ФИО участника: Тимербаева Юлия Альбертовна
№ участника:
Образовательная(ые) область(и): Речевое развитие
Тема занятия: ознакомление с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк »
Возрастная группа: средняя
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения посредством художественной литературы
Задачи:
Образовательные: познакомить с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и серый волк », помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения;
Развивающие: продолжить формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
Воспитательные: воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность к другим людям.
Предварительная работа: изучение лексической темы «дикие животные», оформление выставки в книжном уголке «Русские народные сказки о животных », рассматривание иллюстраций русских народных сказок; отгадывание загадок о сказках
Словарная работа: активизировать словарь детей
Лексическая работа: улучила - нашла подходящее время
прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера
коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече
рогожа – грубая плетеная ткань
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, шапочки - маски лисы и волка, ширма, кукольный театр, DWD-проигрыватель
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Звучит аудиозапись «В гостях у сказки» Сегодня мы с вами пойдем в гости к сказкам. Ребята, посмотрите внимательно на эти книги и скажите, о чем мы будем сегодня говорить? Дети: о сказках. Воспитатель: -Правильно, о русских народных сказках. -Кто сочинил эти сказки? (народ, простые люди) А сейчас я загадаю вам загадки. Как-то мышка невеличка На пол сбросила яичко. Плачет баба, плачет дед. Что за сказка, дай ответ! Дети: Курочка Ряба Воспитатель: Молодцы, правильно! Что за домик на опушке Дал приют Ежу, Лягушке, Мышке, Зайцу, Петуху? Дом с трубою наверху, Из трубы идёт дымок. Этот домик -. Дети: Теремок. Воспитатель: Молодцы! Уходя, просила мать Никому не открывать, Но открыли дети дверь! Обманул зубастый зверь — Песню мамину пропел. Кто потом козляток съел? Дети: Волк и козлята. Воспитатель: Умницы. Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай» я буду читать отрывки из произведений, а вы по первым словам должны определить, что это сказка, стихотворение или рассказ. - Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба. Дети: Сказка. Воспитатель: Молодцы правильно. - Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. Дети: Стихотворение. Воспитатель: Правильно. - Наступила зима. Выпал первый снег. Дети: Рассказ. Воспитатель: Умницы. Ребята, а вы любите сказки? Дети: Да .- Есть много сказок о людях, о волшебстве, о животных. Сегодня послушаем сказку, а о ком вы узнаете, отгадав загадки. - Что такое загадка? (Короткий рассказ, в котором предмет не называется, а описывается) - Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса, а зовут её(лиса) - Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный? (Волк) - А теперь выполним упражнение для того, чтобы дети правильно и красиво говорили. Са-са-са - у нас хитрая лиса (повторяем громко и тихо) Чок-чок-чок - у нас серенький волчок (повторяем громко и тихо) - Кто же герои сказки? (Лиса и волк) Сказка, которую я прочитаю, называется «Лисичка - сестричка и серый волк» Поехал раз старик на рыбалку. Наловил рыбу, сел на телегу и назад поехал. А хитрая лиса решила рыбой полакомиться, легла на дорогу и притворилась мертвой. Увидел старик лису, обрадовался, подумал, что будет для старухи новый воротник. Бросил лису в телегу и дальше поехал. А лиса потихоньку всю рыбу скинула и сама убежала. А что же случилось дальше мы с вами узнаем, прочитав рассказ. Мне понравилась эта сказка и больше всего понравилась хитрая лиса, которая всегда оставалась в прибытке. Она была большой выдумщицей и умницей. Поэтому обхитрить старика и волка для нее было пустяком. | Загадывание загадки, сюрпризный момент, вводная беседа, поощрение. | Слушают воспитателя, отгадывание загадки, ответы на вопросы. | Мотивация на предстоящую деятельность. |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | - Как вы думаете, ребята, Хорошо ли поступила лиса? (Нет) - Почему?(ответы детей) Тогда садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать. В сказке вам встретятся незнакомые слова. Например, улучила - нашла подходящее время прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече рогожа – грубая плетеная ткань | Проблемный вопрос, объяснение, поощрение. | Выслушивают проблемный вопрос, высказывание предположения. | Вовлечение детей в решение проблемной ситуации. |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… | Выразительное чтение произведения воспитателем. | Чтение художественного произведения. | Слушание воспитателя. | Активное восприятие содержания произведения. |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Беседа по содержанию: Понравилась вам сказка? - Как она называется? - Какая по характеру лиса? (Хитрая, плутовка, обманщица) - Какой в сказке волк? (Голодный, добрый, доверчивый) - Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? (Опустить хвост в прорубь) - Хорошо ли поступила лиса? (Нет) - Почему? (Волк и лиса считались приятелями, нужно уважать других, относиться по-доброму) -А в какое время года происходит действие сказки? - Как вы это поняли, по каким словам? (Холодно и морозно) - А вы боитесь морозов? -Тогда давайте с вами поиграем. Физминутка «Я мороза не боюсь» Я мороза не боюсь, (хлопать в ладоши) С ним я крепко подружусь, (обнять себя) Подойдёт ко мне мороз, (шагать на месте) Тронет щёки, тронет нос, (показать щеки и нос) Значит, надо не зевать, (грозить пальцем) Много прыгать и скакать. (прыгать на месте) - Давайте вспомним, чем закончилась сказка, что приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет) - Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька говоришь) - А она, что ему ответила? (Битый битого везет) - Сейчас мы превратимся в артистов и разыграем этот отрывок. (Вызвать 2 ребенка, надеть шапочки-маски) Воспитатель: Едет лиса на волке(один держится за другого) и приговаривает. Лиса: Битый небитого везёт. Волк: Что ты мне лисонька говоришь? Лиса: Битый битого везёт! Волк: Да правильно. Воспитатель: Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что? Зрители: Смеётся - посмеивается. - Понравился вам спектакль? Давайте поаплодируем нашим артистам. | Беседа, вопросы, направленные на характеристику героев, решение проблемной ситуации, поисковые вопросы, физкультминутка (совместное выполнение движений, пояснение), выборочное чтение, прием «закончи предложение», поощрение; дидактическая игра, объяснение содержания игры, показ способов действия, зрительная гимнастика, соревнование, вопросы к детям, поощрение, подбадривание, анализ. | Активное участие в беседе, договаривают предложение, повторно слушают, выбранный отрывок, выполнение физкультминутки за воспитателем; слушают объяснение, отвечают на вопросы воспитателя, выполняют пробные действия, меняются ролями, соревнуются, выполняют игровые дейтсвия. | Освоение содержания произведения и понимания основной идеи произведения, решение проблемной ситуации; классификация растений по среде произрастания. |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | - Что мы сегодня делали? - Что понравилось? - На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок! | Вопрос воспитателя, обобщение, вывод. | Ответы на вопрос | Понимание основной идеи произведения. |