Средства выразительности в музыке




Тема 1. Специфика музыки как вида искусства

Вопросы:

1. Специфика искусства как формы общественного сознания

2. Нотная запись музыки

3. Средства выразительности в музыке

Специфика искусства как формы общественного сознания

Искусство - это форма отражения действительности в сознании человека. Но это отражение не является зеркальным подобием жизненной правды, это правда художественная, созданная на основе глубокого знания жизни художником и преобразования ее с помощью творческого мышления и воображения творца. Результатом этого отражения является художественный образ. Существование различных видов искусства связано со стремлением человека воспроизвести и отразить мир как можно полнее. У каждого искусства есть свои специфические особенности. У музыки это:

· Музыка является искусством выразительным - она выражает чувства, настроения,
переживания, отношения и т.д., эмоциональную реальность. Этим она значительно отличается от изобразительных искусств (живопись, скульптура и др.), от понятийных (литература), изобразительно-понятийных (театр, кино). Однако в музыке есть и изобразительная сторона (шум волн, пение птиц и т.д.), но и эти явления не являются обычными звукоподражаниями, они эмоционально окрашены.

· Музыка — искусство временное, благодаря этому она отражает смену эмоций, настроений. Произведения музыкального искусства расположены во времени, а не в пространстве. Этим музыка отличается от от пространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) и от пространственно-временных (танец, театр, кино). Как и все временные искусства, музыка развивает прогнозирующую функцию мышления.

· Музыка оперирует звуками и обращена ко слуху человека. Музыку принято обозначать как интонационно - мелодическое искусство. Интонация (основная единица музыки, ее «кирпичик», «зерно») несет информацию, понимаемую разными людьми схожим образом (интонации торжественности, плача и пр.) Из интонаций строится мелодия, которая является цельным, завершенным построением.

· Музыка - это искусство исполнительское. Она требует посредника между создателем и слушателем, которым является исполнитель, как бы «расшифровывая» заложенные композитором в музыкальном произведении чувства и смыслы. От качества и контекста исполнения во многом зависит восприятие произведения, интерес к нему.

Музыка «мыслит» музыкальными образами, которые воплощаются с помощью музыкальной выразительности. Условно образы можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от того, какое явление или объект отражен в музыке

· образы отдельных людей или целого народа (Иван Сусанин, хор в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин» - образ русского народа и т.д.)

· образы характеров и настроений, чаще всего это камерные произведения, в названиях которых и зафиксирована программа понимания образа (Д.Б. Кабалевский - «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; Р.Шуман «Первая утрата», И. Бах «Шутка» и.др.)

· музыкальные портреты животных (К. Сен —Санс, сюита «Карнавал животных»,

· «Полет шмеля» Н.А. Римский - Корсаков и др.)

· образы неживой природы (П.И. Чайковский, 12 пьес «Времена года»; А. Вивальди, 4 концерта «Времена года», Э. Григ «Утро» и др.)

· сказочные образы (Э. Григ «В пещере горного короля», А.Лядов «Баба-яга», «Кикимора», М.П. Мусоргский «Гном» и др.)

В зависимости от нравственной сущности воплощаемого явления или объекта (образы добра и зла, света и тьмы и др.)

2.В зависимости от смысла образа (образы лирические, драматические, героические и др.)

3.В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.)

4. В зависимости от принадлежности к стилю и художественному направлению (образ классический, романтический и т.д.)

Нотная запись музыки

Звук - это колебания воздуха, вызванное упругим телом. Не всякий звук является музыкальным звуком, есть звуки шумовые. Музыкальный звук имеет определённую высоту и входит в музыкальную систему. Физическими свойствами музыкального звука является его высота, длительность (протяженность), сила (громкость), тембр (окраска).


 


Звуки записываются на письме с помощью специальных знаков нот (нотация). В истории существовали разные способы записи: буквами (латинскими), невменная запись (в средневековье из штрихов, запятых, на Руси использовались крюки). Четырёхлинейный стан в 10 веке ввел в употребление итальянский музыкант, монах — Гвидо из Ареццо, ему же приписывают закрепление в практике современных названий нот. Это первые слоги гимна святому Иоанну: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. В 16 веке появилось Si, а в 17 веке Ut заменили Do. Ноты трансформировались из ромба, квадрата, для удобства «округлились».

В современной нотной записи все свойства звука отражаются специальными способами.

Высота

· Нотный стан (нотоносец). Представляет собой пять линеек, на которых (между ними, над и под ними с помощью дополнительных линеек) фиксируются сами ноты.


· Ключ, который обозначает расположение

определенного звука (это отражается в названии ключа).

Приведем примеры некоторых ключей.

Скрипичный ключ.

Самый распространённый ключ соль.

Басовый ключ Ключ фа

Второй по распространённости ключ после скрипичного. Помещает «фа» малой октавы на вторую сверху линейку нотного стана. Этим ключом пользуются инструменты с низким звучанием: виолончель, фагот и т. д. В басовом ключе обычно пишется партия левой руки для фортепиано. Вокальная музыка для баса и баритона также пишется обычно в басовом ключе.


Баритоновый ключ

Баритоновый ключ располагает «фа» малой октавы на третьей (средней) линейке нотного стана.

Ключ до Альтовый ключ

Альтовый ключ помещает «до» первой октавы на среднюю линейку. В альтовом ключе пишутся партии для альтов и тромбонов, иногда вокальные партии.


 


Теноровый ключ

Помещает «до» первой октавы на вторую сверху линейку. Используется для фаготов, виолончелей, тромбонов и контрабасов


(в сольном исполнительстве)


Таким образом, ключ обозначает расположение определенного звука в системе (соль, фа, до).

· Ноты и знаки альтерации

Ноты располагаются на нотном стане. Весь звуковой ряд делится на определенные промежутки – октавы, которые включают 7 нот, но при этом состоят не из 7-ми равномерных звуковых отрезков, а из 12-ти. Получается, что 5 из 12-ти звуков невозможно отобразить в такой записи:


Поэтому в нотной записи используются специальные знаки альтерации, с помощью которых можно показать звуки, расположенные между двумя другими звуками.

Диез (повышает высоту ноты на один полутон)

Это звук «фа диез» - он расположен выше, чем «фа», но ниже, чем «соль»

Бемоль (понижает высоту ноты на один полутон


Бекар (отменяет действие любого другого символа альтерации.)

Знаки альтерации могут быть указаны сразу после ключа. Это будет означать, что всё произведение необходимо исполнять с учетом этих знаков (например, если после ключа стоит знак «фа диез», то все звуки «фа» в таком произведении должны исполняться как «фа диез»).

Длительность

· Длительность нот - условная продолжительность звуков. В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков, сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей. Так, самый продолжительный звук записывается с помощью целой ноты (условно его можно «просчитать» - 1и2и3и4и, а время, которое вы произносите эти 8 слогов, и будет длительностью этого звука). Звук в два раза короче – с помощью половинной. Далее идут четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые и т.д. Как правило, каждый последующий звук короче предыдущего в 2 раза.

Для увеличения длительности используют следующие обозначения:

Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину.

Лига - дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata - остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой.

Пауза - перерыв в звучании. Длительность паузы соответствует

длительностям нот и обозначается специальными знаками:


· Тактовый размер

При записи музыки с помощью тактового размера и разделения записи на такты фиксируется метро-ритмическая сторона музыки. Расстояние от одной сильной доли (она ощущается как более сильный звук) в музыке до другой называется тактом и на письме обозначается тактовой чертой, границу такта (тактовую черту) обозначают значком "|".

 


Тактовый размер обозначается двумя цифрами при клю че после знаков альтерации, одна над другой.


Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, а нижняя — длительность
каждой доли. Говоря проще, в каждом такте в такой записи будет четыре (верхняя цифра) ноты длительностью в четверть (нижняя цифра). Однако это могут быть различные варианты сочетаний длительностей, образующих ритмический рисунок:

 

Чаще всего используются размеры 2/4, 3/4, 4/4. Могут быть размеры, где нижняя цифра – 8: 3/8, 6/8 и др.

Сила

Громкость звука - субъективное восприятие силы звука (абсолютная величина слухового ощущения).

· В записи силы звучания используют соответствующие термины, главные из которых пиано – тихо и форте – громко. Выделяются более тонкие градации силы звука: пиано пианиссимо, пианиссимо, пиано, меццо пиано (не очень тихо), мецце форте (не очень громко), форте (громко), фортисиммо, форте фортисиммо.

ррр - piano pianissino (пиано пианиссимо) – предельно тихо,

рр — pianissino (пианиссимо) — очень тихо,

р — piano (пиано) — тихо,

mр — mezzo-piano (мёццо-пиано) — не очень тихо,

mf — mezzo-forte (мёццо-фортэ) — не очень громко,

f — forte (фортэ) — громко,

ff - fortissimo (фортиссимо) – очень громко

fff — forte fortissimo (фортэ фортиссимо) — предельно громко.

· Постепенное увеличение силы звучания обозначается термином crescendo или сокращенно
crecs. (крещендо), либо знаком.

Постепенное уменьшение силы звучания обозначается термином diminuendo или сокращённо dim. (диминуэндо), либо знаком.

 
 


динамические оттенки могут уточняться вспомогательными словами:

росо а росо crescendo — постепенно усиливая,

росо а росо diminuendo — постепенно стихая.

Помимо обозначения высоты, длительности, громкости важным в записи является также обозначение темпа.

Темп - скорость движения в музыке. Он зависит от содержания музыкального произведения и его эмоциональной направленности. Обозначается словами вначале произведения, на родном языке композитора, часто на итальянском. Для определения темпа и его изменений применяются специальные термины или цифровое обозначение метронома, т. е. сколько долей должно прозвучать в минуту.

Медленные темпы:

Largo — широко;

Lento — протяжно;

Adagio — медленно;

Умеренные темпы:

Andante — спокойно, не спеша; Moderate — умеренно;

Sostenuto — сдержанно;

Быстрые темпы:

Allegro — скоро;

Vivo — живо;

Presto — быстро;

 

Средства выразительности в музыке

Музыка как искусство выполняет свою функцию с помощью свойственных ей средств музыкальной выразительности.

Мелодия - одноголосная завершенная музыкальная мысль, звуки в которой интонационно связаны.

Ритм - чередование звуков разной длительности, организованное особым образом.

Лад

Общая эмоциональная окраска музыки (мажор - весело, минор - грустный, печальный)

Система звуковысотных зависимостей звуков (эти системы могут включать различное количество звуков, например, 5 звуков в определенном соотношении – это пентатоника, 3 – терцовый лад. Самые распространенные – 7-ми ступенные лады мажор и минор.)

Тембр - окраска звучания связанная с особенностями голоса или инструмента.

Регистр - группа звуков близкая по высоте и тембру.

Темп - скорость звучания музыки (быстро, умеренно, медленно).

Этим перечнем не исчерпываются, конечно, все средства музыкальной выразительности. Дети дошкольного возраста легко различают такие средства музыкальной выразительности, как динамика, регистр, темп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: