Обычно любая тщательно продуманная организация детского сада все же уступает естественному окружению, в котором силы ребенка могли бы развиваться в гармоничном равновесии, т.е. идеальной семейной атмосфере, теплу материнских рук. Однако общее состояние нашей культуры, в которой, к тому же, не удовлетворяется в нужной мере исходная потребность человека в пространстве и времени, досуге и отдыхе, детские сады становятся все более необходимыми. Расположенные в живописном, спокойном месте детские сады могут стать теми базисами в большом городе, в которых дети с радостью проведут вместе многие часы. Поскольку при этом невозможно окружить ребенка всеми теми стимулирующими впечатлениями, которые в естественных условиях он получал бы от матери, они восполняются с помощью соприкосновения с искусством.
При ведении Вальдорфского детского сада воспитатель опирается на основные принципы, описанные в первой части этой работы, однако частности могут быть реализованы в зависимости от группы детей, условий страны и местности, а также от индивидуальности воспитателя весьма разнообразно. Практический опыт работы будет описан в дальнейшем изложении.
При распределении времени на занятия следует стремиться к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой под творческим руководством воспитательницы. Если на свободную игру отвести слишком мало времени, дети лишатся самого ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, инициативы и переработки впечатлений останется слишком мало места. С другой стороны, свободной игре всегда требуется нечто, воспринимаемое ребенком во взаимодействии со всей группой как импульс. И тут взрослый часто и в разнообразной форме может знакомить детей с ценностями, к чему так стремится душа ребенка.
|
Когда дети, полные ожидания, приходят в детский сад, хорошо с ними со всеми сразу чем-нибудь поделиться или что-нибудь им показать. Позднее же, когда они погрузятся в индивидуальную игру, будет жаль отрывать их от нее. После свободной игры перед уходом домой можно еще раз собрать всех детей, чтобы рассказать им напоследок короткую историю или спеть вместе с ними. Таким образом, в начале и в конце дня происходит общение со всей группой детей одновременно.
Одним из тех занятий, в котором участвует вся группа целиком, является рисование. При этом речь идет не о том, чтобы заставить детей рисовать нечто определенное, например, дом, дерево и т.д. Ребенок испытывает естественную потребность прежде всего просто повозиться с красками как таковыми. Дети наносят акварельные краски на бумагу широкой кистью и живут вместе с ложащимися на лист красками. Они радуются их сгущению и размытости, тому, что из смеси красок то там, то сям возникает новый цвет. Внезапное удивление, которое при этом
вспыхивает на детских лицах, прямо говорит о том, как много это для них значит. Цвет окружающих нас предметов не изменяется во времени и имеет определенную форму, здесь же на бумаге краски находятся в движении, они возникают и пропадают. Поэтому рисование красками является внутренним событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. Существует три цвета, которые нельзя получить смешиванием других цветов. Следует познакомить с ними детей. Это три основных цвета: желтый, синий и красный. Производные цвета получаются в результате смешения пар основных цветов: зеленый - из желтого и синего, оранжевый - из желтого и красного, фиолетовый - из красного и синего. Соотношения между этими цветами хорошо видны на диаграмме Гёте (рис. 1).
|
Зоны основных цветов обозначены толстой линией, производные цвета расположены между основными. Каждый из производных цветов может приближаться к одному из составляющих его цветов. В соответствии с этим, например, получается желтоватый или голубовато-зеленый. Многообразие остальных цветов можно получить, смешивая три основных цвета в разных пропорциях. Конечно, в детском саду мы не обучаем детей теории цвета, но мы предоставляем им возможность пережить возникновение различных цветов на бумаге и творчески переработать пережитое. Для этого рекомендуются действительно хорошие акварельные краски. Их легче смешивать, и они дают более чистые тона, чем, например, плакатные.
Лучше всего до прихода детей все подготовить и начать рисовать самому. Дети, пришедшие первыми, обнаружат, что воспитательница уже давно рисует. Легко себе представить, что тут произойдет. Еще не раздевшись, дети подбегут посмотреть. Воспитательница поздоровается с ними, не дав, - однако, отвлечь себя от рисования. Все, что взрослым или детям старшего возраста пришлось бы объяснять - как держать кисточку, как обращаться с красками и т.п., дети реализуют тут же без каких-либо объяснений. Воспитатель окунет кисточку в одну из жидких красок и осторожно проведет ею по бумаге. Перед тем, как окунуть кисточку в другую краску, ее моют в стакане с водой. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски, вода перемешивается с другими красками, при этом на листе появятся нежные, светлые полутона. Это продолжается до тех пор, пока не придут все дети. Они соберутся вокруг рисующего воспитателя и долго будут смотреть совсем тихо, пока кто-нибудь из них вдруг не воскликнет: "Я тоже хочу рисовать!" "И я!", - закричат остальные. "Вы тоже хотите рисовать? - ответит воспитатель, - ну, давайте тогда сразу примемся за дело". Так начнется первый урок рисования.
|
В дальнейшем дети могут помогать в подготовке к занятиям. Прийдя в детский сад, они увидят, что воспитатель уже готовится к рисованию, выдавливает краски из тюбиков в стеклянные чашечки, добавляет воду, размешивает краски кисточкой. Через некоторое время дети, которые вначале только смотрели, спросят, можно ли им помочь. Им дадут кисточки, и они тоже начнут размешивать краски. Каждому ребенку следует приготовить по три чашечки с тремя основными цветами*. /*Рекомендуется взять для красного - кармин, для синего - кобальт, для желтого - кадмий./ Когда краски будут размешаны, придут почти все дети, и может начаться общая работа. Дети помогут поставить рядами столы и стулья, чтобы свет падал на бумагу слева. После этого каждый получит лист бумаги. Чтобы лист не коробился, когда на него нанесут жидкие краски, его следует окунуть в воду и затем расправить губкой на поверхности стола. Каждый ребенок готовит себе лист самостоятельно: берет его двумя руками за верхние углы, несет к тазику с водой, окунает его и возвращается с ним на свое место. Когда все листы бумаги будут намочены и положены на нужные места, несколько детей могут раздать чашечки с красками, так, чтобы у каждого оказалось по три чашечки с красками и по одной - с водой, и никто не оказался забытым. После этого раздадут кисточки, и можно приступать к рисованию. Уже через несколько секунд дети окунают кисточки в яркие жидкие краски и проводят ими по белой поверхности бумаги. Дети не спрашивают, что им рисовать, - они сразу принимаются за дело. В течение 15-20 минут они сосредоточенно молчат за работой. Дети старшего возраста обратились бы за советом и получили бы его, но дошкольники сразу берутся за дело. Если бы тема рисунка была задана, пришлось бы апеллировать к представлениям и памяти. Некоторые довольно долго рисуют одним цветом, прежде чем добавить второй или третий. Другие рисуют сразу несколькими красками. После рисования работы не обсуждаются. И воспитатель радуется вместе с детьми, вместе с ними он наблюдает за тем, что могут краски. Листочки высыхают на столах, потом их собирают и развешивают.
Прекрасно, если появляется возможность дать детям понаблюдать, как работает настоящий художник, со своим видением цвета.
Можно попросить художника порисовать в присутствии детей. Темой может служить сюжет из сказки или же соответствующее время года. В любом случае, работая перед детьми дошкольного возраста, следует избегать всего, что относится к жанру карикатуры.
Еще один предмет для общих занятий в детском саду - лепка. При первом соприкосновении с лепкой, как и с рисованием, вместо каких-либо объяснений полезно дать детям возможность получить непосредственное впечатление, наблюдая работу взрослого. Лепить можно из окрашенного воска или просто из пластичной глины. Хранить глину лучше в фаянсовом сосуде и предохранять от высыхания, накрывая влажной салфеткой или пластиковой крышкой. Целесообразно иметь два сосуда для глины, в одном из которых должен находиться материал, готовый к работе. За день до лепки глину следует размять и проверить, достаточно ли она мягкая для детских рук; при необходимости в нее добавляют воду. После этого глину снова накрывают влажной салфеткой и оставляют так на ночь. Первое, что сделают дети утром, - помогут сдвинуть столы и накрыть их клеенкой. Потом они разведут дощечки, по одной на каждое место, и на каждую дощечку положат довольно крупный комок глины. Детям трудно дождаться, когда можно будет схватить пластическую массу, полепить из нее или поиграть с ней. Взрослый тоже иногда присоединяется к лепке, снова и снова предоставляя детям возможность сопереживать его работе. С большим удивлением и радостью воспринимают дети возникновение на их глазах любимого животного, будь то лошадь, корова, ягненок, козленок, утка или даже слон, или жираф. Дети сразу принимаются играть с ними.
Воспитатель может использовать тему из знакомой сказки, например, Белоснежка и семь гномов.
Дети должны быть совершенно свободны в том, что они хотят подхватить и, вдохновляясь работой взрослого, на свой примитивный лад воспроизвести что-то вслед за ним. Как и после рисования, после занятий лепкой результаты не обсуждаются и не дается никаких сравнительных комментариев. Готовые работы с радостью ставятся на полку до конца дня, а когда дети разойдутся по домам, самые интересные вещи отбираются и сохраняются, остальное отправляется обратно в сосуд для глины.
Другим занятием, адресованным всей группе, является рассказывание историй. При этом сама обстановка, в которой повествуют и внимают, не менее важна, чем само содержание рассказа. Предпочтительнее свободный рассказ, а не чтение вслух по книге. Можно рассказывать и какую-нибудь историю по книге, в которой дети рассматривают картинки, слушая при этом свободное изложение ее содержания.
Для детей дошкольного возраста особое значение в рассказе приобретает всегда то, что делает действующее лицо. С каждым новым предложением действие должно продвигаться на шаг вперед, а деталей должно быть достаточно, чтобы заинтересовать детей, но не больше необходимого. Что касается выбора истории, особенно хороши некоторые сказки братьев Гримм, обращенные к сердцу ребенка и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде. Даже когда действующие лица сказки кажутся в наше материалистическое время неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены глубочайшего знания о человеке. Чтобы понять это, вспомним, как в жизни люди сталкиваются с положительными и отрицательными человеческими качествами. Форма, которая передает для нас, взрослых, понятия добра и зла, не является образной. Мысли е такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо оформить образно. Если же попытаться это сделать, то получатся те самые образы, которые отражены в сказках. Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказках в виде принца, чей образ полон чистосердечности и самоотверженности, или же в виде рыцаря, воплощающего мужество и силу, а также в виде доброй феи, всегда готовой прийти на помощь. Поскольку в старинных сказках и историях повествуется о внутренних переживаниях, а не о внешних событиях, то и разворачивающееся в них действие часто противоречит обычному ходу внешних событий. Но это и придает сказкам особую ценность. Так, например, рассказывается о терновых зарослях, которые расступаются, чтобы пропустить принца, который хочет освободить принцессу. Если бы говорилось о том, что принц взял топор и пилу и работал целый день, чтобы расчистить себе путь в зарослях, сказка лишь правдиво описала бы внешние факты. Но вместо этого сказано, что принц подходит к зарослям и, как только он вынимает свой меч, заросли сами расступаются. "Таких зарослей и вовсе не бывает", - скажем мы. Но если мы вспомним, что в сказке повествуется о событиях внутренней жизни, то сможем понять ее правдивое содержание буквально. Нам знакомо, например, состояние переутомления. Наша мысль тогда напряжена, движется большей частью быстрее, цепочка мыслей некоторое время ведет вперед, потом прерывается, начинаясь каждый раз заново. В таком состоянии мысли очерчены резче, они более неподвижны и бескомпромиссны. Такое состояние ума бывает в часы бессоницы. Снова и снова мы берем разбег, чтобы решить проблему, которая нас мучает, смело бросаемся вперед, но