "Цыгане"). Обсудим ситуацию на таборе гуманитариев башкирской науки. Собак тут развелось уйма, особенно "собак на сене". Эти милые собачки на сене отображены в произведениях не только у Пушкина, но и у многих творческих людей. Вот в частности о них что пишет Л.Н.Толстой - " Собака лежала под сараем на сене. Корове захотелось сенца, она подошла под сарай, засунула голову и только ухватила клок сена – собака зарычала и бросилась на неё. Корова отошла и сказала: — Хоть бы сама ела, а то и сама не ест, и мне не даёт". Так как Лев Николаевич часто бывал в Историческом Башкортостане, то вполне возможно, что свою собаку на сене увидел именно тут.
Представим под сеном башкирские украшения нацииональной одежды и рукописи из фондов музеев, НИИ, архивов и эпитафии из сельских кладбищ. Представили? А собачек узнали?
Я думаю вы узнали этих милых собачек в человеческом облике. Удивительно, но они сами прекрасно в курсе о таком своем незавидном положении, и даже чтоб как-то разукрасить и передать определенный шарм этому своему положению придумывают различные "научные" теории и термины, например, как эти: "бесписьменные цивилизации" и "самодастаточность русскоязычных источников для изучения историй народов" или "бляшки" и "утюжки".
Собачки на сене даже создали себе и целый отрасль специфической науки, которого называют "Археология КБЖ веков", лишь для того чтоб можно было писать диссертации о местах своих копов и о кусках горшков и наконечниках стрел, и чтоб занимать должности и звания, дурить народы и получать за это себе деньги на пропитание, на одежду и на конуру. Но большинство из них любят открытый воздух и предпочитают проводить жизнь лежа на сене.
|
Мы уже опубликовали статью о бляшках (см. статью "Просто Бляшки?" газеты "Истоки №17(889" от 30 апреля 2014 года, см. фото 1). Башкиры любят говорить: - "Кабатлаузан дога янгыра гына\\ От повторения - молитвы только обновляются", поэтому я тоже для начала вкратце остановлюсь в содержании этой своей давнишней заметки.
Впервые термин "бляшки" для башкирских национальных украшений, сотрудники МАиЭ УНЦ РАН присвоили именно при публикации данной книги, которая и стала отправным пунктом для возникновения теории "о бесписьменных цивилизациях". В книге "Башкирские нагрудные украшения" (см. фото 2) подробно описаны все украшения-граффити имеющие европейские письменности, за что честь и хвала авторам......
А те украшения, которых они не описали - просто назвали бляшками. Для наглядности смотрите рисунок предмета национальной одежды с бляшками, которых я показываю в виде "черных дыр" (фото 3 и 4).
«Черные дыры» в книге «Башкирские нагрудные украшения», авторами составителями которой являются Н.Г.Рутто; С.Н.Шитова; А.Б.Юнусова; Р.З.Янгужин; Е.Е.Никонорова; А.М.Акбутин) так описаны ими – «…30. Бляшка. 31. Бляшка …36. Бляшка 37. Бляшка. 38. Бляшка… 42. Бляшка пластинчатая орнаментированная 43. Бляшка пластинчатая орнаментированная 44. Бляшка пластинчатая орнаментированная 45. Бляшка пластинчатая орнаментированная 46. Бляшка пластинчатая орнаментированная 47. Бляшка пластинчатая орнаментированная 48. Бляшка пластинчатая орнаментированная 49. Бляшка пластинчатая…67. Медальон ажурный со вставками из стекла… 88. Бляшка пластинчатая орнаментированная…101. Бляшка орнаментированная…142. Бляшка пластинчатая орнаментированная…».
|
Как сено состоит из разнотравья, так и башкирские украшения-граффити различны. На них различными башкирскими письменностями нанесены тексты. Для наглядности рассмотрим эти граффити, отмеченные в моей публикации как "черные дыры", поподробней.
А. Учительские значки времен эпохи Дешти-Кипчака (1016-1220 гг.).
Башкирские граффити, пронумерованные авторами рассматриваемой книги под №№ 44 и 45 и названные «Бляшка пластинчатая орнаментированная», оказались учительскими значками 1016-1220 годов. Тексты выполнены письмом брахми и местной (хазарской) разновидностью иврита. Читаются справа налево и гласят – «Гсапhа субук\\Профессия обучение». На фото 5 смотрите качественные из фондов Российского этнографического музея (РЭМ) этих же значков с аналогичного нагрудника.