Направления и периоды творчества. 5. На кого смотрел




Разбор Майкл Кенна

Эпоха и контекст

Майкл Кенна родился в 1953 году в индустриальном городке Виднес, в графстве Ланкашир на северо-западе Англии, в семье ирландского рабочего. С 1964 по 1972 он учился в католической семинарии Колледжа Святого Джозефа (St Joseph’s College) в Ап Холланде, затем поступил в Школу искусств города Банбери (Banbury School of Art). В Школе искусств Банбери молодой автор получил первое полноценное обучение и начал знакомиться с фотоискусством. В дальнейшем уехал в Лондон и поступил в Колледж печатного дела для изучения графического дизайна (London College of Printing). Окончив учебу с отличием, он в 1977 году переехал в Сан-Франциско, США.

 

Когда и где стал знаменитым

Немногие художники становятся классиками при жизни. Фотохудожник из Англии Майкл Кенна (Michael Kenna), широко известный во всем мире своими черно-белыми пейзажами, несомненно, классик современного фотоискусства.

 

Направления и периоды творчества. 5. На кого смотрел

В Америке Майкл продолжает заниматься пейзажным направлением, параллельно работая для прессы, студий звукозаписи, театров и перенимая опыт у коллег.

В 1977 году Майкл Кенна встретил знаменитую Рут Бернхард (1905-2006гг.), которая сделала перспективного автора своим ассистентом. Именно она познакомила Майкла со своими способами фотопечати, обработки, проявки пленок. Бернхард показала молодому фотографу, как, жонглируя негативами, можно отыскать массу возможностей для творчества. Во многом уникальным художественным почерком Кенна обязан Рут.

С 1990 года он начал принимать коммерческие заказы, работал над рекламными кампаниями известных автомобильных брендов – Audi, Volvo, Mercedez и Maserati.

Имя Майкла Кенны сегодня, как и последние три десятка лет, неизменно ассоциируется с пейзажной фотографией. Он гуру пейзажа. Работы Майкла Кенны представлены в семидесяти музейных собраниях, в том числе лондонский Виктория и Альберт, токийский фотографический, Национальная галерея искусств в американском Вашингтоне и парижская Patrimoine photographique, его творчеству посвящено более тридцати книг.

В 2000 году он стал Кавалером Ордена искусств и литературы (Chevalier in the Order of Arts and Letters), Франция.

Фотограф выпустил больше 20 книг, в которых представлены кадры, сделанные по всему миру - от заснеженных ландшафтов японского острова Хоккайдо до живописных итальянских пейзажей.

Проекты автора часто занимают семь-восемь лет. К таким относятся коллекции фотографий под названиями The Rouge («Красное»), Le Nôtre’s Gardens («Наши сады»), Monique’s Kindergarten («Детский сад Моник»), Japan («Япония»), Ratcliffe Power Station («Электростанция Рэтклифф») и Mont St Michel («Мон-Сен-Мишель»). Иногда этот процесс занимает еще больше времени. Так, его исследование концентрационных лагерей, увидевшее свет в 2000 году и отданное французскому народу, длилось более 10 лет, в течение которых автор посетил множество сохранившихся на сегодня нацистских концлагерей.

Кенна способен на неожиданные поступки. Так, он подарил 6000 негативов организации «Фотографическое наследие города Парижа» и в придачу отдал 300 отпечатков со всеми правами на любое использование. Все материалы касаются его работы над темой концлагерей.

Ретроспектива работ 66-летнего Майкла Кенны – выставка «Одиссея», посвященная 45 годам его творческой деятельности (1973-2018 гг.), недавно была открыта в Токийском музее фотоискусства. В 2016 году Майкл Кенна был удостоен специальной фотопремии в Хоккайдо (Япония).

В 2012 году его работы были показаны в Художественном музее Такома. Годом ранее – в московском Музее Современного Искусства. Работы Кенны демонстрировались также в итальянском музее Палаццо Маньяни в Реджо-Эмилия (2010 г) и Национальной библиотеке Франции (2009 г).

Фотографии Майкла Кенны включены во многие публичные коллекции, включая Национальную Галерею искусств в Вашингтоне, Музей современного искусства Сан-Франциско, Шанхайский художественный музей, Токийский музей фотографии метрополитена, Пражский музей декоративных искусств и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Фотоальбом серии «Rafu» опубликован в январе 2019 («Nazraeli пресс»).

Сегодня фотограф живет в Сиэтле и продолжает совершенствовать уникальную

методику съемки.

Награды:

2003 Honorary Master of Arts, Brooks Institute, Santa Barbara, California, USA

2000 Chevalier of the Order of Arts and Letters, Ministry of Culture, France

1996 Golden Saffron Award, Consuegra, Spain

1989 Institute for Aesthetic Development Award, Pasadena, California, USA

1987 Art in Public Buildings Award, California Arts Council Commission, Sacramento, California, USA

1981 Imogen Cunningham Award, San Francisco, California, USA

 

Что привнес

Майкл Кенна снимает необычные пейзажи с «эфирным» освещением. Такого эффекта он достигает, фотографируя на рассвете или в сумерках с длинными выдержками до 10-12 часов. Майкл постоянно правит свои работы, применяет различные фильтры, выделяя светом одни участки снимка и приглушать тонально другие. Художник как будто приглашает зрителя к интимному, личному разговору. Каждый снимок из-за камерного размера 30 х 30 см может рассматривать только один человек и на расстоянии не более 30 см. Являя и открывая самого себя в своих работах Кенна и от зрителя требует максимальной откровенности, намеренно подводит его поближе. Черно-белые, утрированно-контрастные фотографии мгновенно притягивают, завораживают своей таинственностью. Глаз отчаянно цепляется за ускользающую реальность, но тщетно — это где-то в другом измерении. Снимки Кенны настолько же вечны, насколько современны, их легко можно принять и за древнюю живопись и за 3D картинки. Это виртуозный синтез вечного и мгновенного.

Кто вдохновлял

Свой интерес к художественным работам он открыл на выставке «The Land» («Земля»), проходившей в лондонском Музее Виктории и Альберта под руководством фотографа Билла Брандта (Bill Brandt) в 1975 году. Кенна признает, что Брандт оказал огромное влияние на его работы, как и другие известные европейские фотографы: Атже (Atget), Эмерсон (Emerson) и Судек (Sudek), а также американские мастера с весьма разными эстетическими взглядами, среди них имена: Бернхард (Bernhard), Каллахан (Callahan), Шилер (Sheeler) и Стиглиц (Stieglitz), Ман Рэй(Man Ray ).

Ответ Майкла Кенны на вопрос: Кто повлиял на вас как на фотографа?

« Поначалу на меня сильно влияла живопись, романтическая, например. Я рос в бедных кварталах, и она была для меня своего рода способом ухода от реальности. Позже я начал увлекаться фотографией, например, творчеством таких фотографов как Йозеф Судек и Билл Брандт. Но имен тех, кто повлиял на меня, очень и очень много. В начале карьеры я какое-то время занимался коммерческой фотографией – работал и сам, и даже ассистентом у других фотографов, делал черно-белые и цветные снимки, никак не совпадающие с моими собственными интересами, а в свободное время снимал ландшафты. Потом этими работами заинтересовались галереи». (Интервью РИА Новости 22.04.2011г., г. Москва, Ретроспектива работ британского фотографа-пейзажиста, Беседовала Тамара Бараненкова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: