В результате изучения темы, обучающийся должен
знать: Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Уметь: доказывать роль живых организмов в биосфере на конкретных примерах.
Задание № 1. Ответьте на вопрос: Как называется экологическая система, которая объединяет все биогеоценозы нашей планеты?
Задание № 2. Заполните пустующие клетки в таблице
Среда обитания
Среда обитания | Характеристика среды обитания | Черты приспособленности организмов к среде обитания | Представители царств органического мира |
Водная | Обладает высокой плотностью и теплоемкостью, поэтому не бывает резких колебаний температуры; количество кислорода, растворенного в воде, относительно низкое и может меняться в зависимости от внешних условий; испарения нет, избыток влаги; наличие растворенных солей и газов | Обтекаемая форма тела, большая мускульная сила; дыхание жабрами, всей поверхностью тела или легкими; наличие плавников или ласт; выделение внешними покровами слизи, снижающей трение о воду. | |
Наземно-воздушная | |||
Почвенная | Большая плотность среды, содержание кислорода по мере погружения в почву уменьшается; отсутствие света; колебания температуры по мере погружения в почву становятся менее заметными; наличие органических и минеральных веществ, разных форм влаги. | ||
Организменная |
Задание № 3. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках. Запишите предложения, которые у вас получились.
1. Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически (агрессивна, неагрессивна); они (имеют, не имеют) защитные покровы; они (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они (имеют, не имеют) слух; они (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц (большое, небольшое).
|
2. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере (Ж.-Б. Ламарк, Л. Пастер, В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов)?
3 Биосфера – это оболочка Земли, в которой (существуют или существовали) и (взаимодействуют или взаимодействовали) с окружающей средой живые организмы; (оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы; оболочка Земли, в которой существует человечество).
4. Верхняя граница биосферы находится на высоте (100—120 м; 1—2 км; 10—12 км; 16-20 км; 100-200 км; 160-200 км).
5. Граница биосферы в океане находится на глубине (100—120 м; 1 -2 км; 5-6 км; 10—11 км; 20 км; 100 км).
6. Граница биосферы в литосфере находится на глубине (I 2 м; 10— 12 м; 100—120 м; 1 км; 3 км).
7. Какой фактор определяет верхнюю границу распространения жизни в атмосфере (отсутствие кислорода; интенсивный поток ультрафиолетовых лучей; высокая температура; отсутствие воды)?
8. В состав биосферы входят (организмы и абиотическая среда; только организмы; только абиотическая среда).
9. Среда, в которой живут самые быстродвигающиеся животные, это (наземно-воздушная; подземная (почва); водная; живые организмы).
10. В какой среде органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений имеют наивысшее развитие (в наземно- воздушной; в подземной (почва); в водной; в живых организмах)?
|
11. В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные (в наземно-воздушной; в подземной (почва); в водной; в живых организмах)?
Задание № 4. Ответьте на вопросы устно:
1.Что такое биосфера? Где и чем определены границы биосферы?
2. Почему В.И. Вернадский проводил нижнюю границу биосферы по толще осадочных пород и нефтеносных пластов?
Задание № 5. Выполните тест (Запишите в тетрадь).
1. Живое вещество — это (масса особей одного вида; масса сообщества в целом, приходящаяся на единицу поверхности или объема; совокупность всех существующих организмов; масса всех растений и животных суши).
2. В биосфере (биомасса растений во много раз превышает биомассу животных; биомасса животных во много раз превышает биомассу растений; биомасса растений равна биомассе животных; соотношение биомассы растений и животных постоянно изменяется).
3. Биомасса суши, почвы и океана (уменьшается от полюсов к экватору; увеличивается от полюсов к экватору; увеличивается от экватора к полюсам; не изменяется от полюсов к экватору).
4. Способность организмов поглощать одни газы и выделять другие в ходе фотосинтеза и дыхания — это функция живого вещества (концентрационная; газовая; окислительно-восстановительная; биохимическая).
5. Способность организмов поглощать и накапливать в телах химические элементы — это функция живого вещества (концентрационная; газовая; окислительно-восстановительная; биохимическая).
6. Способность организмов окислять и восстанавливать различные вещества — это функция живого вещества (биохимическая; окислительно-восстановительная; концентрационная; газовая).
|
7. Биогеохимическая функция живого вещества, связанная со сложными превращениями различных веществ в процессах питания, дыхания, размножения — это функция (биохимическая; окислительно -восстановительная; концентрационная; газовая).
8. К какой функции живого вещества можно отнести процессы фотосинтеза (газовой; энергетической; концентрационной; биохимической; деструктивной)?
Задание № 6. Разделитесь на 5 групп. Для подготовки к выполнению дается 15 минут. Во время каждого выступления вы должны законспектировать схемы круговоротов.
Задание группы №1
1.Прочтите текст «Круговорот углерода»
2.Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) углерода.
3.Составьте свою схему круговорота углерода, следуя логике полученного материала.
4.Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 5 минут).
Задание группы №2
1.Прочтите текст «Круговорот кислорода»
2.Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) кислорода.
3.Составьте свою схему круговорота кислорода, следуя логике полученного материала.
4.Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 5 минут).
Задание группы №3
1.Прочтите текст «Круговорот азота»
2.Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) азота.
3.Составьте свою схему круговорота азота, следуя логике полученного материала.
4.Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 5 минут).
Задание группы №4
1.Прочтите текст «Круговорот фосфора»
2.Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) фосфора.
3.Составьте свою схему круговорота фосфора, следуя логике полученного материала.
4.Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 5 минут).
Задание группы №5
1.Прочтите текст «Круговорот серы»
2.Проанализируйте предложенную схему биогеохимического цикла (круговорота) серы.
3.Составьте свою схему круговорота серы, следуя логике полученного материала.
4.Подготовить рассказ по этой схеме. Выбрать в группе главного докладчика, который выступит с рассказом перед классом (выступление не более 5 минут).