Литературное чтение
Урок 44.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 2 2 3 1. Беседа. – О каких героях сказки вам бы хотелось рассказать? – Кто из героев вызвал у вас сочувствие? Объясните, почему. – Кого вы считаете настоящим героем сказки? 2. Составление характеристики Чиполлино. – Что обозначает имя Чиполлино? – В какой семье он жил и где? (В большой семье, у него семь братьев. Жили в лачуге на окраине города.) – Расскажите о поступках Чиполлино. Как они его характеризуют? – Каким вам представляется Чиполлино? Выполнение задания 5 на с. 21 в тетради. – Выразите своё отношение к герою. 3. Подготовка устного рассказа о Чиполлино. Выполнение задания 6 в тетради на с. 21. | Познавательные УУД 1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3.Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2 4 3 1 1 2 3 Рассказ учителя о сказочной повести Дж. Родари. – В книге Дж. Родари 29 глав, мы прочитали только одну. Хотите узнать, чем же закончились все приключения наших героев? – Об этом он рассказал в эпилоге. Слушайте. Кум Тыква больше не вздыхает: он стал главным садовником замка, и бывший кавалер Помидор работает у него подручным. Вам не нравится, что синьора Помидора оставили на свободе? Он отсидел сколько ему было положено, а потом его из тюрьмы выпустили. Теперь Помидор сажает капусту и подстригает траву. Изредка он жалуется потихоньку на свою судьбу, но только тогда, когда встречается с Петрушкой, который служит в замке сторожем. Замок уже больше не замок, а Дворец детей. Там есть и комната для рисования, и театр кукол с Буратино, и кино, и пинг-понг, и множество всяких игр. Разумеется, там есть и самая лучшая, самая интересная и полезная для ребят игра – школа. Чиполлино и Вишенка сидят рядом на одной парте и учат арифметику, грамматику, географию, историю и все остальные предметы, которые надо хорошенько знать, чтобы защищаться от всяких плутов и угнетателей и держать их подальше от родной страны. – Не забывай, дружок, – часто говорит старый Чиполлоне своему сыну Чиполлино, – негодяев на свете много, и те, кого мы выгнали, могут ещё вернуться. Но я-то уверен, что они никогда больше не вернутся. Не вернётся и адвокат синьор Горошек, который поспешил скрыться, потому что у него было слишком много грехов на совести. Говорят, он занимается своим ремеслом где-то в чужой стране. Конечно, и там ему не место, но хорошо, по крайней мере, что он убрался из нашей повести прежде, чем она кончилась. По правде сказать, мне до смерти надоело возиться с этим цепким и вертлявым пройдохой. Да, я забыл вам сказать, что старостой деревни стал мастер Виноградинка. Чтобы не ронять своего достоинства, он совершенно избавился от прежней привычки почёсывать затылок шилом. Только иногда, в самых серьёзных случаях жизни, он пускает в ход вместо шила остро отточенный карандаш, но это случается чрезвычайно редко. Однажды утром жители деревни увидели на стенах своих домов надпись: «Да здравствует наш староста!» Кума Тыквочка пустила по деревне слух, будто бы эти крупные буквы на стенах вывел ваксой сам мастер Виноградинка. – Хорош староста! – говорила ворчливая кума. – Ходит по ночам и сам себе приветствия пишет. Но это была явная напраслина. Все надписи на домах сделал Лук Порей, и не руками, а усами, которые он обмакнул в чернила. Да, да, Лук Порей. Я не боюсь открыть вам правду, потому что у вас усов нет и вы не станете по его примеру писать усами. Ну вот, теперь наша история и в самом деле кончилась. Правда, есть ещё на свете другие замки и другие дармоеды кроме принца Лимона и синьора Помидора, но и этих господ когда-нибудь выгонят и в их парках будут играть дети. Да будет так! – В какой строке заключены слова надежды автора на счастливое будущее детей на земле? (Да будет так!) – У каждого человека есть свои любимые места в книге. Перечитаем их. Чтение детей. – Вы уже знаете, ребята, что отрывки из книги Дж. Родари «Приключения Чиполлино» авторы нашего учебника поместили после отрывков из сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино» не случайно. – Ещё мальчиком Дж. Родари прочитал сказку итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Ему так понравилась эта сказка, что он выучил её наизусть. Эта сказка ввела его в мир фантазии, она натолкнула на мысль создать свою большую сказку, где действуют овощи, очень похожие на людей, – что он и сделал. Сказка Джанни Родари стала известна всему миру тогда, когда её перевёл поэт Самуил Яковлевич Маршак. Книга так понравилась детям и взрослым, что по ней сделали мультфильм, диафильм и спектакль, к этому спектаклю С.Я. Маршак написал стихи. Благодаря С.Я. Маршаку сказка Дж. Родари в нашей стране долгое время была гораздо известнее, чем на родине писателя. Но со временем труд Родари оценили во всём мире – в 1970 году писатель был удостоен почётной международной награды – медали Ганса Христиана Андерсена. Разгадывание кроссворда. ЧИ П О Л Л О Н Е П О М ИД О Р ПЕ Т Р У Ш К А В И Н ОГ Р А Д И Н К А З Е М ЛЯ Н И Ч К А ЛУ К О В К А Л ИМ О Н В И Ш Е НК А Г О Р ОШЕ К Прочитайте в выделенных клетках кроссворда имя главного героя сказки. 1. Этот герой и стал виновником появления на свет этой замечательной книги. Он был главой большой дружной семьи. Представляете, у него было восемь сыновей! И всем им он дал подходящие имена. Люди они были хорошие, да только в жизни ни ему, ни семье его не везло. 2. Этот герой был кавалером, управителем и экономом богатых помещиц. Внешность его была необыкновенной: красная, как огонь, физиономия, злые маленькие глаза и рот, похожий на прорезь копилки. Он жесток и бессердечен. 3. Этого героя узнает каждый, кто внимательно читал книгу. Он был нанят в качестве домашнего учителя в дом богатых помещиц. После свержения принца Лимона, синьора Помидора он служит в замке сторожем. 4. А этот герой не имел громких богатых титулов: он не был принцем, не был кавалером, не был синьором, герцогом, бароном, у него было самое рабочее звание. Когда задумывался, он любил чесать шилом затылок. 5. Это очаровательное создание имело доброе сердце, её сочувствие Вишенке и помощь Чиполлино, смелые поступки, находчивость заставили нас полюбить эту героиню. 6. Так переводится с итальянского имя нашего главного героя. 7. Этот герой – главный правитель страны, где происходили события. Он имел самый высокий титул, был самым богатым человеком этой страны, его стража, армия внешне очень похожи на своего правителя. 8. Этот герой родился в богатой семье, жил в замке, для него был нанят домашний учитель, но из всех детей этой страны он был самым несчастливым мальчишкой. 9. Этот герой теперь занимается своим ремеслом где-то в чужой стране. Автору до смерти надоело возиться с этим цепким и вертлявым пройдохой, главным ремеслом которого было предательство. – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙΙΙ. Итог. | – Чему же учит эта сказка? (Мужеству в преодолении невзгод, делать добро другому, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке. Но чтобы полнее ответить на этот вопрос, надо прочитать полностью сказку Дж. Родари «Приключения Чиполлино».) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | |
ΙV. Домашнее задание. | – Вам понравилась эта сказка? Попробуйте дома составить пожелание тем ребятам, которые не читали эту книгу. Дайте совет, почему вы рекомендуете прочитать эту книгу. Ну а те из вас, кто хочет, могут выучить на память любую песенку героев, написанную С.Я. Маршаком к радиоспектаклю по книге Дж. Родари «Приключения Чиполлино». |
|
|
|
Деятельность учащихся:
– Участвоватьв диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целымисловами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.