Часто дети младшего школьного возраста, к нашему удивлению, реагируют не так, как мы того ожидаем; еще более верно это утверждение относительно дошкольников. Чем меньше ребенок, тем больше расстояние между состоянием его и нашего сознания. Умный взгляд ребенка, обращенный на взрослого, вводит в искушение не заметить этого, требуя от ребенка следовать нашей позиции, вместо того, чтобы предоставить его своему собственному миру. Развитие души зависит от физического развития. Она должна сперва окрепнуть и обрести свою структуру. Чем больше мы будем считаться с этим обстоятельством, тем лучше мы справимся с нашими задачами относительно детей.
Представим себе, что человека побуждают к какому-либо действию, и сравним реакции взрослого и ребенка. Рассмотрим конкретный пример. К взрослому человеку обращаются с предложением сделать что-то в благотворительных целях. При этом ему сообщают об имеющихся потребностях и средствах, пригодных для их удовлетворения. Сначала ему рассказывают о бедственном положении, затем стремятся увлечь его этим делом и, наконец, призывают его к совместным действиям. Можно выделить три этапа. Первый - информационный, на нем сообщаются представления и понятия. Второй этап касается эмоционального участия, а третий аппелирует к воле, поскольку он должен побудить к действию. Итак, порядок таков: во-первых, мысль, во-вторых, чувство и, в-третьих, желание. Эту последовательность можно обнаружить в самых разнообразных житейских ситуациях. Например, ситуация продажи какого-либо товара. Сначала разъясняют, что это за товар и какими преимуществами он обладает. Затем пытаются убедить в том, что товар удовлетворяет личным запросам покупателя, и, наконец, убеждают совершить сделку. Перед нами все те же три шага: мысль, чувство и желание.
|
Давайте проследим традиционную последовательность действий при побуждении ребенка к определенному поступку. Начинают с разъяснений относительно данной ситуации, затем следуют призывы действовать так, как поступают "хорошие дети", и, наконец, ребенок должен действовать.
Но при этом слишком часто в самый решающий момент следует отказ - выраженный словами или неявный - и дело кончается разочарованием. После этого применяют поощрение или наказание, т. е. внешнее средство власти, и тем самым отказываются от собственно воспитательных мер. Ребенок вынужден действовать под внешним давлением, страстно желая похвалы или опасаясь наказания, и тогда он лишается возможности действовать исходя из своей сокровенной сущности, из любви к самому делу.
Чтобы уяснить, почему такие действия по отношению к ребенку непригодны, следует обратить внимание на ключевую позицию, характеризующуюся определенным понятием, а именно, понятием "хорошего ребенка". Мы, взрослые, знаем по опыту, насколько невыносимой может стать жизнь, когда в отношениях между людьми отсутствует кое-что из того, что заключается в слове "хороший". Наши понятия являются результатом многолетнего опыта, поэтому они для нас значимы и могут служить трамплином для наших поступков. Но в понятиях ребенка отсутствует контекст опыта, поэтому его поступки имеют слабую мотивацию. Однажды я слышала, как маленькая девочка сказала: "А как выглядит хороший ребенок, у него светлые волосы?" Миллионы детей в наше время подрастают на разрешениях и запретах, наградах и наказаниях. При этом совершенно не принимается во внимание, что, совершая поступки, маленький ребенок вовсе не руководствуется понятиями. Его поступки настолько тесно связаны с чувственными впечатлениями, получаемыми из окружающей обстановки, или с процессами, происходящими в собственном организме, такими, как голод или жажда, что требование при каждом поступке вспоминать сначала о разрешениях и запретах было бы для ребенка непосильной нагрузкой.
|
Если бы мы не располагали ничем иным, кроме несостоятельных понятий, воспитание детей этого возраста вряд ли было бы возможным без авторитарного давления. Это иное можно выявить наблюдая за детьми. При случае можно увидеть, как даже самые упрямые и непоседливые дети с благоговением следят за работой мастера-ремесленника. При этом они долго стоят совершенно спокойно и начинают сопротивляться, если попытаться их увести. Если при этом и самому понаблюдать сначала за действиями ремесленника, а потом - за игрой ребенка, то часто с удивительной ясностью бросается в глаза, что игра до' мельчайших подробностей воспроизводит действия ремесленника. Например, если ребенок видел, как столяр забивает гвозди, то потом, играя в столяра, он играет не в "забивание гвоздей" вообще, как это было бы в случае понятийного восприятия работы столяра, а в совершенно определенное "забивание гвоздей" определенным столяром. В жесте игры проскальзывает и то, был ли молоток тяжелым или легким, а также тщательно ли обдумывал столяр свои удары или же работал более напористо. В игре появляется тот же ухват молотка, тот же замах, а также и то, спорилось ли дело в руках, был ли столяр расслаблен или же утомлен, короче, весь процесс работы на фоне человеческих особенностей. Наблюдение ребенка не было пассивным присутствием, напротив, это очень активный процесс. Ребенок не смог бы описать словами все детали того, что видел; увиденное непосредственно перешло в его жизнь и поступки. Дети в первые семь лет жизни обладают интуитивной способностью проникновения в сущность действий и выразительных жестов окружающих их людей. Даже родной язык усваивается таким путем. Ребенок учится через тонкое, непосредственное и естественное подражание. Редко когда дети скажут, как они это делают. Но однажды одна маленькая девочка поразила меня своим замечанием: "Я умею сама завязывать ботинки. Знаешь, как я этому научилась? Я подсмотрела это у сестры. Когда я хочу чему-нибудь научиться, мне не надо ничего объяснять. Я просто смотрю, а потом уже могу сама".
|
То, как ребенок взаимодействует со своим окружением, прямо противоположно тому, как это происходит у взрослого. Ребенок проходит через такую последовательность шагов:
1. Сопереживание поступка, в чем непосредственно участвует воля;
2. Воспроизведение поступка в игре, в результате чего ребенок эмоционально связывает себя с поступком;3. Пробуждение интереса к поступку, возникновение вопросов, касающихся данного поступка, перенесение наблюдений в сознание ведет в конечном счете к формированию представлений и понятий.
Сопоставим в обобщенном виде эти противоположные процессы у взрослых и детей:
Взрослый Ребенок до 7 лет
1. Передача информации с 1. Сопереживание поступка,
помощью представлений и прямое обращение к воле.
понятий, обращение к
мышлению.
2. Установление личной 2. Эмоциональное переживание
отнесенности, обращение поступка-примера и соединение
к чувству. себя с поступком.
3. Побуждение к действию, 3. Пробуждение интереса, вспышка
обращение к воле. представлений и понятий.
Порядок - мысль, чувство и желание - при этом обратный:
Взрослый Ребенок до 7 лет
1. Мысль 1. Желание
2.Чувство 2. Чувство
3. Желание 3. Мысль
Это противопоставление служит ключом к воспитанию детей младшего возраста. Ни дискуссия с ребенком, ни объяснения и обоснования не отвечают естественным особенностям этого возраста. Следует предоставить ребенку возможность прожить поступок взрослых, что для него станет ориентиром в жизни. Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. Если наши поступки пронизаны идеалами добра, красоты и истинного, мы и ребенку откроем путь к этим же идеалам.
Воспитание через подражание предъявляет к взрослому-воспитателю существенно более строгие требования, чем воспитание авторитетом. Ребенок ищет авторитета, но обычно не раньше семилетнего возраста. До этого он стремится во всем убедиться на своем собственном опыте; эту возможность ему дает воспитание через подражание. Если же слишком рано перейти к авторитарному воспитанию, то ребенок лишается возможности прожить все самому. Результатом же может оказаться определенный автоматизм, более того, в течение всей своей жизни человек будет действовать по готовым, установленным другими, людьми принципам. Одна мать рассказала мне недавно, что своего грудного ребенка она уже начала воспитывать авторитарно. Сейчас ребенку чуть больше года, и, по ее словам, он такой молодец, что не делает ничего недозволенного. Когда он впервые подошел к чайному столу, мать весьма энергично запретила ему хватать со стола вещи, и с тех пор он обходит стол стороной. В дальнейшей беседе она рассказала, что кое-кто из знакомых сказал, будто бы ее ребенок выглядит грустным, и спросила, не считаю ли и я так. В самом деле, ребенок производил впечатление очень милого существа, но при этом он явно отказывался от собственных желаний. Когда ребенку приходится начинать свою жизнь с подобных ограничений, мы сразу видим, как сильно он отличается от ребенка, которому позволили проявить жизненные силы и силу воли и который воспринимает жизнь энергично и радостно.
Маленький ребенок чрезвычайно застенчив и робок в первых попытках выйти из своего внутреннего мира и вступить в отношения с внешним миром по-своему, естественным для него образом, и при этом самоутвердиться. В то же время он говорит на другом языке, у него иной подход к жизни, он по-особому усваивает впечатления. Своим слишком нетактичным и решительным для ребенка противодействием, своими повелительными интонациями, чересчур быстрыми реакциями, запретами, вмешательством, выговорами и отпором, проявляющимися даже в мелочах, мы слишком легко лишаем ребенка возможности выбрать самостоятельно свой путь. Его истинная природа подавляется. Если же мы окружим ребенка участием и полным любви пониманием, если мы спокойно предоставим свободу его только зарождающимся чувствам, беспомощным (с нашей точки зрения) поискам контакта с окружающим миром, его ориентированию, - мы станем помощниками на его пути. Если мы будем вмешиваться как можно меньше, мы увидим, что ребенок действительно стоит на благодатной почве подражания и врастает ч жизнь естественно и успешно. Проявив выдержку и терпение,....... поступать по приказанию, ребенок, сам того не ведая, всем своим.......... вом стремится к ранее им же отвергнутому поступку, но только в случае, если подобные поступки вошли в привычку у окружающий....... людей и относятся они к ним положительно. Почему бы нам не разрешить ребенку идти путем, соответствующим его природе, который помог бы ему овладеть жизнью, и правильно включиться в нее? Конечно, потребуются терпение и умение ждать, но если отнестись к этому серьезно, щедрой наградой станет то, что затем появится в ребенке; тем самым мы сохраним, быть может, сами того не подозревая..................................... взрослыми людьми, мысленно перерабатывающими свои впечатления, мы вступаем по отношению к вещам и явлениям в роли наблюдателей. Тем самым мы отстраняемся от них. Если мы сталкиваемся с неприветливостью или несправедливостью по отношению к себе, мы оцениваем подобное поведение, соотносим его с нашими собственными понятиями, обдумывая одновременно, стоит ли высказаться против этого или же не реагировать. Мы можем до известной степени замкнуться в себе и решить, как должно реагировать на впечатления.
Ребенок же открыт потоку впечатлений, его можно сравнить с органом чувств. Он полностью отдается ему, открыто и беззащитно. Независимо от того, полезны для ребенка впечатления или вредны, он не может отгородиться от них. Ребенок, которому однажды был сделан выговор, даже настолько строгий, что сделавший его испытал вслед за этим раскаяние, через несколько дней может, играя со своими кулаками, выговаривать кукле с той же интонацией, той же легкой дрожью в голосе, с теми же жестами. Наблюдения за ребенком, действительно, могут потрясти, когда мы видим, что в той ситуации, в которой взрослый человек спонтанно занял бы оборонительную позицию, ребенок лишь переживает и подражает.
При этом во многих случаях оказывается, что ребенок даже не понял, почему взрослый вмешался. Остается только состояние шока.
Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет воспитан честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании маленького ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. На этом и строится вся методика воспитания в детском саду.
Против чего ребенок инстинктивно протестует, так это против такой формы порядка, которая сообщается ему в виде правил и понятий. Протест детей относится, в первую очередь, не к содержанию наших мероприятий как таковых, а к их форме в виде правил и понятий, относящихся к миру интеллектуального, к которому у ребенка доступа пока нет. По отношению к этому миру реакция ребенка может принимать различные формы: это............... возмущение, направленное против
принуждения со стороны взрослого, даже если оно проявляется только в ожидании, награде или наказаний. Возможна и такая реакция: ребенок как бы капитулирует, проявляя слишком мало инициативы, он как бы выжидает, выслушав данное нами указание, когда и где надо действовать, реагирует на все автоматически. Часто встречается и другая форма, выражающаяся в том, что ребенок проявляет слишком раннюю интеллектуальность. Он как бы впадает в резонерство, ищет оправданий и извинений и, в конце концов, прибегает ко лжи. Такая преждевременно пробужденная интеллектуальность будет использоваться в дальнейшем преимущественно для того, чтобы критиковать других, придираться к ним, предъявлять свои требования ко взрослым, демонстрируя поведение, совершенно не свойственное непосредственному, симпатичному ребенку. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего, подталкиванием к ранней интеллектуализации. В этом заключается самая распространенная и глубинная причина плохого поведения, неудовлетворенности и даже жажды разрушений. Проявления ранней интеллектуализации усугубляются воздействием радио, кино и телевидения. Имеются в виду лишь те, часто жуткие впечатления, которые ребенок выносит из кино и телефильмов, оказывающие на ребенка непосредственное внушающее воздействие, поскольку они передаются через движения и жесты. Они действуют на ребенка разрушительно и являются источником сильных впечатлений, до которых ребенок еще не дорос. Он не в состоянии отстоять перед их напором свой собственный мир. Многие дети в этом случае прекращают играть. Ребенок не знает, как заполнить время, он теряет внутреннюю уверенность и чувствует себя в своем детском мире незащищенным. Подавляется его сущность в самом сокровенном.
Воспитание в Вальдорфском детском саду поставлено так, чтобы избежать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия его еще погруженного в мечту сознания. С другой стороны, Вальдорфское воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство, да, заботливое руководство, но с подходящими для этого средствами примера и подражания.
Когда мы выращиваем цветы, мы сначала ухаживаем за листьями, способствуя тем самым формированию соцветий, которые появятся позже. Если мы хотим сформировать у ребенка хорошие мыслительные способности, чтобы он мог позже кое-чего достичь в школе и жизни, следует иметь в виду, что путь к этому лежит через поощрение прежде всего тех задатков, из которых впоследствии смогут вырасти соответствующие способности. Но у маленького ребенка эти задатки еще полностью связаны с его жаждой деятельности и имеют волевую природу. Во время обучения в младших классах они перемещаются в образный, окрашенный фантазией внутренний мир, и только позднее превращаются в суждения и понятия. С помощью воспитания, которое считается с естественной последовательностью этапов развития формирующегося человека, достигается совершенно иное качество интеллектуальной жизни по сравнению с тем, что достигается передачей готовых понятий. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто как тяжелый груз волочить через всю жизнь. Воспитание в Вальдорфском детском саду никогда не будет рассчитано на ранние плоды обучения, какое бы одобрение в обществе это ни встречало. В Вальдорфском детском саду строго избегают любой нагрузки на память, а также всего, идущего от школы, особенно обучения чтению и письму еще до первого класса. Тем самым силы детства и "детскости" в их своеобразном значении сохраняются для дальнейшей жизни.