№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Год рождения | Специальность | Курс |
Иванов Сергей Иванович | АТС | |||
ЭВМ | ||||
ИСЖ | ||||
ПГС | ||||
АТС | ||||
ИСЖ | ||||
ЭВМ | ||||
АТС | ||||
ПГС | ||||
ИСЖ |
При выполнении задачи 2.3 студенту необходимо выполнить следующие операции:
Запустить табличный процессор EXCEL.
Сформировать заголовок задачи по образцу:
|
Сформировать исходную таблицу с учетными данными группы студентов.
Сформировать 2 таблицы, полученные в результате выполнения операции «Сортировка» (по алфавиту, годам рождения и т.п.).
Сформировать 2 таблицы, полученные в результате выполнения операции «Выборка (Фильтр)» (по специальностям, курсу и т.п.).
Для выполнения указанных операций использовать вкладку «Сортировка и фильтр» на вкладке «Главная».
Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.
Задача 2.4
(Выполняется для всех вариантов)
Сформировать произвольный числовой массив (матрицу) размером 5х5 (пять строк, пять столбцов) и вычислить его основные параметры:
- максимальные и минимальные элементы в каждой строке и каждом столбце;
- суммы элементов по строкам и столбцам;
- общую сумму элементов матрицы;
- определитель матрицы;
- обратную матрицу;
- сделать проверку получения обратной матрицы (перемножить исходную и обратную матрицы для получения единичной матрицы).
|
При выполнении задачи 2.4 студенту необходимо выполнить следующие операции:
Запустить табличный процессор EXCEL.
Сформировать заголовок задачи по образцу:
|
Сформировать произвольный массив чисел (матрицу) размером 5х5 (пять строк на пять столбцов).
Выполнить математические операции, указанные в условиях задачи 2.4.
Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.
Стандартные математические функции, необходимые для решения задачи 2.4, приведены в табл. 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Стандартные математические функции EXCEL,
необходимые для решения задачи 2.4
№ п/п | Математические функции | Функции EXCEL | |
Русская версия | Английская версия | ||
Мин (Х1,Х2,…,Хn) | Мин (Х1 : Хn) | Min (Х1 : Хn) | |
Макс (Х1,Х2,…,Хn) | Макс (Х1 : Хn) | Мax (Х1 : Хn) | |
Сумма(Х1,Х2,…,Хn) | Сумм(Х1 : Хn) | Sum (Х1 : Хn) | |
Опред.матр.(Х11:Хnn) | Мопред(Х11:Хnn) | Mdeterm(Х11:Хnn) | |
Обр.матр.(Х11:Хnn) | Мобр(Х11:Хnn) | Minverse(Х11:Хnn) |
Задача 2.5
(вариант выбирается по последней цифре учебного шифра)
Сформировать заданную систему трех линейных алгебраических уравнений по следующей схеме:
A11X1 + A12X2 + A13X3 = B1
A21X1 + A22X2 + A23X3 = B2
A31X1 + A32X2 + A33X3 = B3
Вычислить значения корней сформированной системы уравнений двумя методами: матричным и по формулам Крамера.
Исходные данные для решения задачи 2.5 приведены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Варианты заданий к задаче 2.5
Последняя цифра шифра | А - коэффициенты системы уравнений | В - свободные члены | ||
А11 - А31 | А12 - А32 | А13 - А33 | В1 - В3 | |
2.58 1.32 2.09 | 2.98 1.55 2.25 | 3.13 1.58 2.34 | -6.66 -3.58 -5.01 | |
2.18 2.17 3.15 | 2.44 2.31 3.22 | 2.49 2.49 3.17 | -4.34 -3.51 -5.27 | |
1.54 3.65 2.45 | 1.70 3.73 2.43 | 1.62 3.59 2.25 | -1.97 -3.74 -2.26 | |
1.53 2.35 3.83 | 1.61 2.31 3.72 | 1.43 2.07 3.45 | -5.13 -3.69 -5.98 | |
2.36 2.51 2.59 | 2.37 2.40 2.41 | 2.13 2.10 2.06 | 1.48 1.92 2.16 | |
3.43 4.17 4.30 | 3.38 4.00 4.10 | 3.09 3.55 3.67 | 5.32 6.93 7.29 | |
3.88 3.00 2.67 | 3.78 2.79 2.37 | 3.45 2.39 1.96 | 10.41 8.36 7.62 | |
3.40 2.64 4.64 | 3.26 2.39 4.32 | 2.90 1.96 3.85 | 13.05 10.30 17.86 | |
2.53 3.95 2.78 | 2.36 4.11 2.43 | 1.93 3.66 1.56 | 12.66 21.97 13.93 | |
1.84 2.32 1.83 | 2.25 2.60 2.06 | 2.53 2.82 2.24 | -6.09 -6.98 -5.52 |
|
При выполнении задачи 2.5 студенту необходимо выполнить следующие операции:
Запустить табличный процессор EXCEL.
Сформировать заголовок задачи по образцу:
|
Решение матричным методом
Расчетная формула
Х = А-1 х В,
где А-1 – обратная матрица коэффициентов при переменных Х (размер 3х3);
В – матрица свободных членов (размер 3х1).
Порядок выполнения
1. Сформировать исходные матрицы А и В.
2. Вычислить обратную матрицу А-1 .
3. Перемножить матрицы А-1 и В, получить вектор-столбец Хi корней системы уравнений (Х1, Х2, Х3).
Решение по формулам Крамера
Расчетные формулы:
Х1 = D1/D, X2 = D2/D, X3 = D3/D,
где D, D1, D2, D3 – определители матриц А, А1, А2, А3.
Порядок выполнения
1. Сформировать исходные матрицы А, А1, А2, А3 (А, А1, А2, А3 – матрица коэффициентов при переменных Х1, Х2, Х3;в матрицах А1, А2, А3 первый, второй и третий столбцы соответственно заменяются свободными членами).
|
2. Вычислить их определители D, D1, D2, D3.
3. Вычислить корни заданной системы уравнений по приведенным расчетным формулам.
Сохранить созданный документ с результатами выполнения указанных операций на своем носителе информации, распечатать документ.
Стандартные математические функции, необходимые для решения задачи 2.5, приведены в табл. 2.5.1.
Таблица 2.5.1.
Стандартные математические функции EXCEL,
необходимые для решения задачи 2.5
№ п/п | Математические функции | Функции EXCEL | |
Русская версия | Английская версия | ||
1. | Опред.матр.(Х11:Хnn) | Мопред(Х11:Хnn) | Mdeterm(Х11:Хnn) |
2. | Обр.матр.(Х11:Хnn) | Мобр(Х11:Хnn) | Minverse(Х11:Хnn) |
3. | Умнож.матр.(А*В) | Мумнож(А11:Аnn,В11:Bnn) | Mmult(А11:Аnn,В11:Bnn) |
Примечание.
При вычислении обратной матрицы и произведения матриц с помощью функций EXCEL Мобр и Мумнож в указанную ячейку выводится только первый элемент матрицы-результата. Для того, чтобы вывести все элементы полученной матрицы, необходимо:
выделить диапазон ячеек под будущую матрицу (ячейка, содержащая результат вычисления, будет находиться в верхнем левом углу будущей матрицы);
нажать клавишу F2. При этом в ячейку будет выведена функция, а исходная матрица выделится цветной рамкой;
нажать комбинацию клавиш CTRL+SHIFT+ENTER (в выделенный диапазон ячеек будет введен искомый результат).
После изложения практической части работы студент приводит список литературы, использованной им при написании контрольной работы. В список включаются те источники, которые использовались при подготовке контрольной работы и на которые имеются ссылки в работе.
При описании литературного источника необходимо указать:
· фамилии и инициалы авторов;
· название книги, статьи;
· место издания;
· издательство;
· год издания;
· объем (сведения о количестве страниц).
Ниже приведены примеры описания некоторых видов литературных источников.
Пример. Книга одного и более авторов.
Мельников Д.А. Информационные процессы в компьютерных сетях. Протоколы, стандарты, интерфейсы, модели... М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 1999. 256 с.
Информационные технологии в маркетинге / Под ред. Г.А. Титоренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 335 с.
Пример. Статья из журнала.
Коржов В. Internet на космической скорости // Мир ПК, 2001. № 1. С. 86-87.
В приложениях (при необходимости) помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые иллюстрируют текст основной части работы. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки (например, см. приложение 5).
Руководитель, в соответствии с установленным графиком, осуществляет консультирование по выполнению работы. На консультациях студент обсуждает и уточняет содержание теоретической и практической частей контрольной работы.
Завершенная работа сдается преподавателю-консультанту в установленные учебным графиком сроки на рецензию. Руководитель оценивает содержание работы, степень самостоятельности ее выполнения, уровень грамотности, в рецензии отмечает положительные стороны работы и ее недостатки и определяет, допускается ли она к защите (собеседованию). Если студент не допущен к защите, то контрольная работа должна быть доработана согласно замечаниям руководителя.
Собеседование позволяет выявить уровень знаний студента по выбранной теме, степень его самостоятельности в выполнении работы. В случае необходимости собеседование проводится в компьютерном зале с демонстрацией фрагментов работы на ПК. Результаты собеседования оцениваются на «зачтено», «незачтено».
В случае незачета студент должен внести необходимые изменения в работу и лучше подготовиться к повторной защите. К экзамену по дисциплине «Информатика» допускаются только те студенты, которые выполнили и успешно защитили контрольные работы.