ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЗМ 9Т234-2
1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Транспортно-заряжающая машина 9Т234-2 (рисунок 1.1, 1.2) предназначена для заряжания и разряжания боевой машины 9А52-2, транспортирования и, при необходимости, хранения снарядов 9М55.
ТЗМ позволяет производить заряжание и разряжание БМ в любой последовательности, независимо от степени загруженности БМ, без подготовки позиции при неровностях местности до 3° и скорости ветра до 20 м/с, при относительной влажности воздуха до 98%, а также в любое время года и суток в условиях применения противником химического, бактериологического и ядерного оружия.
ТЗМ снабжена средствами пожаротушения. Для движения ночью, при необходимости соблюдения светомаскировки, имеется прибор ночного видения ПНВ-57ЕМ.
Конструкция ТЗМ обеспечивает транспортировку 12 снарядов 9М55, погрузку (разгрузку) снарядов, выложенных на грунт, и с машин народнохозяйственного назначения.
ТЗМ разработана на шасси высокой проходимости. Шасси обеспечивает эксплуатацию при температурах воздуха от минус 40 до плюс 50 °С.
Специальное оборудование ТЗМ, установленное на шасси, обеспечивает эксплуатацию при температуре от минус 50 до плюс 50 °С, кроме крана с гидроаппаратурой, температурный диапазон работы которого от минус 40 до плюс 50 °С.
Транспортирование ТЗМ возможно по железным дорогам, водным и авиационным транспортом.
Состав ТЗМ
ТЗМ состоит из специального оборудования, колесного шасси 79112 (модифицированный под установку спецчасти МАЗ-543А) и одиночного комплекта ЗИП.
Состав специального оборудования приведен в таблице 1.1.
Технические характеристики ТЗМ 9Т234-2 приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.1 - Состав специального оборудования ТЗМ
|
Наименование | |
Несущие конструкции | Рама |
Ложементы | |
Крановая установка | |
Грузозахватное приспособление | |
Лоток | |
Штанга | |
Механизмы | Механизмы досылателя |
Механизмы крановой установки | |
Аппаратура, оборудование и системы | Станция питания |
Электрооборудование | |
Гидросистема | |
Привод 9Т241 | |
Вспомогательное оборудование |
Таблица 1.2 - Технические характеристики ТЗМ
Наименование параметра | Значение |
Количество возимых снарядов, шт | |
Время заряжания БМ, мин | |
Время перевода ТЗМ из походного положения в боевое, мин | |
Максимальная скорость движения ТЗМ по асфальтированному шоссе, км/ч | |
Средняя техническая скорость по сухим грунтовым дорогам удовлетворительного состояния, км/ч | 25-30 |
Запас хода по контрольному расходу топлива, км | |
Максимальная глубина брода, при твердом грунте, м | 1,1 |
Габаритные размеры в походном положении, мм: | |
Длина в походном положении, мм | |
Ширина в походном положении, мм | |
Высота в походном положении, мм | |
Масса ТЗМ со снарядами и расчетом, кг, не более | |
Масса ТЗМ без снарядов и расчета, кг, не более | |
Расчет ТЗМ, чел. (№1- командир отделения; № 2 – оператор; № 3 – механик-водитель, он же механик-крановщик) | |
Время досылки снаряда в трубу, с | |
Грузоподъемность крана на всех вылетах стрелы, кг | |
Максимальный вылет стрелы крана от оси колонны, мм | |
Высота подъема снаряда краном, мм | |
Скорость подъема и опускания снаряда, м/мин | 0,9-11 |
Скорость поворота крана, градус/с | 4-12 |
Угол поворота стрелы крана относительно продольной оси машины по ходу движения: | |
вправо, градус | 91+18° |
влево, градус | 50-5о |
Вместимость гидросистемы крана с маслобаком, л | |
Применяемая рабочая жидкость (масло) в гидросистеме крана: то же при температуре от -400С до -100С: | МГЕ-46В МГЕ-10А |
Максимальное давление рабочей жидкости в гидросистеме крана, МПа (кгс/см2) | 9,5+0,5 (95+5) |
Напряжение питания электрооборудования ТЗМ, В | 27-5+2 |
Род тока | Постоянный |
|
а)
б)
Рисунок 1.1 – Общий вид ТЗМ 9Т234-2 в походном положении без снарядов:
а) вид сбоку; б) вид сзади
Рисунок 1.2 - ТЗМ 9Т234-2 в рабочем положении
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ТЗМ
НЕСУЩИЕ КОНСТРУКЦИИ предназначены для надежного удержания РС в неподвижном положении или при требуемом перемещении.
