Структура личности по Б.Г.Ананьеву




Б.Г. Ананьев говорит о различных уровнях в структуре личности, подчеркивая при этом, что биофизиологические характеристики организма входят в структуру личности, только если они «многократно «опосредуются» социальными свойствами личности».

По Б.Г. Ананьеву в структуру (схема 2) личности входят:

- психические процессы;

- психические состояния;

- свойства личности.

Б.Г. Ананьев рассматривал человека как индивида, личность субъекта деятельности. Все эти человеческие формы существования он считал открытыми для внешнего воздействия, изменяющимися в постоянном активном взаимодействии человека с окружающей действительностью.

Индивидуальность он понимал как систему, образованную этими формами существования человека. Ананьев предлагает рассматривать индивидуальность как нечто интегрирующее все человеческие свойства, его взаимосвязи с окружением, его роли. Результатом формирования индивидуальности он считал формирование самосознания и «я» - ядра человеческой личности. Как пишет Ананьев, сознание человека есть не только отражение действительности, но и внутренний мир человека, в котором происходит определенная работа, которая затем экстериоризируется в процессе деятельности.

Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается

общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности [5].

 

Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.

Структура лично­сти, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека. Из множества социальных ролей, установок, цен­ностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредствованные социальными свой­ствами личности, но сами относящиеся к биофизиологиче­ским характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма и т. д.).

Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психи­ческих процессов, уровень подготовленности или опыт лич­ности, социально обусловленные качества личности) тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, од­нако, всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребностями и инте­ресами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетически­ми качествами.

На любом уровне и при любой сложности поведения лич­ности существует взаимозависимость между: а) информаци­ей о людях и межличностных отношениях; б) коммуникаци­ей и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординацион­ному, или иерархическому, при котором более сложные и бо­лее общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд сте­пеней свободы для коррелируемых свойств, т. е. относитель­ную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явле­ния интеллектуального напряжения развиваются именно по координационному тину, подобно системе ценностных ориен­тации, социальных установок, форм поведения, представлен­ной в структуре личности сложным комплексом свойств.

 

«Теория установки» Д. Н. Узнадзе

Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки», основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886—1950).

Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении).

Всякое поведение, по Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д. Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее неосознаваемую готовность субъекта к восприятию будущих событий и действию в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность — основа целесообразной избирательной активности человека.

Концепция Д. Н. Узнадзе в теоретическом плане была противопоставлена так называемому «постулату непосредственности», наиболее ярко выраженному в классической психологии сознания (явления сознания непосредственно определяют друг друга) и в бихевиоризме — (внешние раздражители непосредственно определяют поведение).

Существуют различные виды установок: • моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия; • умственная установка — готовность к решению интеллектуальных задач; • перцептивная установка — готовность к восприятию. Установки регулируют деятельность на трех уровнях: смысловом, целевом и операциональном. Смысловые установки определяют отношения человека к личностно значимым объектам. Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением довести начатое дело до конца. Операциональные установки обусловливают принятие решения в конкретной ситуации.- Подробнее на Referatwork.ru: https://referatwork.ru/psy_ped/section-12.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: