Вопросы:
1. Особенности строительной продукции и маркетинга строительных предприятий.
2.Маркетинговая среда строительных предприятий
3. Аутсорсинг в строительстве.
4.Маркетинговое планирование строительных предприятий
5. Формирование комплекса маркетинга строительного предприятия
1. Особенности строительной продукции и маркетинга строительных предприятий
Строительная продукция как товар представляет все, что может удовлетворить потребность человека в объектах недвижимости для купли-продажи с целью приобретения для личного или общественного пользования. Это могут быть готовые здания и сооружения, строительные конструкции и материалы, строительные услуги подрядчика, проектно - изыскательская и научно-исследовательская деятельность. В любом случае, покупая жилой дом или любой строительный материал, покупатель должен ощущать очевидную выгоду обретенного изделия.
К особенностям строительной продукции как товара следует отнести:
*стационарность как в период создания, так и в течении всего срока эксплуатации;
*продолжительный жизненный цикл строительной продукции (жилой дом легче отремонтировать, чем купить новый);
* высокую капиталоемкость строительной продукции, что ограничивает круг
потенциальных покупателей;
* потребительские предпочтения консервативны и менее подвержены моде;
* преобладает не массовый, а дифференцированный подход в создании и реализации объектов строительства;
* каналы распределения характеризуются высоким уровнем специализации;
*созданная строительная продукция испытывает жесткую конкуренцию со стороны вторичного рынка;
* необходима четкая процедура финансирования в связи с длительным сроком
воспроизведения продукции;
*создание каждой единицы продукции требует вовлечения большого количества участников и привлечения новых партнеров.
Следует отметить, что ни одна из рассмотренных особенностей строительной продукции не создает преимуществ для успешного функционирования на рынке, а лишь делает проблемы строительных фирм более многоаспектными и сложными.
При определении стратегий маркетинга для отдельных товаров строительного производства у производителя возникает необходимость классифицировать свою продукцию на основе имеющихся характеристик. Строительную продукцию можно разбить на следующие группы:
* строительные материалы - товары, полностью используемые в процессе строительства (сырье - песок, гравий, полуфабрикаты - цемент, битум);
* строительные конструкции и изделия - материальные компоненты, которые используются строительно-монтажной организацией в процессе сооружения объектов строительства. Эти изделия не требуют на строительной площадке никаких доработок, их конструкции и параметры отвечают третям проекта. Наибольшее значение при покупке этих изделий имеют цена товара, надежность поставщика, качества продукции и соответствие ее параметров требованиям проекта. Эти условия должны лежать в основе маркетинговых решений;
* готовые здания и сооружения - в городах это многоэтажные или одно этажные жилые дома. Более состоятельная часть населения предпочитает индивидуальные проекты, учитывающие вкусы отдельных потребителей.
При выборе поставщика строительных материалов и конструкций основными факторами являются простота транспортной схемы, близость производителя к потребителю, соответствие сырья технологическим требованиям производства, надежность поставщика относительно сроков, объемов и стоили поставок.
Строительная индустрия является индикатором качества жизни общества и социально-экономического развития. Помимо этого, строительный сектор национальной экономики способствует активизации работы реального сектора, так как стимулирует работу металлургических, машиностроительных заводов, агропромышленного сектора, транспорта страны, легкой промышленности.
Особенности маркетинга в строительстве определяются специфическими признаками этой сферы, а именно:
1)предприятия строительной индустрии при своей многочисленности территориально разбросаны. Работа многих из них носит временный или сезонный характер. При этом функционирование строительных организаций отличает высокая мобильность и оперативная дислокация в соответствии с полученным портфелем заказов;
2) строгая последовательность технологических процессов капитального строительства и отделочных работ предусматривает достаточно широкий диапазон услуг, начиная от монолитных работ, строительно-монтажных работ, столярки (окна), отделочных работ, дизайна и заканчивая электроснабжением, телефонизацией, радиофикацией, дизайном благоустройства, охранными системами;
3) в современных строительных процессах в условиях рынка резко возрастают совокупные затраты на организацию транзакций, т. е. рыночное участие. По данным современных аналитиков наибольшая доля расходов приходится на управление и организацию системы товародвижения и, в частности, на транспортную логистику в пределах 20% от общего объема затрат;
4) на сроки и качество строительного процесса большое влияние оказывают климатические условия, что, безусловно, увеличивает проблемность выполнения прогнозных оценок сроков завершения работ и сдачи-приемки готовых объектов. На итоги строительства также влияют природные факторы, в том числе рельеф местности, строение грунта, наличие и территориальная удаленность источников сырья — песка, строительного кирпича и других важных компонентов;
5) на результаты строительных работ в рамках полученных заказов отрицательно влияют неравномерность распределения строительно-монтажных работ, недостаток оборотных средств, нестабильность платежеспособности заказчиков и несовершенство системы государственного регулирования.
Сегментация рынка строительной продукции — довольно сложный процесс. Чтобы обеспечить получение желаемого результата, необходимо следовать определенным правилам:
• между потребителями должны быть значительные различия для образования сегментов;
• каждый сегмент должен быть четко ограничен;
• у строительной организации должна быть возможность определить характеристики и требования потребителей;
• выбранные сегменты должны быть достаточно большими для обеспечения необходимой доходности;
• сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта.
Опыт сегментации рынка свидетельствует о том, что существуют определенные ограничения при формировании рыночного сегмента.
Особенности сбытовой политики:
Прямой сбыт в соответствии с имеющимся портфелем заказов, заключенными договорами подряда и предварительными соглашениями о строительстве объектов или оказании сопутствующих технических услуг. Заранее оговариваются сроки строительства, проектносметная документация, технико-экономические характеристики объектов, применяемые строительные материалы, детали и конструкции.Разновидностью прямого сбыта является проведение подрядных торгов. Подрядные торги могут быть разбиты на следующие подгруппы:
1. архитектурно-строительное проектирование — разработка проектно-сметной документации, обоснование инвестиций, разработка строительного бизнес-плана, разработка инвестиционного проекта;
2. проектно-строительные работы: посредством проведения торгов заказчик выбирает наиболее подходящую ему проектно-строительную фирму и заключает с ней контракт;
3. профессиональное управление строительством — вовлечение заказчика в процесс реализации инвестиционного строительного проекта.
Привлечение посреднических фирм. К посредническим фирмам могут быть отнесены:
1. дистрибьюторы — торговые фирмы, осуществляющие свою деятельность на основе больших закупок у крупных строительно-монтажных организаций и устанавливающие длительные контрактные отношения с производителем;
2. агенты и брокеры — фирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукции на основе комиссионного вознаграждения;
3. джобберы — скупают отдельные виды продукции для быстрой перепродажи.
Ипотека. Ипотечное кредитование расширяет платежеспособный спрос населения на жилье и тем самым позволяет вовлекать внебюджетные средства в жилищную сферу. Ипотека обеспечивает взаимосвязь между денежными ресурсами населения, банками, финансово-строительными компаниями, направляя денежные средства в реальный сектор экономики. Ипотечные займы рассчитаны на срок до 20~30 лет.