Рама 4 (рисунок 1.4) является основой для размещения оборудования ТЗМ, крепления снарядов в ложементах и является площадкой при работе расчета. Она установлена и закреплена на трех опорах шасси (рисунок 1.3).
Рис.2 Крепление рамы к шасси
и
Рисунок 1.3 – Крепление рамы к шасси
Рисунок 1.4 – Общее устройство специальной части ТЗМ 9Т234-2
Рисунок 1.5 – Рама ТЗМ 9Т234-2
Рама (рисунок 1.5) сварной конструкции состоит из двух продольных балок 1 и 2, листов 17 и 20, передней 21 и задней 14 опор рамы, ниш ящиков А, Б, Г, Д.
Поперечные балки предназначены для крепления оснований лонжеронов.
|
Опоры служат для установки и крепления рамы на опоры шасси.
Ниши ящиков служат для размещения ЗИП, коробок с изделиями 1Б172 и упаковки со жгутами.
В передней части рамы в продольных балках открыты шестнадцать сквозных отверстий, предназначенных для крепления кронштейна с краном и гидроаппаратурой.
Листы 17 и 20 предназначены для крепления оснований ложементов.
Опоры 14 и 21 служат для установки и крепления рамы на опоры шасси.
Балки 3 и 4 служат для крепления станции питания.
Продольные балки связаны между собой при помощи швеллеров, уголков, листов, образующих пол рамы.
В средней части рамы приварен стакан 18 с отверстиями во фланце, предназначенный для установки и крепления штыря лотка.
Ниша, закрытая листом 5, служит для установки и крепления топливного бака станции питания.
В средней части рамы размещены: ниши В, Ж - для доступа к цапфам 15 при проведении такелажных работ по установке (снятию) рамы на опоры шасси; ниша Е - для размещения и крепления панели с электрооборудованием.
Ниши ящиков А, Б, Г, Д служат для размещения комплекта ЗИП, коробок с изделиями 9Б172.
Крюки 11 служат для крепления лотка по-походному.
В средней части симметрично оси рамы приварены направления 6, 8 со шпильками 7, предназначенные для укладки и крепления диафрагм ложементов в походном или рабочем положении ТЗМ.
Стойки 9 служат для установки стоек крепления стрелы крана.
Кронштейны 16 служат для установки в них стоек каркаса чехла.
Крючки 19 служат для крепления чехла при переводе изделия в походное положение.
Платик 13 предназначен для крепления стойки пульта «3», (которая в походном положении крепится в опоре 12), платик 23 - для установки стойки ПКУ.
Кронштейны 10 предназначены для крепления стоек штанги. На передней опоре 21, в скобах 22 устанавливаются стойки лотка.
Крановая установка 2 (рисунок 1.4), установленная в передней части рамы, служит для подъема и опускания снарядов и лотка при заряжании и разряжании БМ, погрузки и разгрузки снарядов с грунта (стеллажа), машин народнохозяйственного назначения или другой ТЗМ, перегрузки пустых контейнеров из-под снарядов.. В походном положении стрела крана при помощи двух стоек крепится к раме.
Кран состоит из колонны, складывающейся стрелы, элементов крепления стрелы крана по-походному.
Стрела - предназначена для подъема, опускания и перемещения груза. Состоит из: кронштейна, рамы и промежуточной рамы.
Крепление по-походному предназначено для крепления стрелы крана на марше и при хранении ТЗМ.
Лоток 6 (рисунок 1.4) коробчатого типа, с досылателем и с направляющими полозками для снаряда служит для направления и досылки снаряда при заряжании (разряжании) БМ.
Средней частью лоток закреплен на штыре, на котором он имеет возможность перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В передней части лотка в направляющих отверстиях посредством штырей установлена штанга. Лоток имеет два рабочих положения: верхнее и нижнее. Верхнее служит для заряжания и разряжания верхних и средних рядов труб, нижнее - для заряжания и разряжания нижних рядов труб. Подъем и опускание лотка осуществляется с помощью крана и грузозахватного приспособления. При работе лоток со штангой навешивается вручную на кронштейны БМ. Заряжание (разряжание) труб БМ производится после согласования оси снаряда, находящегося на лотке, с осью трубы с помощью приводов ВН и ГН боевой машины. Управление приводами производится с пульта «3», расположенного на откидной стойке сзади на левом борту машины, по сигналам датчиков горизонтальных и вертикальных углов, размещенных на штанге. С этого же пульта производится управление работой досылателя лотка. В походном положении лоток со штангой устанавливается на стойках и крепится стяжками к полу рамы.
Штанга 5 (рисунок 1.4) является соединительным звеном между БМ и ТЗМ при заряжании и разряжании и обеспечения соосности лотка с заряжаемой (разряжаемой) трубой.
Грузозахватное приспособление 3 (рисунок 1.4) служит для захвата снарядов и лотка при их подъеме (опускании) и для перегрузки пустых контейнеров. Грузозахватное приспособление постоянно навешено на стрелу крана и в походном положении крепится на лотке.
МЕХАНИЗМЫ предназначены для обеспечения перемещения РС в требуемое положение.
Механизмы лотка предназначены для перемещения РС при досылании или при разряжании пусковой направляющей БМ.
В свой состав включают: редуктор, лебедку и досылатель. Механизмы лотка приводятся в действие электродвигателем МИ-2 из состава привода 9Т241 или вручную в аварийных случаях или при проведении ТО.
Механизмы крановой установки предназначены для изменения взаимного положения ее составных частей и поворота. В свой состав включают: поворотный механизм и четыре гидроцилиндра стрелы.
Поворотный механизм предназначен для поворота стрелы крановой установки в горизонтальной плоскости, собран в колонне.
Гидроцилиндры (подъема стрелы, складывания стрелы, складывания хобота, перемещения груза), обеспечивают изменения взаимного положения ее составных частей и позволяют поднимать РС с ложементов ТЗМ, грунта и укладывать на лоток для заряжания БМ.
АППАРАТУРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ предназначены для приведение в действие механизмов ТЗМ и БМ (при заряжании).
Станция питания 1 (рисунок 1.4), расположенная спереди по правому борту рамы, служит для вращения приводного вала насоса крана, обеспечения питания привода досылателя, приводов ВН и ГН боевой машины при заряжании (разряжании) и другого электрооборудования ТЗМ (для создания крутящего момента и передачи его на электрооборудование и гидроаппаратуру). СП имеет автономный привод от дизельного двигателя Д120-03.
Электрооборудование 7 (рисунок 1.4) предназначено для выработки электрической энергии, распределения ее между потребителями ТЗМ и приводами ВН и ГН БМ (при заряжании и разряжании), а также для освещения, связи и сигнализации.
Гидросистема предназначена для приведения в действие крановой установки при заряжании БМ или загрузки ТЗМ.
Привод 9Т241 предназначен для приведения в действие досылателя при заряжании (разряжании) РС и управлении приводами ВН и ГН боевой машины в процессе заряжания.
Запасные части, инструмент и принадлежности уложены в инструментальные ящики. Для личного имущества расчета предусмотрены ящики № 10, 11, установленные в задней части рамы.
Для чехления ТЗМ предусмотрен быстросъемный каркас, устанавливаемый в средней части рамы, и чехол.
Дополнительное оборудование состоит из бортов, ложементов, стоек, крышек, ящиков и деталей крепления (8 рисунок 1.4 и рисунок 1.7).
Борта сварной конструкции в откинутом положении служат площадками обслуживания. Борта крепятся к раме шарнирно.
На откидных площадках заднего борта устанавливаются таблички, определяющие расстояние, на которое ТЗМ подъезжает к БМ при заряжании (разряжании), в рабочем положении откидываются, закрывая при этом угловые проемы между задним и боковыми бортами (рисунок 1.6).
Для крепления боковых бортов в закрытом положении служит стойка со стопором и ручкой. Для открывания боковых бортов необходимо потянуть ручку вниз, при этом стопор, двигаясь вниз, освобождает боковой борт.
Для крепления заднего борта с боковыми бортами в походном положении служат рычаги.
Ложементы (рисунок 1.8) предназначены для укладки и крепления на них снарядов.
Ложемент состоит из основания 6, двух диафрагм 1, наметки 2, двух цепей 5, состоящих из тяг и осей, и деталей крепления.
Стягивание пакета ложементов производится цепью с помощью стяжной гайки 3, рычагов 4, шарнирно соединенных с наметкой.
Ложемент основанием 6 крепится к поперечным балкам рамы. Ложементы образуют при укладке два пакета по шесть снарядов в каждом, расположены симметрично относительно продольной оси рамы. В передних ложементах выполнены пазы и буртики фиксации снарядов в осевом направлении.
В походном положении диафрагмы закрепляются на полу рамы в направлениях с помощью шпильки, планки и гайки со стопорной шайбой.
При неполной загрузке ТЗМ реактивными снарядами допускается крепление и стяжка ложемента с одной диафрагмой (рисунок 1.9).
а)
б)
Рисунок 1.6 - Положение среза труб БМ относительно ТЗМ при заряжании (разряжании)
Рисунок 1.7 - Рама ТЗМ с дополнительным оборудованием.
Рисунок 1.8 - Ложемент
Стойки 3 (рисунок 1.7) служат для крепления стрелы крана в походном положении.
Стойка 1 предназначена для размещения и крепления пульта контроля и управления.
Стойка 8 служит для размещения и крепления пульта «3». Она может занимать два положения: поднятое (рабочее) при заряжании и разряжании, опущенное (походное). При переводе стопора в крайнее верхнее положение, стойка опускается в походное положение.
Стойки 5, шарнирно закрепленные в кронштейне, служат для укладки штанги с лотком в походном положении.
Стойка может занимать два положения: поднятое (рабочее) в походном положении и опущенное (походное) при заряжании и разряжании БМ.
Крышки 11 и 15 закрывают ниши В и Ж (рисунок 1.3) после установки рамы на опоры шасси.
Крышка 12 служит для закрывания ниши Е (рисунок 1.3), в которой размещается электрооборудование. В крышке 12 имеется смотровой люк для обслуживания электрооборудования, закрытый крышкой и смотровой люк приборов счетчика моточасов и времени наработки, закрытый крышкой.
Крышки 14 (2 шт.) служат для закрывания ниш ящиков № 5 и 6 после размещения комплектов ЗИП.
Крышки 16 (2 шт.) закрывают ниши ящиков № 7 и 8 с установленными в них коробками с изделиями 9Б172 и комплектом ЗИП к прибору КПА. На крышке прикреплена табличка с номером ящика и его назначение.
Крышка 17 закрывает боковую нишу ящика № 9 с размещенной в ней упаковкой со жгутами.
Ящики служат для размещения комплектов ЗИП и снаряжения ТЗМ.
а) б)
Рисунок 1.9 - Положение ложемента:
а – при полной загрузке; б – при неполной загрузке.
ШАССИ в сборе 9 (рисунок 1.4) служит для монтажа спецчасти. В состав его входят: доработанное колесное шасси МЗКТ 543А (индекс 79112) и ряд установленных на нем узлов и деталей.
При доработке шасси на раме открыты дополнительные отверстия для установки на нее коробки отбора мощности. На бампере шасси закреплены кронштейны, предназначенные для укладки буксировочного троса и крепления его при помощи гаек и крюков (рисунок 1.10).
Рисунок 1.10 – Крепление буксирного троса на переднем бампере шасси
Размещение оборудования и вооружения в кабинах шасси.
В левой кабине за сиденьем крепится ящик с прибором ночного видения ПНВ-57 ЕМ.
На потолке крепится табличка, которая указывает зависимость давления в шинах и скорости движения от характера дороги.
В правой кабине на боковой стенке закреплены блоки аппаратуры внутренней связи и коммутации АВСКУ (рисунок 1.11).
На передней панели на кронштейне расположена радиостанция Р-168-25УЕ-2 (2), счетчики моточасов (4) и времени наработки (5).
|
| |||||||
Рисунок 1.11 – Размещение оборудования в правой кабине шасси 79112
Работа ТЗМ
При погрузке снарядов с грунта или другой машины, снаряды с помощью крана и грузозахватного приспособления укладываются сопловой частью к кабинам шасси на основания ложементов так, чтобы белые полукольцевые маркировочные полосы на снаряде были наверху, а нижний направляющий штифт упирался в площадку и упор на основании ложементов. После укладки нижнего ряда устанавливают диафрагмы так, чтобы верхний направляющий штифт снаряда попал в паз диафрагмы, затем укладывают второй ряд и т.д. Верхний ряд снарядов накрывают наметками, а пакет ложементов стягивают цепью с помощью винтовой стяжки.
Разгрузка снарядов производится в обратной последовательности.
При заряжании БМ, предварительно раскрепляют кран и лоток, навешивают штангу с лотком на кронштейны пакета БМ. Затем краном снаряд укладывают на лоток, производят выверку соосности лотка и трубы БМ с пульта «3» и производят досылку снаряда в трубу БМ.
При разряжании БМ снаряд вытаскивают из трубы БМ зацепом досылателя на лоток, а затем с лотка снаряд с помощью крана укладывают в ложементы.
Для работы в темное время суток на стреле крана установлены три светильника и один - на кожухе станции питания.