Биллеты на режиссуру часть 2




4. Отличия и схожесть кино и телевидения

Киноэкран фотографически точно воспроизводит движение, поэтому он может дать нам правдивое изображение того, что происходило перед объективом. Но изображение на киноэкране – непрерывный поток кадров – предварительно смонтировано. Поэтому киноэкран способен обусловить и то, как мы видим.

Телевидение так же, как и кино, точно воспроизводит на экране то, что мы видим.

 

Если в кино непрерывность потока изображений на экране обусловлена тем, что кинопленку можно разрезать и склеивать, то в телевидении одно изображение непрерывно следует за другим благодаря тому, что в студии работают одновременно несколько камер, включаемых в эфир последовательно.

 

Наличие экрана дает возможность создателю телевизионной передачи, как и создателю кинофильма (равно как и живописцу), «вырезать» пространство, предложить вниманию зрителя ограниченный его участок. Из этого вытекает понятие плана, т. е. крупности. Как и кино, телевидение способно показать человека или предмет в разной крупности, в разных масштабах изображения.

 

Телевидение способно пользоваться всеми изобразительно-выразительными средствами языка кино.

 

Хотя все изобразительные средства кино являются также и средствами телевидения, приемы и методы их использования в телевидении обычно отличаются от приемов и методов кино.

 

На киноэкране можно видеть те события, те предметы и тех людей, которые находились перед объективом в прошлом. Телевидение способно показать на экране образ настоящего. Такова основная природная особенность телевидения, отличающая его от кино. Благодаря ей телезритель может иметь дело не с прошлым, а с настоящим, и, следовательно, его чувства носят совсем иной характер – это переживание, одновременное с происходящими событиями.

 

Другая важная особенность, отличающая телевидение от кино, – условия просмотра и характер аудитории.

 

Специфические условия просмотра, небольшой размер экрана телевизора, определяемый размером помещения, требуют установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту, какой обычно существует в жизни. (Это обстоятельство требует от телевизионного коммуникатора особых качеств его духовной и физической личности.) Коротко говоря, условия восприятия программы есть причина особого характера общения между телеэкраном и аудиторией. Кино функционирует дискретно, тогда, как телевидение функционирует непрерывно. Кино как род искусства адресовано массовому сознанию, в то время как телевидение адресовано общественному мнению, не только отражая его, но и формируя.

 

 

Главное отличие телевидения от кино состоит в разных общественных функциях: телевидению более свойственны функции журналистики, а кино - функции искусства.

 

5. Современные тенденции экранных искусств: мультимедиа и интерактивность.

Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определённого набора аппаратных и программных средств.

 

Симультативность и родственная с ней (и обусловлена определенной степени ней) интерактивность телевидение остается принципиальной разницей в отличие от кино (с его фиксированностью).

 

Еще больше развивают возможности интерактивности, а также симультанности трансляции кино и телевидения в Интернете. Здесь зритель получает возможность видеть не только изображение, но и необходимый ему текст (причем одновременно с изображением, и гораздо больше, чем обычные субтитры или телетекст), управлять в интерактивном режиме сюжетом кино (если оно построено и снято именно так), а возможности выбора экранных произведений - как игровых, так и документальных, новостей также - просто без граничны.

 

16. Виды аудиовизуальных продуктов в кино и в ТВ

На кино продукт – фильм, на ТВ – програма.

 

Существует много таких форм - это и бюллетень новостей, состоящий из репортажей, заметок, обзор, состоящий из репортажей, комментариев, интервью. Существуют также такие (сейчас - как составляющие осмотров) жанровые формы, как очерк, эссе, фельетон, зарисовка. К наиболее распространенным сейчас жанрово-видовых форм является шоу - телевизионное действо, реалити-шоу.

 

Фильмы делятся по типам и жанрам экранного творчества (задачами и средствами создания) - постановочные (выстраивание действительности), документальные (фиксация действительности), научно-популярные и просветительские (распространение научных знаний), учебные (обучение аудитории определенным навыкам и знаниям по курсу разных наук).

 

 

18. Монтажная фраза

Монтажная фраза - законченная последовательность кадров, отражающий законченный фрагмент действия и выражает определенное мнение. Монтажная фраза - это пластический эквивалент мысли. Она имеет определенное темпоритмичное решения и строится как элемент экранного повествования, имеет свою повествовательную структуру. Существуют экранные продукты, которые могут строиться без использования монтажных фраз, а только последовательностей кадров, иллюстрирующих мнению автора - например, репортажи.

 

 

22. Событие, действие, рассказ как элементы экранных искусств

Рассказ является формой и средством доказывания рассказчиком определенной истории зрителю. Предмет повествования - это жизненный материал, который является основой истории, изложенной в произведении. Рассказ является рассказом «от третьего лица», драма - рассказом «от первых лиц», участников конфликта. Повествовательная структура представляет собой последовательное развертыванием эпизодов, которые объединены тем или иным структурным принципом. Этих структурных принципов, в общем, существует два - последовательный и параллельный рассказы. Последовательная рассказ ведется или от общего к частному, или от частного к общему. При параллельной структуре рассказа используется несколько (минимум - две) повествовательных линий, одной из которых может быть линия действия или размышлений автора-рассказчика.

 

Принципами организации последовательной структуры экранной повествования могут также быть хронологическая (линейная или нелинейная) или логическая структура построения. Линейная хронологическая структура - это когда все события в рассказе излагаются в своем естественном порядке, нелинейная - когда имеет место определенный сдвиг изложения событий во времени, когда часть того, что было "после", описывается перед тем, что было "потом".

 

Еще одно базовое понятие - событие. Существуют два наиболее часто используемых определения события. Событие - это ведущая обстоятельство (факт, уступок или явление), что изменяет направление развития действия и отношения между персонажами. Другая трактовка такова: событие - это существование определенного круга персонажей в определенном времени и пространстве, то есть комплексе предлагаемых обстоятельствах, одна из которых является ведущей и определяет событие.

 

События возникают как этапы развития действия или как доминантные обстоятельства. Событие меняет комплекс обстоятельств и действенные задачи действующих лиц. Форма действия отображается в типах событий: внешние и внутренние, количественные и качественные, главные (сюжетоутворюючи) и второстепенные, сюжетные и фабульные. Все они являются предметом определения при действенном анализе.

 

24. Понятия фабулы и сюжета

 

Фабула - это развитие событий в произведении в их причинно-следственной логической связи, то есть последовательность фактов, по их логике или в хронологическом порядке. Сюжет - это развертывание событий в произведении с точки зрения содержания истории, своего рода базовая схема произведения, в которую входит последовательность действий, происходящих в произведении, и совокупность существующих в нем отношений персонажей. Сюжет является смысловой основой истории, смысл его событий. Это - ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в произведении, построенных для зрителя по определенным правилам демонстрации. Сюжет - основа формы произведения.

 

25. Вербальные и невербальные средства экранной выразительности

 

Язык экрана, как и любой другой язык, имеет свою систему выразительных средств, изобразительно-звуковых сигналов, зафиксированных камерой, ссылаются на экран и считываются с него, включающих и смысловую, и эмоциональную информацию. Искусство экрана, подобно другим пластических искусствам (живописи, графике, скульптуре, архитектуре), создает зримые образы; подобно музыкальным произведениям развивает действие во времени, отсчитывая такты ритмов; подобно литературе свободно обращается со словом, включив его в свою образную структуру.

 

Экранные образы называют звуко- зрительными, аудиовизуальными. На первое место следует вынести зрительную часть образа. Специфика экрана заключается прежде всего в его зримой, зрелищной природе. Суть экранных образов, на наш взгляд, выражает определение "изобразительно-звуковые". К сожалению, современное телевидение (большинство передач) рассчитано на восприятие в первую очередь звуковой информации и влияет на аудиторию через слово. В экранном искусстве звуковая часть палитры (слово, музыка, шумы) являются важнейшими выразительными средствами, но не первичными.

 

Часто кадр сравнивают со словом. Как слово экранной языка, каждый кадр требует тщательно выверенного подхода, потому что зритель видит только то, что ему показывают. Выразительность кадра зависит от тех же компонентов композиции, и графическая работа или живописное полотно. Большое значение в композиции кадра имеют масштабные, световые и цветовые соотношения элементов, а также их подчиненность в соответствии с той или иной линии или планов (передний, основной, задний) выстраивание этих элементов. Для усиления восприятия изображения, его глубинного смысла, экранного трактовки материала используется ракурс (угол зрения на объект). С помощью ракурсных съемки можно объемнее, располагая более богатыми пространственными характеристиками, рассмотреть место действия, точнее сориентировать зрителя в пространстве, а главное, дать эмоциональный пояснительный эпитет к событиям, а также к поведению героя или его психологического состояния.

