Экономические реформы.
10 марта 1985 г. после смерти К. Черненко новым генеральным секретарем был избран 53-летний М.С. Горбачев. Сначала по традиции в своем первом выступлении он пообещал продолжить политический курс своего предшественника. Однако уже в апреле 1985 г. Горбачев объявил о планах широких реформ, которые должны были всесторонне обновить общество.
В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в НТР, технологическом перевооружении машиностроения. Особое внимание уделялось активизации «человеческого фактора», через укрепление дисциплины и стимулирование новых форм труда.
Одним из первых шагов руководства Горбачева стали постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприемке».
К середине 1980-х гг. СССР занимал одно из первых мест в мире по потреблению алкоголя на душу населения. В результате проведения антиалкогольной кампании М.С. Горбачева было сокращено производство спиртного в стране, ограничено его потребление (примерно 0,5–1 л на одного человека в месяц). Начали вырубать виноградники на южных территориях СССР, знаменитых своими вековыми винодельческими традициями. В стране развилась спекуляция спиртным, бурно расцвело самогоноварение. Люди начали потреблять непищевые алкогольные продукты: одеколон, денатурат и т.д.
За 1985–1986 гг. производство алкогольных напитков в стране сократилось вдвое, а госбюджет не досчитался за 1985–1988 гг. около 67 млрд. руб. В конце концов, антиалкогольная кампания провалилась, т.к. проводилась бюрократическими методами и привела к появлению побочных последствий. Гос-во резко сократило продажу спиртных напитков и повысило цены на них, а с другой стороны – оно не смогло насытить рынок той продукцией, на которую можно было бы потратить освободившиеся в семьях средства.
|
На основании закона «О госприемке» были созданы службы гос. инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. такие службы уже действовали практически на всех крупных промышленных предприятиях СССР. Таким образом, начало перестройки носило во многом декларативный характер.
К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Сокращалось число министерств и ведомств. Были заметно расширены права предприятий, вновь введен хозрасчет (самоокупаемость). Предприятия получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видов производства товаров и услуг. Сельским и городским жителям предоставляется право брать землю в аренду на срок до 50 лет со свободой распоряжения продукцией. Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен принятием в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. Однако эти правительственные меры были намечены приблизительно, неконкретно.
|
Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная Программа 500 дней, подготовленная группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. В ней намечалось провести в этот сжатый срок поэтапную кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой переход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило реализацию программы 500 дней.
С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Резко увеличились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. В условиях инфляции деньги теряли вес, нарастал ажиотажный спрос на товары. Деньги теряли свой вес, появилось массовое стремление купить на них хоть что-то. Нарастал ажиотажный спрос на товары долговременного пользования: телевизоры, холодильники, мебель, автомобили. Но гос. цены не были слишком высокими. Поэтому определяющими становились цены «черного рынка». В обществе нарастала напряженность. Ее усиливали постоянно повторяющиеся кризисы отдельных товаров: «сахарный кризис», нехватка моющих средств (лето 1989 г.), «чайный кризис» (осень того же года), «табачный кризис» (лето 1990 г.)… Правительство находилось под огнем постоянной критики.
Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали перестройке.
Цели и этапы политической реформы. Изменения в духовной жизни общества.
Для начального периода перестройки (1985–1988) было характерно значительное обновление и омоложение руководителей всех уровней, выдвижение ряда современно мыслящих руководителей, в т.ч. Б.Н. Ельцина, раскрепощение общества, критическое переосмысление прошлого и настоящего.
|
С середины 1987 г. был провозглашен курс на гласность. Началось смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидация спецхранов в библиотеках, публикация ранее запрещенных книг, и открытое освещение негативных сторон жизни общества при Сталине, Хрущеве, Брежневе и др. Все эти действия контролировались сверху КПСС. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат не может удерживать поток свободного слова в рамках официальной идеологии – социализма.
В стране возникают 10-ки, затем 1000-чи независимых газет и журналов, раскованнее становиться радио- и телевещание. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде реакционными, покинувших страну, репрессированных или высланных за рубеж в годы советской власти. Среди них знаменитые русские философы В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев, писатели Д.С. Мережковский и В.В. Набоков, поэты Н.С. Гумилев и А. Ахматова («Реквием»), И.А. Бродский. Огромную популярность приобрели литературно-художественные и общественно-политические журналы «Новый мир» (гл. ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), «Огонек» (В. Коротич), «Наш современник» (С. Викулов) и др. В течение короткого времени были опубликованы практически все ранее запрещенные произведения – М. Булгакова «Собачье сердце», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован», Л. Замятина «Мы». Тиражи изданий выросли многократно.
