Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.




Тема 3. Лекция «Методы обучения».

План

1. Метод обучения: понятие, классификация

2. Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

3. Методы активного обучения: понятие, классификация

 

Метод обучения: понятие, классификация

Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения (Кларин М.В.).

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала. Метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций[1].

В данной лекции рассмотрим следующую классификацию методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль).

 

1 группа методов

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности По логике передачи и восприятия информации По степени самостоятельности мышления По степени управления учебной работой
Словесные Индуктивные Репродуктивные Под руководством преподавателя
Наглядные Дедуктивные Проблемно-поисковые Самостоятельная работа обучаемых
Практические      

 

2 группа методов

Методы стимулирования интереса к учению Методы стимулирования ответственности и долга
Познавательных игр Убеждения в значимости учения
Учебных дискуссий Предъявления требований
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры Поощрения и наказания

 

3 группа методов

Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы практического контроля и самоконтроля
Индивидуальный опрос Письменные контрольные работы Машинный контроль
Фронтальный опрос Письменные зачеты Контрольно-лабораторный контроль
Устные зачеты Письменные экзамены  
Устные экзамены Письменные работы  

 

Р.С. Пионова

Признак классификации - По дидактическим целям

Теоретико-информационные методы обучения:

-устное логически целостное изложение учебного материала;

-диалогически построенное устное изложение (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).

Практико-операционные методы обучения – упражнения, алгоритм, «делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или деловая).

Поисково-творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.

Контрольно-оценочные методы – предварительный экзамен, устное выступление, ответ с места (во время лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль и др

 

Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании технологически методы определяют как совокупность приемов, обеспечивающих решение задач обучения.

Факторы, влияющие на выбор методов обучения и их продуктивность.

В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения:

- цели и задач содержания учебной информации конкретного занятия;

- время, отведенное на изучение той или иной учебной информации, входящей в структуру учебной дисциплины;

- уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);

- возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;

- материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;

- уровень компетентности педагога;

- функции, выполняемые методом обучения.

Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

Метод является одним из важнейших инструментов учебно-воспитательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации обучения. При этом методы более продуктивны, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый преподаватель свободен в выборе методов обучения.

Педагогической практикой установлено правило воспроизводимости методов обучения. Сущность его состоит в том, что в сходных дидактических условиях применение одних и тех же методов обучения дает один и тот же педагогический эффект.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: