Легенда об основании Рима




Мифы о волках

 

Волк. В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало так-же и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок — вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк}, что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим «голову волка» (ср. прозвище грузинского царя Вахтанга Горгослани, букв. «волкоглавый») или «тело (живот) волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима; имена с тем же значением даются членам рода Волков, у тлинкитов-кагвантанов).

В качестве бога войны Волк выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух Волках (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры (древние германцы, в частности готы, во время праздника, о котором сообщают византийские источники). Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка» (хетт., родственно др.-исл. vitnir «волк», укр. вицун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а так-же людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представ-лению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком); формула засвидетельствована по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических текстах, а также у Платона (ср. др.-исл. vargr, «волк-изгой», хетт. «человек тягостного преступления»).

Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным Волком, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).

У восточных палеоазиатов (камча-далов, коряков) сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о Волке. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка, у многих народов Европы (в т. ч. у южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (латыш. vilka menesis — названия декабря — букв. «волчий месяц», а также аналогичные названия в других европейских традициях).

Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о Волке и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка», изученный 3.Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк».

Для всех мифов о Волке характерно сближение его с мифологическим псом.

Люди никогда не относились к волкам безразлично: светящиеся в темноте глаза, ночной образ жизни и ночная охота, острые клыки и страшный, леденящий душу вой — все это породило множество легенд и предрассудков, которые восходят иногда к самым истокам времени. Волкам принадлежит важное место в истории и мифологии.

Волки и война

Воинственные народы преклонялись перед могуществом и ловкостью волков. Некоторые галльские воины украшали свои шлемы волчьими головами, которые были символами силы и мужества. Легенда о Нибелунгах повествует о том, как германские воины зажаривали мясо волка и питались им, чтобы таким способом перенять качества этого зверя. В скандинавской мифологии, где всячески превозносятся воинские доблести, волки занимают особое место: они привлекают человека и одновременно внушают ему страх. Когда бог войны и мудрости Один проводит совет богов, два больших послушных волка лежат у его ног. Один покорил их, они символизируют его могущество. Напротив, гигантский волк Фенрир остается необузданным и неукротимым, являясь воплощением неистовства, дикости, разрушения.

Бог войны Марс, который послал волчицу на помощь близнецам Рому-лу и Рему и тем самым благословил основание Рима, становится покровителем этого города. Марс был изначально богом природы и молодости. Каждый год в тот месяц, который носит его имя, жители соседних с Римом городов устраивали торжества в честь Марса и благодарили его за помощь в обновлении природы. Во время этих праздников «благословения весны» избирались молодые люди, которым было предначертано искать счастья в далеких краях. Они уходили из своего города, и путь им указывали два других существа, связанных с богом Марсом,— зеленый дятел и волк. Весна была тем временем года, когда воины покидали зимние поселения и начинали новые военные кампании. Марс и волк были покровителями всех воюющих — в гражданском платье и в военной форме. Кстати, волк наряду с конем, орлом и кабаном был одной из эмблем римского Легиона.

Всегда, во все времена волки ассоциировались с войнами. В XV веке был основан рыцарский орден, названный Орденом Волка. Начиная со средних веков до начала Нового времени жители Брюйера в Пикардии, организовавшие боевые отряды для защиты свободы и независимости своей коммуны, гордо именовали себя «волками Брюйера». Наконец уже в наше время немецкие солдаты, которые оккупировали Францию во время второй мировой войны, неоднократно сравнивались с волками. Что касается связи между волками и молодежью, она сохранилась в слове «волчата» — так называют юных скаутов.

Волк и свет

Как и все ночные звери, волки всегда были окружены ореолом таинственности и, как это ни парадоксально, часто прямо связаны с культами света или солнца. Может быть, причина тому — горящий волчий взгляд, способный светиться в темноте. Первые завоеватели Египта утверждали, что их вел за собой бог-волк, ставший впоследствии покровителем города Сиута, который греки назвали Лико-полисом (город волка). Этот бог, Упуат, имя которого по-египетски означало «тот, кто открывает дороги», стал впоследствии кормчим солнечного корабля в ночное время.

Древние греки считали, что волкам покровительствует солнечный бог Аполлон. Этих животных они приносили ему в жертву на алтарях храмов в его честь. Согласно легендам. Аполлон встречался с волками во время своих странствий на далекий Север.

