Реализация программы «Что? Где? Когда» позволит педагогу акцентировать внимание учащихся на яркие страницы отечественной и мировой истории и культуры. Планируется проведение тематических игр, соответствующих изученным темам предметных областей (история, география, биология, литература, русский язык и др.).
Использование компьютерных версий игры «Что? Где? Когда?», использование игр, позволяющих всесторонне развивать навыки интеллектуальной деятельности для наилучших результатов: «Своя игра», «Пойми меня», «Брейн-ринг».
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа
Программа по курсу «Что? Где? Когда?» для трех групп школьников: 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы формируются с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей каждого возраста.
Возрастные особенности детей в 11-13 лет связаны с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Возрастные особенности детей 14-15 лет связаны с устойчивым овладением коммуникативными средствами и способами организации учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Возрастные особенности подростков 16-17 лет связано с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром.
Сведения о сроках реализации программы
Программа рассчитана на один учебный год (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Планируемые результаты освоения программы
Программа «Что? Где? Когда?» позволяет добиться следующих результатов.
Личностных:
- потребность обучающихся в саморазвитии;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и многообразии;
- уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- овладение навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- формирования навыка работы в команде.
Метапредметных:
- формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование и развитие компетенции в области интеллектуальной деятельности;
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формирование умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе обучения;
Содержание программы
1.Введение в игру.
Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что, где, когда?», правила игры.
Варианты игры: классическая игра, брейн-ринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд), игра в командах, «Своя игра».
Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух, роль капитана.
Первые игровые пробы.
2. Компоненты успешной игры. Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Находчивость. Умение сдерживать эмоции. Игровые пробы.
3. Техника мозгового штурма. Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях. Коллективный анализ каждого мозгового штурма.
Игровые пробы.
4. Подбор заданий к играм. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий. Использование научно-популярных журналов, интернета.
5.Игры «Что, где, когда?» по различной тематике и с различными заданиями.
6. Рефлексия в конце занятий.
7. Тематические игры.
Система оценки планируемых результатов
Важным показателем успешности достижения результатов является участие воспитанников в различных формах интеллектуальной деятельности класса, школы, Школьного чемпионата Миасского городского округа и Школьного Чемпионата Челябинской области по интеллектуальным играм.
Методическое и материально-техническое обеспечение
К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- учебный кабинет
- пакет диагностик
- вопросы
- дидактический материал
- наглядный и раздаточный материал на игру
- мультимедийный проектор
- компьютер
-аудио и видеозаписи
Реализация программы
Реализация программы «Что, где, когда?» позволит выделить наиболее одаренных детей среди учащихся школы, привлечь новых детей к участию в интеллектуальных играх, развитие конкурентных качеств учащихся школы и сохранение за школой № 9 лидирующих позиций в интеллектуальном школьном движении города Миасс. А также позволит педагогу акцентировать внимание школьников на яркие страницы отечественной и мировой истории и культуры. Планируются проведение тематических игр, соответствующих изученным темам предметных областей 5-11 классов (история, литература, география, русский язык, биология и др.), использование компьютерных версий игры «Что, где, когда», использование игр, разработанных педагогами школы («Своя игра»).
Методы обучения
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж.
Наглядные методы обучения: наблюдение, иллюстрация и демонстрация (презентации, передачи, наглядные пособия, компьютерные продукты)
Практические методы: тренировочные игры, дидактические игры.
Список литературы
1. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А Горский, А.А. Тимофеев, Л.В. Смирнов): под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011
4. Д.В. Григорьев. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. (ФГОС);
5..В.Григорьев. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность Пролемно-ценностное общение. (ФГОС).
6. А.Г. Макеева Программа внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья». (ФГОС).
7. Положение «Школьный Чемпионат Миасского городского округа по интеллектуальным играм» (2017)