Было издано множество книг, попавших под запрет в 1960–1970-е гг. из-за того, что они затрагивали сталинскую тему. Вышли в свет «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Зубр» Д. Гранина, «Белые одежды» В. Дудинцева. Некоторые авторы получили гос. премии в области литературы: А. Приставкин, Ф. Искандер («Сандро из Чегема»), Б. Можаев («Мужики и бабы»).
Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Для них открываются границы СССР, их освобождают из тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.
Появились фильмы о современной жизни: «Так жить нельзя» (С. Говорухин), «Неьеса обетованные» (Э. Рязанов), «Интердевочка» (по повести В. Кунина). Вышла целая серия антисталинских фильмов, в которых переосмысливались исторические и нравственные устои советского общества – «Покаяния» (Т.Е. Абуладзе), «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего».
Ключом забила энергия «прорабов перестройки» – публицистов из числа мало известных ранее философов, экономистов, историков, писателей, режиссеров, актеров. Главным достижением перестройки многие историки склонны считать завоевание свободы слова.
С лета 1988 г. руководство страны обратилось к реформированию закостеневшей политической системы СССР. Важнейшей целью реформы стало оживление Советов, подмятых в свое время партией большевиков, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.
В июне 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС учреждается новый («хорошо забытый старый») высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР. Выборы депутатов стали проводиться в 1989–1990 гг. на альтернативной основе: т.е. на каждое депутатское место предлагалось несколько кандидатов. Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов и мел следующие особенности:
1) треть избиралась народом путем прямых выборов от территориальных округов;
2) треть избиралась от административно-территориальных и национальных образований;
3) треть избиралась от общественных организаций без всенародного голосования;
4) учреждался институт окружных избирательных комиссий, наделенных широкими полномочиями. В результате чего далеко не каждый желающий мог стать кандидатом в депутаты. Окружные комиссии, подобранные местными органами КПСС, создавались в каждом округе и отсеивали неугодных путем проведения отрежиссированных «собраний избирателей». Из множества желающих комиссии «выдвигали» только двух кандидатов (в редких случаях – больше), заранее согласованных с партийными органами;
5) имел двухступенчатую структуру – из своего состава съезд избирал Верховный Совет, который работал постоянно, а большинство депутатов собирались 2 раза в год на съезд для принятия особо важных решений.
Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР (съезды). Таким образом, советы перестали быть номинальными – превращались в реальные органы власти («Вся власть Советам!»). Они стали избираемыми парламентами, превратились в новые центры власти, альтернативные власти КПСС.
Вводился новый пост – председателя Советов (от Верховного до районного). В марте 1989 г. председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, председателем Верховного Совета РСФСР – его политический оппонент Б.Н. Ельцин (май 1990 г.), который представлял силы, требовавшие ускорить и углубить реформы.
I съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая – 9 июня 1989 г. в Москве. Это был первый опыт парламентаризма в СССР. Съезд открыл для советского народа новую плеяду политиков, повлиявших на ситуацию в стране в конце 1980-х – начале 1990-х гг.: Собчака, А.Д. Сахарова, Попова и др. Впервые в истории СССР была сформирована оппозиция, выступавшая с критикой КПСС и советского строя – межрегиональная депутатская группа: Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Попов, Пальм. В стране начал зарождаться второй центр власти, альтернативный КПСС.
В стране резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий самого широкого спектра: от монархических до анархистских с преобладанием партий центра – либерально-демократических. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации («Народные фронты» и т.п.). Новые политические образования все отчетливее занимают антикоммунистические и антисоциалистические позиции.
Кризис охватил и КПСС. Происходил массовый отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15 млн. чел.). В 1989–1990 гг. компартии Литвы, Латвии и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС.
В стране начали складываться новые центры реальной власти – в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов.
Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва и Эстония, а за ними Российская федерация и другие союзные республики приняли декларации о гос. суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты.
Решающее значение для начала парада суверенитетов имело тот факт, что республиканским правящим элитам удалось связать свои интересы с интересами широких слоев населения: и те, и другие были несогласны с существовавшей формой взаимоотношений между республиками и центром. Союзные республики выступали против чрезмерного централизма в управлении, навязывания республикам со стороны Москвы своих установок в области экономики, политики. И при этом Москва как центр СССР не учитывала интересы республик, проявляла неуважение к национальной культуре, языкам, обычаям.