Таким образом, для этих двух средиземноморских народов волк воплощал не ослепительный свет, а скорее тревожный и холодный свет зимы. В древнегреческом языке слова «волк» и «свет» были очень близки. Например, когда к имени бога Аполлона добавляли «Ликейский», это могло означать и «бог света», и «бог, уничтожающий волков». Точно так же имя галльского бога света Белена соотносится со словом «Ые(8», что на языке кельтов означало «волк».

Легенда об основании Рима

Ромул и Рем были детьми бога Марса и жрицы Реи Сильвии, племянницы царя Альбы. Этот царь, узурпировавший трон, боялся, что будет в свою очередь свергнут Ромулом и Ремом. Поэтому он велел бросить их в корзине в Тибр, но посланная Марсом волчица подобрала их у подножия холма Налатин и выкормила. Позднее их обнаружил пастух.

Узнав в конце концов тайну своего рождения, Ромул и Рем убили узурпатора и восстановили на троне законного царя. Потом они решили основать город у подножия холма Палатин, там, где их спасла волчица. Чтобы узнать, кому из них двоих быть царем, близнецы стали наблюдать за полетом птиц: жребий пал на Ромула. Пока тот рисовал на зем.ге очертания будущего города, Рем из зависти наступил сверху на эти символические границы. Ромул сразу же убил своего брата, чтобы наказать его за нарушение священных пределов города, которому он дал свое имя: Рим.

Проклятый волк

Вместе с тем чаще всего в легендах волк изображается как извечный враг человека и домашних животных. В Европе волки наряду с медведями считались самыми грозными и коварными хищниками, но волки были более многочисленны, а стало быть, и более опасны, чем медведи.

В Греции пастухи древней Аркадии почитали богиню охоты Артемиду, называли ее подчас Артемидой Ликок-тоной (убивающая волков) и просили ее защитить стада. В той же местности высится гора Ликей, обязанная своим названием волкам, которые водились в изобилии на его лесистых и богатых дичью склонах. Там родилась и легенда о Ликаоне, мифическом царе, за людоедство превращенном Зевсом в волка.

Согласно библейским текстам, Бог создал всех хищников, населяющих Землю, чтобы наказать нечестивых людей. На жителей Иерусалима, которые отказывались принять истинную веру, он наслал «волка из пустыни», чтобы их уничтожить. Позднее католическая церковь попыталась вновь воспользоваться этим объяснением. В XVIII веке католические священники утверждали, что Зверь, опустошавший Жеводан, был послан Господом в наказание безбожникам и нечестивцам.

В то же время для сельских жителей волк был скорее посланником Дьявола, его олицетворением. Как заблудшая овечка становится добычей волка, так и христианин-отступник становится добычей Сатаны. Как и Дьявол, волк постоянно испытывает ненависть к роду человеческому... Как можно прочитать в средневековом бестиарии, «светящиеся в темноте глаза волка — это творения Дьявола». В ту же эпоху актеры, исполнявшие роль Дьявола в спектаклях, одевались в волчьи шкуры. Считалось, что Дьявол любит принимать обличье волка, когда приходит в наш мир строить злые козни против людей.

Таким образом, на протяжении веков волк оставался проклятым зверем, с которым люди боролись подчас с помощью молитв и магических формул.

Предвестник бедствий

Частые появления волков в какой-то местности нередко совпадали со страшными бедствиями — голодом, эпидемией, войной.

Когда выпадала особенно длинная и холодная зима, когда урожай был скуден, то от этого страдали все — и люди, и животные. Опустошив леса и изрядно оголодав, волки подходили тогда к деревням; у людей ослабленных и зачастую больных не хватало сил с ними бороться. Страшной зимой 1709 года, которая унесла много тысяч жизней, факты нападения волков на людей отмечались по всей Франции. В восточных районах люди вынуждены были жечь костры, чтобы ночью держать волков на удалении.

Во время войн также создавались условия, при которых волки плодились в большом количестве. Людям было не до охоты, и стаи волков бродили по следам армий, питаясь мясом лошадей и телами воинов, сраженных на поле брани. Во времена царствования Людовика XIV, когда в Лотарингии вспыхнула война, в окрестностях Нанта убили триста волков, чтобы положить конец их дерзким нападениям на людей. Один из последних случаев массового размножения волков во Франции приходится на время первой мировой войны: в 1918 году в службы префектуры поступили сообщения о 88 убитых волках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: