Профилактика девиантного поведения среди младших школьников.




 

В последнее время о школьниках девиантного поведения пишется и говорится не мало. Как правила так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, не секрет, что правонарушения и преступления совершаются именно этими детьми и подростками. И именно тогда возникает вопрос, в чем причина такого не адекватного поведения. Причиной же такого поведения может стать дезадаптация ребенка, так как поступление в школу, смена ведущей деятельности, освоение новых ролей, обязанностей, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к новой общественной организации. Ни все дети могут быстро и безболезненно адаптируются, не каждый ребенок может преодолеть этот этап в своей жизни, в результате возникает ситуация, которая в дальнейшем приводит к отклонениям в поведении (девиации). Также одной из причин девиации детей можно назвать не складывающиеся отношения со сверстниками, положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, «приклеенные» к ребенку ярлыки, а также низкая самооценка ребенка и неуверенность в себе.

Поэтому преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы. Этапы, которой будут планироваться в следующей последовательности: диагностическая, коррекционная - профилактическая работа педагогов с детьми.

На первом этапе работы в этом направлении можно использовать следующие методы диагностики:

· Метод наблюдения.

Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются:

- Стойкая неуспеваемость в обучении.

 

- Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых).

 

- Хроническое снижение настроения.

 

- Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

 

- Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никомуненужности».

 

· «Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».

· «Социометрия».

· Методика «Наши отношения».

· Методика изучения школьного коллектива «Все мы чем-то похожи».

(Смотрите приложение 1)

 

На втором этапе работы в этом направлении необходимо создать все условия для социально-коррекционной и профилактической работы:

 

 

· Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности.

· Создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося.

· Повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию.

· Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.

· В центре внимания личность ребенка.

· Весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием.

· Активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, коллективных творческих дел.

· Выбирается вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь опреде­ленные успехи; про­гнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрос­лыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.

 

 

(Смотрите приложение 2)

 

Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы, и только система предполагает достижения следующих результатов:

- уменьшение числа подростков с отклонениями в поведении;

- уменьшение числа правонарушений среди подростков;

- формирование активной жизненной позиции обучающихся.

 

 

Приложение 1

«Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».

Методика включает 4 критерия адаптированности и 7 шкал для их оценки.

В качестве критериев выступают следующие параметры:

 

- эффективность учебной деятельности;

- усвоение школьных форм поведения;

- успешность социальных контактов;

- эмоциональное благополучие.

 

Схема изучения социальной адаптации учеников к школе заполняется социальным педагогом или классным руководителем.

Каждое утверждение имеет свой балл. Суммирование полученных баллов по каждой схеме позволяет получить оценки адаптивности к школе, которые затем сравнивают с нормами.

 

22 - 35 баллов – зона адаптации;

15 – 21 балл – зона неполной адаптации;

0 – 14 баллов – зона дезадаптации.

 

1-й критерий: «Эффективность учебной деятельности»

1- я шкала. Учебная активность.

 

5. Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4. На уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.

3. Редко поднимает руку, но отвечает правильно.

2. Учебная активность на уроках носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.

1. Ученик пассивен на уроке, дает не четкие, неверные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое решение с доски.

0.Учебная активность у ученика отсутствует (совершенно не включается в учебный процесс).

 

2-я шкала. Усвоение знаний (успеваемость)

 

5. Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

(средний балл 5-4,8).

4. Небольшие помарки, единичные ошибки (средний балл 4,5- 4).

3. Редкие ошибки (средний балл 3,9-3,6).

2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок (средний балл по этому предмету 3,5 и ниже).

1. Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, непостоянство оценок (средний балл 3,5ниже)

0. Плохое усвоение программного материала по всем предметам: большое количество грубых ошибок.

 

2-й критерий: «Усвоение школьных норм поведения»

3-я шкала. Поведение на уроке.

 

5. Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4. Выполняет требования учителя, но иногда,на короткое время отвлекается от урока.

3. Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с одноклассниками.

2. Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1. Выполняет требования учителя частично, отклоняется на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0. Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами.

 

4-я шкала. Поведение на перемене.

 

5. Высокая игровая активность, ученик охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

4. Активность ученика выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем- либо из ребят.

3. Активность ученика ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).

2. Не может найти себе занятие, переходит от одной группировки к другой.

1. Ученик пассивный, движения скованные, избегает других.

0. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим общаться, играть, нападает на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).

 

3-й критерий: «Успешность социальных контактов»

5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками.

 

5.Ученик общительный, легко контактирует с одноклассниками.

4.Ученик малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие ученики.

3.Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми учениками.

2. Предпочитает находиться рядом с учениками, но не вступает с ними в контакт.

1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие ученики равнодушны к нему).

0. Ученик проявляет негативизм по отношению к другим ученикам, постоянно ссорится и обижает их (одноклассники не любят его).

 

6-я шкала. Отношение к учителям.

 

5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителям, стремиться понравиться, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

4. Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремиться выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3. Старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается одноклассникам.

2.Выполняет требования учителей формально, ученик не заинтересован в общении с ними, старается быть незаметным.

1.Избегает контакта с учителями, при общении с ними легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.

0. Общение с учителями приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейшем замечании.

4.- й критерий: «Эмоциональное благополучие»

7-я шкала. Эмоции

 

5.Хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4. Спокойное эмоциональное состояние.

3.Эпизодически проявляется ухудшение настроения.

2. Отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.

1.Отдельные депрессивные проявления, плач без всяких на то причин, агрессивные реакции: часто ссорится с детьми, повышает голос.

0. Преобладание депрессивного настроения; агрессия (вспышка гнева, злости) проявляется в отношениях с одноклассниками (может ударить, что-то сломать, затеять драку) и в отношениях с учителями грубит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: