Кризис современной культуры: миф или реальность?




Сейитмырадов Бегенч 259 группа

Эссе

Кризис современной культуры: миф или реальность?

Сегодня много и громко говорят о кризисе современной культуры, о его причинах и последствиях, порой катострофических для нашего поколения. Что же он представляет из себя, кризис культуры, в чем он проявляется, каковы причины, его вызвавшие, к каким последствиям он может привести в реальности? А может быть, нет его, и все это- просто миф? Попробуем разобраться в разнообразии мнений.

Проблема кризиса современной культуры становится сегодня центральной в области изучения проблем национальной и глобальной безопасности. Об этом свидетельствуют многочисленные признаки, которые все более заметно стали проявлять себя в последние годы в самых различных сферах жизнедеятельности человека и общества.

Это и геополитика, в которой сегодня все более широко и весьма эффективно используются технологии «мягкой силы». И отношение человека к природе, которая уже начала активно реагировать на разрушительную техногенную деятельность людей. И отношения между различными странами и их коалиционными группировками, в которых в угоду корпоративным интересам нарушаются принятые ранее нормы международного права.

Наконец, самое главное – это отношения между отдельными людьми, в которых все чаще проявляются агрессивность, жестокость, равнодушие, а лицемерие и лживость становятся почти признанной нормой общественного поведения, в особенности в экономически развитых странах мира.

О кризисе современной культуры сегодня много говорят и пишут не только ученые, но и общественно-политические деятели. Однако только в последние годы проблема культуры начала восприниматься как одна из важных проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности.

Анализ показывает, что кризис культуры в XXI веке приобрел системный характер и продолжает развиваться. При этом можно выделить его следующие основные проявления:

1. Разрушение ценностных оснований мировой культуры.

2. Доминирование потребительского образа жизни и мировоззрения.

3. Идеологическое противостояние культур Востока и Запада.

4. Эгоцентрическая точка зрения на отношения человека и природы, результатом которой являются разрушительная техногенная деятельность человека, деградация биосферы и нарастание угрозы глобальной экологической катастрофы.

5. Гипертрофированная либерализация отношений между людьми, снижение нравственных норм и запретов для их социального поведения, деградация понятий «честь», «совесть», «достоинство», «порядочность», «благородство».

6. Деградация семейных ценностей во многих экономически развитых странах Запада, разрушение института семьи, снижение ответственности за судьбу детей, престарелых родителей, ослабление родственных связей.

7. Беспрецедентное снижение ценности человеческой жизни, рост агрессивности и жестокости, насилия над личностью (в семье, армии, корпоративных структурах).

8. Развитие культа материального обогащения и стяжательства, оправдание коррупции, взяточничества и карьеризма, распространение в обществе пьянства,наркомании, проституции, педофилии, однополых браков.

9. Снижение уровня классической культуры и искусства, их роли в общественной жизни, а также в системе образования и воспитания людей. Доминирование массовой культуры низкого качества, ориентированной на маргинальные слои населения.

10. Снижение уровня общей образованности общества и интеллекта личности.

11. Деградация языковой культуры общества, а также лингвистическая агрессия стран Запада по отношению к другим странам мира.

Все эти проявления в своей совокупности и создают в современном обществе ту ситуацию, которую можно квалифицировать как системный кризис культуры. Эта ситуация признается многими исследователями. Однако внутренняя структура кризиса современной культуры заслуживает специального анализа.

На наших глазах происходит криминализация сознания общества. Особенностью российского кризиса культуры стало включение в этическую базу элиты элементов преступной морали в прямом смысле. Преступник стал положительным лирическим героем в поэзии. Немало этому способствует художественная интеллигенция, возвышая вора, грабителя, убийцу, героизируя и поэтизируя преступный мир. Книжный рынок наводнен самыми низкопробными детективами, реклама которых дается на ведущих каналах телевидения. Многочисленные телесериалы, включая отечественные, переполнены сценами насилия, жестокости, садизма. Убийство показывается как обычное дело, не требующее возмездия, наказания, раскаяния. Современный молодой человек, скорее всего, не поймет, из-за чего мучился Раскольников. Наша либеральная интеллигенция отказалась от признания права на жизнь высшей ценностью. Один из последних примеров - сериал «Сонька - Золотая Ручка», который снял Виктор Иванович Мережко. Он восхищается ею - «талантливая воровка», «легенда»: «Ее таланту и авторитету в уголовном мире не было равных»

Кризис духовных ценностей резче всего проявляется в самом массовом виде искусства - кино. Отечественный кинематограф превратили в чистый

масскульт, он вбивает в мозги зрителям эстетический примитивизм, потребительство, антиинтеллектуализм, индивидуализм, культ силы, вульгарный гедонизм и т.п., одновременно он способствует и привитию либеральной западной идеологии. В одном из интервью К. Эрнста он прямо заявляет: «Люди ходят в кино, думая, что ходят развлекаться, - на самом деле они ходят за квинтэссенциями опыта. Под видом развлечения картина продает людям определенные коды поведения, которые позволяют им точнее позиционировать себя в реальности».

«Одно из важнейших условий преодоления кризиса - это изменение культурно-образовательной сферы, - считает советник Министра культуры РФ Л. Дзугаев, - и изменения эти должны быть основаны на российских традициях, а не на западных идеалах. Именно культурно-духовный ресурс, его верное и активное использование - залог успешного посткризисного общества. Кроме того, необходимо использовать культуру для формирования образа России на мировом пространстве».

Таким образом, мы видим, что криз современной культуры-это не миф, а реальность, как бы нам не хотелось верить в обратное.

Заключение. Подводя итоги, обратимся к задачам, которые были поставлены во введении, а именно к следующим вопросам: В чем состоит главная проблема деградации личности в наши дни? Чем она вызвана? Что должен сделать человек, чтобы направить себя на истинный праведный путь? Проанализировав, интересующие меня главы трех разных философских работ, я пришла к выводу, что проблема деградации личности современного человека состоит, прежде всего, в потере истинных жизненных идеалов и ориентиров, а также в неправильном расставлении приоритетов. Именно отсутствие всех этих важных компонентов и провоцирует хаос и жестокость, проявляющуюся в разных формах (в форме повседневной жестокости и форме жестокости во время открытой конфронтации). И, наконец, рассматривая последний интересующий нас во\рос, следует сказать, что с точки зрения И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого и Н.А. Бердяева, человек, желающий пойти по праведному пути должен обратиться к христианской религии, к христианским искусству, чтобы тем самым обогатить свой внутренний мир и стать духовно более развитым.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: