III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
3. Цели, которые направляют человека в течение длительных периодов его жизни, называют....
4. Основной источник активности человека и животных - это....
5. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённой потребности, называется....
IV.Какие из перечисленных факторов значительно усиливают мотивацию к труду:
а) стимулирующая оплата;
б) регулярная оплата труда;
в) обратная связь;
г) предсказуемость работы;
д) регламентация рабочих заданий;
е) возможность принимать решения;
ж) возможность продвижения по службе;
з) выполнение однообразной работы?
V. Решить задачу.
Девушка работает в частной компании, производящей зонты. Выполняемая ею работа отвечает всем требованиям, но она часто опаздывает, кажется менее заинтересованной в работе по сравнению с другими, а н последнее время стала часто болеть. Все это начинает раздражать руководство, которое думает об увольнении этой работницы. Что упускает из вида хозяин компании и над чем следовало бы ему подумать, прежде чем принять такое решение?
VI. Ответить на вопросы:
1. Почему не нужно ставить перед собой цели стараться изо всех сил?
2. Существует ли разница между тем, что вы стремитесь к цели, которой действительно хотите достичь, и тем, что вы всеми силами пытаетесь избежать нежелательных последствий?
3. При обучении новой профессии вы сосредоточитесь на том, чтобы ею овладеть, или на том, чтобы выполнять работу лучше других?
4. Какой конфликт возникает у вас, когда вы одновременно хотите подготовиться к экзамену и пойти на вечеринку?
5. Необходимо ли вам удовлетворить потребность в безопасности и принадлежности к группе, прежде чем вы достигните «самоактуализации»?
|
VII. Ответить на вопросы теста и сделать вывод:
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)
Инструкция. Отвечая на нижеприведённые вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА:
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено лёгкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремлённости, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать своё будущее на достаточно отдалённую перспективу.
12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.
|
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать своё будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность ещё более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ:
Ответ «ДА»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому даётся 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8-9, есть определённая тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12-13, имеется определённая тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремлённость.
|
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это может сочетаться и с весьма ответственным отношением к делу.