 

Активным элементом композиции кадра, ее формообразующим и эстетическим фактором является свет. Светом можно выявить глубину пространства, трансформировать объемные формы, подчеркнуть линейные очертания и рельефность элементов, более ощутимо передать воздушную атмосферу, а также создать нужное настроение в кадре.

Важный принцип экранной языка - принцип движения. Движение авторской мысли, наблюдения, восприятия влечет за собой движение вновь композиций - кадров. Они сменяют друг друга в определенной последовательности, обусловленной смысловой сущности произведения, его драматургической построением и эмоциональной направленностью, изобразительными и звуковыми особенностями экранной формы. Развитие авторской мысли рождает сюжетные ходы, позволяет увидеть конфликты даже в обычных явлениях, выявить индивидуальные особенности героев, дать философские обобщения и нравственные ориентиры в раскрытии конкретной темы. Авторской мысли, что находится в постоянном движении, должен быть найден изобразительно-звуковой эквивалент средствами съемки, внутри- и межкадрового монтажа.

 

 

26. Литературная и сценарная первоосновы работы режисера

 

Литературное произведение - прозаический или поэтический - один из видов первоосновы экранной повествования с повествовательной структурой. Также первоосновой может быть драматургическое произведение (пьеса) как форма первоосновы экранной повествования, максимально приближена к сценарной формы благодаря тому, что в ней тщательно выписаны события, но она не имеет развитых описаний места событий и внешности персонажей. На основе этих произведений или на основе сценарного плана, содержащий краткое описание основных событий, создается литературный сценарий.

 

Литературный сценарий - это литературная форма записи всех событий в экранной истории и композиционная основа будущего экранного произведения. Также можно сказать, что это - развернутое литературное изложение авторского замысла, которое содержит полный, последовательный и конкретное описание сюжета из разработанных сцен и эпизодов, а также реплик персонажей.

 

При создании литературного сценария автор должен прежде всего определиться с темой как главной проблемой, которую решает сам автор и которую он ставит перед своим героем. Когда тема экранного произведения будет обозначена в ее существенном определении, главное внимание сосредоточивается на поиске материала, который позволит максимально полно раскрыть тему, как существующую в реальности проблему.

 

Следующий этап работы над сценарием - сюжетотворення. Надо выстроить историю, которую мы расскажем зрителю. Для этого нам надо выбрать главное действующее лицо, и определить конфликт, исходя из того, что тема произведения актуальна не только для автора, но и для всех действующих лиц, и конфликт является порождением отношение героя произведения к общему сформированного в социуме отношение к теме, как определенному вопросу. После этого у нас возникает потребность сформировать круг обстоятельств, в которых существует герой произведения, это даст нам возможность понять с какими трудностями придется ему встретиться, ища ответ на актуальный для него вопрос. Следующим идет собственно создания сценария произведения с учетом решения стиля экранной повествования, адекватного жизненному материалу и отношение автора к нему.

 

 

32. Понятие зарисовка. Основные этапы её создания

 

Зарисовка – это жанр, где образность преобладает над информационностью. В отличие от очерка для зарисовки не обязательны композиционная завершенность, глубина, логичность. На телевидении зарисовкой часто называют так называемые видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и т. п.).

 

У зарисовки нет четко определенного событийного повода, но есть высокая художественность операторской работы, проявляющаяся в строго выверенной композиции каждого кадра, в тщательности выбора ракурса, выразительной световой тональности. Особые требования предъявляются к закадровому тексту (если он есть), в котором автор должен отойти от сухой информационности, протокольности и стараться использовать разнообразные средства образности языка.

 

 

Очень часто в структуру жанра телевизионной зарисовки журналистский текст вообще не входит, все выражает изображение.

 

Если в газетной зарисовке автор живо и образно рассказывает о своих впечатлениях, передает собственные наблюдения, описывает обстановку, чтобы дать более полную картину виденного, то на телевидении все эти функции выполняет камера. Журналист заранее выбирает объект съемки, обсуждает с режиссером ее ход, продолжительность эпизодов и уже вместе с ним задает оператору определенную тональность, которая воплощается в соответствующий материал не только в процессе съемки, но и последующего отбора кадров и их монтажа. В зарисовке широко используется музыкальное и естественное шумовое оформление.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: