ничего вне ее. Он сказал: Отец мой, который в скрытом. Он сказал: Войди в
свою комнату, закрой свою дверь за собой (и) молись своему Отцу, который в
сокрытом, то есть тому, кто внутри всех их. Но тот, кто внутри всех их, -
это Плерома. За ним нет никого, кто был бы внутри. Это тот, о ком говорят:
Тот, кто над ними.
70. До Христа многие уходили. Откуда они ушли, - туда они больше не
могли войти. И куда они пришли, - оттуда они больше не могли уйти. Но пришел
Христос. Те, кто вошел, - он дал им уйти. И те, кто ушел, - он дал им войти.
71. Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она
отделилась [от него], появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее
примет, смерти больше не будет.
72. Боже мой, Боже мой, для чего, Господи, ты меня оставил? - Он сказал
это на кресте. Ибо он отделил от этого места... что было порождено... от
Бога. [Господь восстал] из мертвых. [Он явился таким, каким] он был. Но
[тело его] было совершенным. [Ибо у него была] плоть. Но эта [плоть - плоть]
истинная. [Наша же плоть - ] не истинная, но [мы обладаем] образом истинной.
73. Чертог брачный - не [для] животных и не для рабов и женщин
оскверненных. Но он для мужей свободных и дев.
74. Благодаря Духу святому мы порождены. Но возрождены мы Христом в
обоих. Мы помазаны в Духе. Когда мы родились, мы соединились.
75. Никто не сможет увидеть себя ни в воде, ни в зеркале без света. И
снова, ты не сможешь увидеть (себя) в свете без воды и без зеркала. Поэтому
надо креститься в обоих - в свете и воде. Ибо свет - это помазание.
76. Было три дома местом воздания даров в Иерусалиме. Один открыт на
запад, его называют святым. Другой открыт на юг, его называют святым
святого. Третье место открыто на восток, его называют святым святых, -
|
место, куда первосвященник входит один. Крещение - это дом святой,
искупление - святое святого, (а) [святое] святых - это чертог брачный.
Крещение обладает воскресением и искуплением, причем искупление - в чертоге
брачном, а чертог брачный - в том, что выше них... ты не найдешь его... Это
те, кто молится... Иерусалим... в Иерусалиме мо[лятся... в Иеруса]лиме они
созерцают... то, что называют [святым] святых... завеса отделяет его. [Но
что такое] чертог брачный, если не образ [чертога брачного], который выше
[нечистоты]? Его завеса разрывается сверху донизу. Ибо следовало, чтобы
некоторые поднялись снизу вверх.
77. Те, кто облекся совершенным светом, их не видят силы и не могут
схватить их. Но облекутся светом в тайне, в соединении.
78. Если бы женщина не отделилась от мужчины, она бы не умерла вместе с
мужчиной. Его отделение было началом смерти. Поэтому пришел Христос, дабы
снова исправить разделение, которое произошло вначале, объединить обоих и
тем, кто умер в разделении, дать жизнь (и) объединить их.
79. Итак, женщина соединяется со своим мужем в чертоге брачном. Ибо те,
кто соединился в чертоге брачном, более не будут разделены. Потому Ева
отделилась от Адама - ибо она не соединилась с ним в чертоге [брачном].
80. Душа Адама произошла от дуновения. Ее спутник - [дух]. Та, кто ему
дала его, - его мать. [И с] его душой ему дали [дух]...ее место. Ибо когда
он объединился, [он произнес] слова, которые были выше, чем силы. Они
завидовали ему, [ибо они были] отделены от союза духовного, [который есть
без зла] сокрытого. Они...
81. Иисус явил [на берегу] Иордана Плерому [царствия] небесного,
|
которая была до начала всего. Затем он возродился. [Затем он возродился] как
Сын. Затем он был помазан. [Затем] он был выкуплен. Затем выкупил он.
82. Если дозволено говорить тайну, Отец всего соединился с девой,
которая снизошла, и свет осветил его в тот день. Он явился в великом чертоге
брачном. Поэтому его тело, которое появилось в тот день, вышло из чертога
брачного, как то, которое появилось от жениха и невесты. Подобным образом
Иисус воздвиг все в нем благодаря этому. И следует, чтобы каждый ученик
вошел в его покой.
83. Адам произошел от двух дев: от духа и земли девственной. Поэтому
Христос был порожден девой, дабы исправить ошибку, которая произошла
вначале.
84. Есть два дерева в середине рая. Одно порождает [животных], другое
порождает людей. Адам [съел] от дерева, которое породило животных.
Он стал животным. Он породил животных. Поэтому почитают [животных,
которые подобны] Адаму. Дерево, [с которого Адам съел] плод, - [дерево
животных]. Поэтому многочисленны были [дети его. Они] съели [плод дерева
животных]. Плод [дерева животных] породил людей - [животных, которые]
почитают человека - [животное. И] Бог создал [человека, и], люди создали
Бога.
85. Подобным образом в мире люди создают богов и почитают свои
создания. Следовало бы богам почитать людей, как существует истина.
86. Дела человека происходят от его силы. Поэтому их называют силами.
Его дела - его дети, которые происходят от покоя. Поэтому его сила обитает в
его делах, а покой открывает себя в детях. И ты найдешь, что это проникает в
|
плоть до образа, и это человек по образу. Он делает свои дела благодаря
своей силе, но благодаря покою он порождает своих детей.
87. В этом мире рабы служат свободным. В царствии небесном свободные
будут прислуживать рабам. Сыновья чертога брачного будут прислуживать
сыновьям брака. Сыновья чертога брачного имеют [одно и то же] имя. Покой же
есть с одними и с другими. У них нет нужды...
88. Созерцание... их больше... в тех, которые в... слава... не суть.
89....сошел в воду... выкупить его... те, кто... в имени его. Ибо он
сказал:...чтобы мы исполнили всю справедливость.
90. Те, кто говорит, что умрут сначала и воскреснут, - заблуждаются.
Если не получают сначала воскресения, будучи еще живыми, (то), когда
умирают, не получают ничего. Также подобным образом говорят о крещении:
говорят, что велико крещение, ибо, если принимают его, будут живыми.
91. Апостол Филипп сказал, что Иосиф, плотник, посадил сад, ибо он
нуждался в деревьях для своего ремесла. Это он создал крест из деревьев,
которые он посадил, и семя его было подвешено к тому, что он посадил. Его
семя было Иисус, а посаженное - крест.
92. Но дерево жизни - в середине рая, и олива, от которой происходит
помазание. Благодаря ему (произошло) воскресение.
93. Этот мир - пожиратель трупов. Все, что в нем поедается, - также
[ненавистно]. Истина - пожиратель жизни. [Поэтому] никто из тех, кто
вскормлен [в истине, не сможет] умереть. Иисус пришел из того места, и он
принес пищу [оттуда]. И тем, кто хотел, он дал жизнь, чтобы они не умерли.
94. [Бог] создал рай. Человек [жил] в раю. Есть... нет в... бога. В...
люди, которые... разделять. Этот рай [- место], в котором мне скажут: [Ешь]
это или не ешь [этого, как ты] желаешь. Это - место, где я буду есть все,
ибо там древо познания. Это оно убило Адама. Но в этом месте древо познания
сделало человека живым. Закон был древом. У него есть сила дать знание того,
что хорошо, и того, что плохо. И оно не устранило его от того, что плохо, и
не утвердило в том, что хорошо. Но оно создало смерть для тех, кто съел от
него. Ибо, когда он сказал: Ешь это, не ешь этого, - это было началом
смерти.
95. Помазание выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы были названы
христианами, (а) не благодаря крещению. И Христос был (так) назван благодаря
помазанию. Ибо Отец помазал Сына и Сын помазал апостолов, а апостолы
помазали нас. Тот, кто помазан, обладает всем, он обладает воскресением,
светом, крестом, Духом святым. Отец дал это ему в чертоге брачном; он
получил (это).
96. Был Отец в Сыне и Сын в Отце. Таково есть царствие небесное.
97. Хорошо Господь сказал: Некоторые вошли в царствие небесное смеясь,
и они вышли... христианин... и тотчас... в воду он вошел... всего.
Поэтому... шутка, но он презрел эти... царствие [небесное]... Если он
презрел... и он рассматривает это как шутку... смеясь.
98. Также подобным образом с хлебом, чашей, маслом, даже если есть
иное, что выше этого.
99. Мир произошел из-за ошибки. Ибо тот, кто создал его, желал создать
его негибнущим и бессмертным. Он погиб и не достиг своей надежды. Ибо не
было нерушимости мира и не было нерушимости того, кто создал мир. Ибо нет
нерушимости дел, но - детей. И нет дела, которое смогло бы получить
нерушимость, если оно не станет ребенком. Но тот, кто не имеет силы
получить, - насколько более не сможет он дать!
100. Чаша молитвы содержит вино, она содержит воду, служа символом
крови, над которой совершают евхаристию. И она наполняется Духом святым. И
она принадлежит полностью совершенному человеку. Когда мы выпьем это, мы
получим совершенного человека.
101. Вода живая - это тело. Следует, чтобы мы облеклись человеком
живым. Поэтому, если некто идет (и) опускается в воду, он обнажается, дабы
облечься им.
102. Лошадь порождает лошадь, человек порождает человека, бог порождает
бога. Подобным образом с женихом и [невестой. Их дети произошли] от покоя
брачного. Не было [также] иудеев, [происходивших] от эллинов, [пока]
существовал [закон]. И [мы сами, мы произошли] от иудеев, [прежде чем стали]
христианами... и назвали... ибо род избранный... и истинный человек, и сын
человека, и семя сына человека. Этот род истинным называется в мире.
103-104. Вот место, где находятся дети чертога брачного. Есть
соединение в этом мире мужчины и женщины, место силы и слабости. В зоне -
иной вид соединения. Однако мы называем их этими именами. Но существуют
иные, они выше всех имен названных, и они выше жестокого. Ибо, где есть
сила, там есть избранные силы. Те, кто там, - не одно и другое, но они оба -
только одно. Тот, кто здесь, - этот не сможет выйти из плотского тела.
105. Не всем тем, кто всем обладает, положено познать себя. Однако те,
кто не познает себя, не будут наслаждаться тем, чем они обладают. Но лишь
те, кто познал себя, будут наслаждаться этим.
106. Совершенный человек не только не сможет быть схваченным, но не
сможет он быть и увиденным. Ибо, если он будет увиден, его схватят. Иным
способом никто не сможет приобрести себе эту благодать, кроме как если он
облечется совершенным светом и [станет сам] совершенным светом. [После того,
как облечется им], он войдет [в свет]. Таков есть [свет] совершенный.
107. [И следует], чтобы стали мы [людьми духовными], пока мы не вышли
[из мира]. Тот, кто получил все, [не будучи господином] в этих местах, не
сможет быть [господином] в том месте. Только Иисус знает конец этого. Но он
[пойдет в] середину, как несовершенный.
108. Человек святой свят весь, вплоть до тела его. Ибо, если он получил
хлеб, он освятит его, или чашу, или другое все, что он получил, - он очищает
это. И как не очистит он также тела?
109. Подобно тому как Иисус налил воду крещения, он вылил смерть. Вот
поэтому мы опускаемся в воду и не опускаемся в смерть, дабы нам не быть
брошенными в дух мира. Когда он веет, бывает зима, когда Дух святой веет,
бывает лето.
110. Тот, кто обладает знанием истины, - свободен. Свободный не творит
греха, ибо тот, кто творит грех, - раб греха. Мать - это истина, а знание -
согласие {5}. Тех, кому не дано творить грех, мир называет свободными.
Знание истины возвышает сердце тех, кому не дано творить грех. Это делает их
свободными и делает их выше всего. Но любовь созидает. Итак, тот, кто стал
свободным из-за знания, - из-за любви раб тех, кто еще не смог подняться до
свободы знания. И знание делает их способными, [ибо оно побуждает их] стать
свободными. Любовь ничего [не берет]. Как [возьмет она что бы то ни было?
Все] принадлежит ей. Она не говорит: [Это - мое -] или: Это - мое, [но она
говорит: Это] - твое.
111. Любовь духовная - это вино и миро. Наслаждаются этим все те, кто
будет помазан этим. Наслаждаются также (и) те, кто стоит вне их, пока стоят
те, кто помазан. Если те, кто помазан помазанием, удаляются (и) уходят, те,
кто не помазан, когда они только стоят вне их, пребывают снова в своем
зловонии. Самаритянин ничего не дал раненому, кроме вина и масла. Это - не
что иное, как помазание. Он излечил раны, ибо любовь покрывает множество
грехов.
112. Те, кого породит женщина, подобны тому, кого она любит. Если это
ее муж, они подобны ее мужу. Если это любовник, они подобны любовнику.
Часто, если женщина спит со своим мужем по необходимости, а сердце ее с
любовником, с которым она соединяется, тех, кого она породила, она порождает
подобными любовнику. Но вы, которые пребываете с сыном Бога, не связывайтесь
с миром, но связывайтесь с Господом, дабы те, кого вы породите, не были
подобны миру, но были бы подобны Господу.
113. Человек соединяется с человеком, лошадь соединяется с лошадью,
осел соединяется с ослом. Роды соединяются с такими же родами. Подобным
образом дух соединяется с духом, и Логос [сочетается] с Логосом, [и свет]
сочетается [со светом. Если ты] станешь человеком, [человек] возлюбит
[тебя]. Если ты станешь [духом], дух соединится с тобой. Если ты станешь
Логосом, Логос соединится с тобой. Если [ты] станешь светом, свет будет
сочетаться с тобой. Если ты станешь теми, которые принадлежат вышине, те,
которые принадлежат вышине, будут покоиться на тебе. Если ты станешь
лошадью, или ослом, или теленком, или собакой, или овцой, или любым другим
животным, тем, кто наверху и внизу, - ты не сможешь быть любим ни человеком,
ни духом, ни Логосом, ни светом, ни теми, которые принадлежат вышине, ни
теми, которые принадлежат внутренности. Они не будут покоиться в тебе, и ты
не имеешь части в них.
114. Тот, кто раб против своей воли, - он сможет быть свободным. Но
тот, кто стал свободным по милости своего господина и сам отдал себя в
рабство, - он более не сможет быть свободным.
115. Хозяйство мира - из четырех видов, в хранилище их содержат: из
воды, земли, воздуха и света. И хозяйство Бога подобно этому из четырех: из
веры, надежды, любви и знания. Наша земля - это вера, в которую мы пустили
корень, вода - это надежда, которой [мы] питаемся, воздух - это любовь,
благодаря [которой] мы растем, а свет - [это] знание, [благодаря] которому
мы созреваем.
116. Благодать - это... крестьянин... в небо... Блажен тот, кто не
опе[чалил ни одну] душу. Это - Иисус Христос. Он встретил все место и никого
не обременил. Поэтому блажен тот, кто таков, ибо он - совершенный человек.
Ибо таков Логос.
117. Спросите нас о нем, ибо трудно его выпрямить. Как мы сможем
выпрямить этого великого? Как он даст покой каждому?
118. Прежде всего, не следует никого печалить, ни большого, ни малого,
ни неверующего, ни верующего, затем - дать покой тем, кто покоится в добре.
Есть некоторые, чье преимущество - давать покой тому, кто хорош. Тот, кто
делает доброе, не может дать покой этим (людям), ибо он приходит не по своей
воле. Не может он и печалить, причем он не заставляет, чтобы они мучались.
Но тот, кто становится хорош, порой печалит их. Тот, кто обладает природой,
дает радость доброму. Но некоторые из-за этого печалятся зло.
119. Хозяин в домах нажил всякое: и детей, и рабов, и скотину, и собак,
и свиней, и пшеницу, и ячмень, и солому, и траву, и [кости], и мясо, и
желуди. Но он мудрый, и он познал пищу каждого: перед детьми он положил хлеб
[и оливковое масло и мясо], перед рабами он положил [клещевинное масло и]
пшеницу, и скоту [он бросил ячмень], и солому, и траву. Собакам он бросил
кости, [а свиньям он] бросил желуди и крошки (?) хлеба. Так и ученик Бога.
Если он мудрый, он постигает ученичество. Формы телесные не введут его в
обман, но он посмотрит на состояние души каждого (и) заговорят с ним. Есть
много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он познает их, свиньям
он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он
бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное.
120. Есть Сын человека, и есть сын Сына человека. Господь - это Сын
человека. И сын Сына человека - это тот, кто создан Сыном человека. Сын
человека получил от Бога (власть) создавать. Он имеет (способность)
порождать.
121. Тот, кто получил (возможность) создавать, - это творение. Тот, кто
получил (возможность) порождать, - это порождение. Тот, кто творит, - не
может порождать. Тот, кто порождает, - может творить. Однако говорят, что
тот, кто творит, порождает. Но его порождение - это творение. [Поэтому] он
порождает не своих детей, а [свои образы]. Тот, кто творит, действует
[открыто], и он сам [открыт]. Тот, кто порождает, действует [сокрыто], и он
[сокрыт. Порождение не подобно] образу. Тот, кто творит, творит открыто, а
тот, кто порождает, [порождает] детей сокрыто.
122. Никто [не сможет] узнать, в какой [день мужчина] и женщина
сочетаются друг с другом, кроме них самих. Ибо брак мира - это тайна для
тех, кто взял женщину. Если брак оскверненный скрыт, насколько более брак
неоскверненный - тайна истинная? Он - не плотский, но чистый, он принадлежит
не желанию, но воле. Он принадлежит не тьме и ночи, но принадлежит он дню и
свету. Брак, если он обнажен, становится развратом, и невеста, не только
если ее познает другой мужчина, но даже если она покидает ложе свое и ее
видят, - развращена. Да знает она только отца своего и мать свою, и друга
жениха, и детей чертога брачного. Дано им проникать всякий день в чертог
брачный. Но другие - да пожелают они лишь слышать голос ее (и) наслаждаться
благовонием ее! И да насытятся они, как собаки, крохами, которые падают со
стола. Женихи и невесты принадлежат чертогу брачному. Никто не сможет видеть
жениха и невесту, если он [не] станет таковым.
123. Когда Авраам... чтобы увидеть то, что он должен был увидеть, [он
совершил обрезание] крайней плоти, показав [нам], что следует погубить
плоть... мир. Насколько их... и живы. [Если они были] открыты, они умерли по
[примеру] человека открытого. [Пока] внутренности человека скрыты, человек
жив. Если внутренности его являются (и) выходят наружу, человек умрет. Так и
с деревом. Пока корень его скрыт, оно цветет (и) растет, если корень его
является, дерево сохнет. Так и с каждым порождением в мире не только с
открытым, но и с сокрытым. Ибо, пока корень зла скрыт, оно сильно. Но если
оно познано, оно распускается, и, если оно открылось, оно погибло. Поэтому
Логос говорит: Уже топор утвержден у корня деревьев. Он не рассечет - то,
что будет рассечено, снова разрастается, но топор врезается вглубь, пока не
вырвет корня. И Иисус уничтожил корень всего места, а другие частично. Мы же
- да врезается каждый из нас в корень зла, которое в нем, и вырывает [его]
до корня его в своем сердце. Но оно будет вырвано, когда мы познаем его. Но
если мы в неведении о нем, оно укореняется в нас и производит свои плоды в
нашем сердце. Оно господствует над нами, мы - рабы ему. Оно пленяет нас,
чтобы мы делали то, чего мы [не желаем], (и) то, что мы желаем, мы бы [не]
делали. [Оно] могущественно, ибо мы не познали его. Пока [оно существует],
оно действует. Незнание есть мать [дурного для нас], незнание служит
[смерти]. Те, кто происходит от [незнания], и не существовали, и [не
существуют], и не будут существовать. [Те же, кто пребывает в истине],
исполнятся совершенства, когда вся истина откроется. Ибо истина подобна
незнанию: сокрытая, она покоится в самой себе, но, когда она открывается (и)
познается, ее прославляют. Насколько могущественнее она незнания и
заблуждения! Она дает свободу. Логос сказал: Если вы познаете истину, истина
сделает вас свободными. Незнание - это рабство. Знание - это свобода. Если
мы познаем истину, мы найдем плоды истины в нас самих. Если мы соединимся с
ней, она воспримет нашу плерому.
124. Теперь есть у нас открытые вещи творения. Мы говорим, что они -
вещи сильные, почитаемые и что вещи скрытые - слабые, презираемые. Так с
открытыми вещами истины, они слабые и презираемые, а те, которые сокрыты, -
сильные и почитаемые. Но тайны истины открыты в символах и образах.
125. Но чертог брачный скрыт. Это - святое в святом. Завеса утаивала
сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвется и то, что
внутри, откроется, - будет покинут тогда сей дом пустынный! Более того, он
будет сокрушен. Божественность же вся не убежит в святую святых, ибо не
сможет она соединиться со светом [не] соединенным и с Плеромой не
[разорванной. Но] будет она под крылами креста [и под его] руками. Этот
ковчег будет [для нее] спасением, когда потоп воды захватит их. Если
некоторые - из рода священства, они смогут войти внутрь за завесу с
первосвященником.
Поэтому завеса не разорвалась ни только вверху, ибо тогда было бы
открыто только тем, которые принадлежат вышине, ни только внизу она не
разорвалась, ибо тогда было бы явлено только тем, которые принадлежат низу.
Но разорвалась она сверху донизу. Верх открыт нам, которые внизу, чтобы мы
вошли, в сокровенное истины. Это действительно то, что почитаемо, то, что
сильно. Но мы проникнем туда путем символов презираемых и вещей слабых. Но
презираемы они перед лицом славы совершенной. Есть слава - выше славы, есть
сила - выше силы. Поэтому совершенство открыто нам с сокровенным истины. И
святое святых явилось, и чертог брачный призвал нас внутрь. Пока это скрыто,
зло ведет к тщете и не выделено оно из середины семени Духа святого, они -
рабы зла. Но когда это явится, тогда свет совершенный распространится на
каждого. И все, кто в нем, получат помазание. Тогда рабы будут свободными и
выкуплены будут пленные.
126. [Всякое] растение, что посадил не Отец мой, который на небесах,
[будет] вырвано. Те, кто разделен, будут соединены и исполнены
совершенством. Все те, кто [войдет в] чертог брачный, разожгут [свет], ибо
[не порождают они] как в браках, которые [мы не видим, тех], что в ночи.
Огонь [пылает] в ночи (и) распространяется. Но тайны этого брака совершаются
днем и при свете. День сей или свет не ослабевает.
127. Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет.
Если некто не получил его в этих местах, он не сможет получить его в том
месте. Того, кто получил свет сей, не увидят и не смогут схватить. И никто
не сможет мучить такого (человека), даже если он обитает в мире, а также
когда он уходит из мира. Он уже получил истину в образах. Мир стал эоном,
ибо эон для него - плерома. И он таков: он открыт ему одному, он не скрыт в
зле и ночи, но скрыт в дне совершенном и свете священном. Еванелие от
Филиппа.
Комментарии.
1 Букв. "приписывает".
2 Букв. "Мертвый, если он наследует живое, не умрет, но, мертвый, он
еще будет жить".
3 Букв, "себе рабом".
4 Букв, "из прочного". В коптском тексте здесь употреблен тот же
термин, что и в изречении 11.
5 Если допустить ошибку переписчика в коптском тексте - "отец".
Гром. Совершенный Ум.
Произведение, которое известно в историографии под этим названием (чаще
сокращенно - "Гром") {1}, сохранилось в собрании коптских рукописей из
Наг-Хаммади в единственном экземпляре. В кодекс VI, в котором оно переписано
вторым от начала, включены следующие тексты: "Акты Петра и двенадцати
апостолов", "Гром. Совершенный Ум", "Достоверное слово", "Понятие нашей
великой силы", отрывок из "Государства" Платона (588В-599В), герметический
трактат, условно называемый "О восьмом и девятом", герметическая молитва,
герметическое произведение "Асклепий". Той же рукой, что и кодекс VI,
переписаны кодексы IV, V, VIII и IX. М. Краузе и Пахор Лабиб, издававшие
кодекс, считают, что его можно датировать серединой IV в. {2} "Гром", как и
другие тексты из этого кодекса, написан на саидском диалекте коптского языка
с отклонениями преимущественно в сторону верхнеегипетских наречий. "Гром"
занимает страницы 13.1-21.32 рукописи. Подобно прочим произведениям из
собрания Наг-Хаммади, "Гром" представляет собой перевод с греческого.
Памятнику посвящена сравнительно небольшая специальная литература, в
которой особого внимания заслуживают две статьи, появившиеся почти
одновременно в середине 70-х годов, - Дж. Мак Рая и Ж. Киспеля {3}.
Первая из них принадлежит перу исследователя, переводившего "Гром" для
издания "Библиотека из Наг-Хаммади на английском языке" {4}. Он относит
памятник к жанру эллинистических откровений, где использована форма ego eimi
("я есмь"), широко представленная в гностической традиции, в частности в
документах из Наг-Хаммади. Автор подчеркивает своеобразие памятника, его
уникальность в эллинистической и римской литературе. За недостатком данных
Мак Рай категорически отказывается датировать его. Памятник, согласно Мак
Раю, лишен повествовательного обрамления, написан от первого лица женского
рода, не названного по имени, видимо, какого-то божества. Ученый
подчеркивает, что ему известно очень мало параллелей к содержанию документа
в гностической или библейской литературе. В "Громе", по его словам, в целом
нет ничего специфически христианского или иудейского, нет также ясного
отношения к гностической мифологии. Самой отличительной чертой "Грома" Мак
Рай считает антитетический и даже парадоксальный характер утверждений,
сделанных в форме "я есмь": "Говорящая не только называет себя источником
или сущностью добра, мудрости, знания и проч., но отождествляет себя также с
противным. Это та черта произведения, которая разительно отличает его "я
есмь" - возглашений в литературе откровений, будь то гностических или иных"
{5}.
Свои сопоставления отдельных пассажей "Грома" с отрывками из Библии,
ареталогическимн надписями Исиды, с индусскими, иранскими и мандейскими
текстами, с фрагментами из Гераклита, наконец, с двумя пассажами из пятого и
четвертого произведений II кодекса Наг-Хаммади ученый заключает попыткой
ответить на вопрос, что означает необычайный документ, который он
анализирует. Мак Рай утверждает следующее. Первое. Определения в форме
антитезы и парадокса имеют целью подчеркнуть, что божество "полностью
запредельно относительно мира с его космологическими, социальными,
этическими и религиозными ценностями" {6}. Второе. Отрешение от ценностей
мира есть выражение "основополагающей дуалистической перспективы гностиков".
Наконец, третье. Размышляя о том, что сулило этике подобное отрешение, Мак
Рай вспоминает Иринея, писавшего о Карпократе и его последователях. Те
учили, что только, по мнению людей, одно есть добро, а другое - зло, хотя по
природе ничего нет злого (Против ересей. I. 25. 5). Таким образом, по Мак
Раю, хотя памятник прямо не соприкасается с каким бы то ни было гностическим
мифом, по своему умонастроению он глубоко гностичен {7}.
Другой крупный знаток текстов Наг-Хаммади, Ж. Киспель, рассмотрел
"Гром" с точки зрения истории гностических идей и мифологии
неортодоксального иудаизма. Подмечая в тексте памятника следы влияния
эллинистической среды, Ж. Киспель счел I век до н. э. и Александрию наиболее
вероятным временем и местом создания оригинала {8}. Амбивалентные
утверждения "Грома", как и некоторых привлекаемых текстов, Киспель связывает
с монистическим принципом. Это отнюдь не дуализм, по мнению исследователя, в
смысле признания фундаментальных оппозиций реальности {9}.