решение не дается. Мысли врезаются в память, они буквально причиняют боль, переплетаются между собой, и перед нами у, в самом деле возникает картина, подобная зарослям терновника. Если друг, застав человека в таком состоянии, захочет ему помочь, подхватив его доводы и развивая их дальше, терновые заросли мыслей станут только еще гуще и непроходимее. Если же друг окажется более проницательным и отбросит все доводы в сторону, противопоставив им новый взгляд на жизнь, благодаря которому положение предстанет в новом свете, - терновник действительно расступится сам. Если ребенок, увидев в образах подобные действия, сопереживает героям и потом в восторге кричит: "Я тоже хочу когда-нибудь стать таким принцем", а воспитатель, чтобы остаться честным перед самим собой, ответит: "Нет, нет, малыш, принцами не становятся, принцем надо родиться", такой ответ полностью разрушит все впечатление от сказки. Но если помнить, что сказочные образы рождаются в области внутренней жизни, и с предметами внешней жизни их объединяет разве что только общее название, что принц из сказки не имеет никакого отношения к наследованию титула, а главные его качества - это чистое сердце и готовность помочь, в этом случае можно ответить, не вступая в конфликт с собственной совестью: "Конечно, малыш, я надеюсь, что когда ты вырастешь, ты поможешь тому, кто нуждается в твоей помощи, и тогда ты станешь таким же, как этот принц, о котором говорится в сказке". Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, их следует рассматривать как самое существенное в воспитании, связанное с самыми интимными тонкостями внутренней жизни человека.
Рассказы, дошедшие до нас в народных преданиях, показывают, как в повседневной жизни проявляются различные человеческие качества. К ним можно снова и снова обращаться в процессе воспитания, чтобы помочь даже детям старшего возраста в конкретных ситуациях, не обращаясь при этом к ребенку персонально. Например, если воспитатель замечает, что какой-нибудь ребенок имеет склонность желать для себя все больше и больше и не удовлетворяется ничем, можно рассказать сказку о женщине, у которой было заветное желание, которое потом исполнилось. Но как только ее желание было исполнено, у нее возникло новое желание, которое тоже было исполнено, и так далее, но ее желания становились все больше и бессмысленнее.
История заканчивается тем, что у нее было отнято все, и она осталась с тем, что имела вначале. (Ср. "Сказка о рыбаке и рыбке". - Прим. пер.).
Другого ребенка, например, часто удается уговорить сделать что-нибудь плохое, и он, идя на поводу у приятелей, совершает поступки, которые потом приводят его к каким-либо сложностям, т. е. просто позволяет другим использовать себя. В этом случае можно рассказать историю про Ганса-счастливчика, которого хозяин наградил за старательность и преданность золотым самородком. Когда он возвращался с самородкой домой, он дал себя уговорить обменять слиток на коня, потом коня на корову, корову - на свинью, свинью - на гуся и так далее, пока у него совсем ничего не осталось, но и тогда он не замечает, что потерял. В выборе рассказа воспитатель может руководствоваться своим опытом.Следующее занятие, в котором опять участвует вся группа целиком, - пение. Петь с детьми можно, конечно, в самых разнообразных ситуациях. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения (особенно хорошо зарекомендовали себя в качестве музыкальных инструмента в детских садах шарманки), можно узнать, какие песни дети готовы петь снова и снова. Следует всегда идти навстречу таким желаниям и не отказывать из соображений разнообразия. Одна и та же мелодия, многократно спетая или услышанная, развивает в ребенке чувство ритма. При этом к выбору песен следует относиться особенно внимательно. Некоторые из широко распространенных песен по своему музыкальному строю еще чужды природе маленького ребенка. Очень поучительны наблюдения за тем, как дети поют иногда просто для себя и как свободно они обращаются с мелодией. Радость доставляют детям игры, в которых им приходится петь, такие игры создают связующий элемент между ними. Медленное пение, которое обычно сопровождает действия, позволяет детям, слушая, следить за высотой звука и правильно подпевать*./*В этом месте укажем на песни и хороводы, которые возникли в Вальдорфском детском саду Hamburg-Nienstedten./
Точно так же ко всей группе обращена и эвритмия. Маленькие дети имеют непосредственное отношение к этому искусству движения, независимо от того, являются ли они зрителями или подражающими участниками действия. Эвритмия представляет возможность ощутить радость от свободного, естественного движения и при этом пробудить детскую фантазию наилучшим образом. В эвритмии можно использовать и темы сказок, прибегая к простым, ритмическим, поэтически-музыкальным образам.
Совместные прогулки позволяют получить разнообразные впечатления, которые могут оказаться важными для них. Даже способ организации прогулки целой группы может принести много радости и пользы для здоровья детей. Дети младшего возраста часто воспринимают как насилие необходимость идти медленно, шагом или даже строем, как это делают взрослые. Они любят прыгать, пробовать свои силы в беге. Везде, где это позволяет дорога, по которой ведут детей, где нет уличного движения, следует предоставлять детям свободу движения. Этого можно достигнуть, задавая детям какую-либо цель: определенное дерево или столб, определенное затененное место на ярко освещенной дороге и так далее. Те, кто опередил других, должны подождать там "нормально идущих". После этого назначается новая цель. Во время такого рода прогулок дети искренне радуются, и, кроме того, здесь кроется воспитательный и социальный смысл. От сорвиголов потребуется большая выдержка, им придется научиться останавливаться у определенной цели. Ожидая других, они проявляют внимание к тем, кто идет медленно. В то же время, им самим полезно перевести дух после быстрого бега и отдохнуть. Детям, которые любят идти не спеша, в свое удовольствие и при этом болтать, тоже дается возможность на свой лад насладиться ходьбой.
Одновременно следует стремиться к тому, чтобы прогулка была познавательной. Например, можно отправиться к садовнику, на ферму или на крестьянский двор, где разводят домашних животных или обрабатывают поле, или же к ремесленнику, например сапожнику, кузнецу, столяру, корзинщику или другим. При этом дети, которые очень любят наблюдать за работой, смогут в очередной раз воспринять и сопережить частицу этого мира. Особой ценностью обладают впечатления, позволяющие детям воочию увидеть, как ручной труд обеспечивает разные процессы и выполняет работу, необходимую для поддержания жизни. При этом, помимо профессионализма и мастерства, проявляются еще человеческие качества и ценности.
Каждое из упомянутых занятий в детском саду несет детям свой новый стимул. В зависимости от педагогической обстановки в конкретной группе время от времени можно отдавать предпочтение тому или иному виду занятий или же ритмично чередовать их в течение недели. Упорядоченное ритмичное чередование всегда вносит организующее начало и гармонию. Так, например, в понедельник можно провести занятие эвритмией, во вторник - лепку, в среду рассказать историю, в четверг провести музыкальные игры, в пятницу - рисование, а в субботу – небольшую совместную прогулку. Конечно, на выбор занятий повлияют погода и время года.
Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра. О детских играх неоднократно говорил Рудольф Штейнер. Стоит привести некоторые из его высказываний на эту тему: "В игре самое существенное в игровом и воспитательном отношении основывается как раз на том, что мы отбрасываем наши правила, наши педагогические и воспитательные искусства и предоставляем ребенка его собственным силам. И что же делает ребенок, оставленный один на один со своими силами? Ребенок испытывает в игре внешние предметы, пробуя, действует ли то или иное, благодаря его собственным усилиям. Тем самым ребенок приводит в движение волю к действию. И по тому, каким образом ведут себя окружающие предметы под воздействием его воли, обнаруживается, что жизнью ребенок воспитывается в игре совершенно иначе, нежели под воздействием личности воспитателя или его педагогических принципов, поэтому очень важно как можно меньше заполнять игру ребенка чем-то рассудочным. Чем больше в игре для ребенка неосознанного, чем больше он в игре смотрит на живое, тем игра лучше. И если мы дадим ребенку игрушку, в которой, к примеру, дергая за ниточки, можно привести в движение человечков или предметы, будь то книжка с картинками, изображающими людей или животных в движении, или другая игрушка, такая игра даст для воспитания больше, чем самые красивые кубики. Поскольку в них уже примешивается слишком много рассудочного, что рассчитано на более зрелый этап развития личности, чем то неловкое ощупывание живого и подвижного, которое осознается не рассудочно, а воспринимается глазами как целостность движения. Чем меньше заданности и надуманности в том, что проявляется в игре, тем лучше это по той причине, что высшее невозможно насильно втиснуть в сознание, а проникает оно лишь тогда, когда ребенок познает жизнь опытным, но не рассудочным путем*./*14 марта 1912 г. в "Истории человека в свете исследования духа", Полное собрание сочинений, Дорнах, 1961. "Menschengeschichte im Lichte der Geistesforschung", Gesamtausgabe, Dornach, 1961./
"До смены молочных зубов ребенок настроен на подражание. То, чего позднее потребует серьезная жизнь, что необходимо в этой серьезной жизни для работы, у ребенка проявляется в игре, но в игре, прежде всего, полной серьезности. И различие между игрой ребенка и настоящими делами состоит лишь в том, что в делах приходится считаться с внешней целесообразностью мира, что нам необходимо подчиняться этой целесообразности. А ребенок то нечто, что он осуществляет своей деятельностью, хочет развить из своей собственной природы, взрастить из своей человеческой жизни"*./*18 апреля 1923 г. в "Die pädagogische Praxis vom Gesichtspunkt geistes wissenschaftlicher Menschenerkenntnis", Bern, 1956./
В игре ребенка проявляется одно из важнейших качеств -творческая фантазия. Она требует заботливого и внимательного отношения. Она вносит теплоту и искренность в поступки ребенка и тесно связана с деятельностью его органов чувств, родственна им. В сфере ее влияния господствует внутренняя сущность ребенка, тут его еще мечтательная жизненная позиция остается неприкосновенной. Игра в виде сухой, абстрактной деятельности, связанной с расчетом комбинаций, прямо противоположна игре, полной фантазии. Такая рассудочная деятельность вызывает в ранние годы болезнь нашего времени - распространение суеты, оторванной от человеческого Я, лишенной интереса и тепла. Игры, пронизанные фантазией, служат предшественниками ценнейшей способности - умения со всей искренностью и человечностью отдаваться своей работе.
Свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, чтобы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы: кучу песка, качели, лошадки-качалки, простые тряпичные куклы, набитые овечьей шерстью, книжки с картинками, цветные карандаши, легкие деревянные стеллажи, которые дети могли бы занавесить, чтобы устроить уголок для игр, цветные платки, куски ткани и покрывала для декораций и костюмов в сюжетных играх и так далее. Дети свободно объединяются для игры, выбирают себе занятие и участвуют в игре. Вмешательство взрослых должно быть сведено к минимуму.
Взрослый должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей. Можно, например, шить что-нибудь для кукол. Некоторые дети примостятся рядом, понаблюдают некоторое время за происходящим и потом тоже захотят шить. Они получат материал, игры для вышивания по канве и цветную шерсть и станут делать свои стежки совершенно свободно. При этом иногда получаются оригинальные ритмические узоры. Не следует давать детям образцы вышивок для повторения, ничто не должно сковывать их собственную творческую деятельность. На свежем воздухе можно заняться садовыми работами, устраивать клумбы, сгребать опавшие листья и так далее.
Кроме того влияния, которое оказывает на игру подражание взрослым, на нее оказывает постоянное направляющее воздействие и вся атмосфера, которую удается создать для детей. Если стремиться к тому, чтобы окружающая детей обстановка была правдивой, чистой, спокойной, жизнерадостной, теплой и прекрасной, это будет отражено и в игре. Прежде всего это относится к необходимости оградить ребенка от слишком раннего вмешательства в его жизнь того мира, который пока чужд ему. Если удается устранить это вмешательство, оказывающее на ребенка шоковое воздействие, вырывающее ребенка из естественного для него постепенного развития, в свободной игре проявятся лучшие силы детской натуры.
И наоборот, нарушение естественного, часто медленно происходящего процесса развития может привести к проявлениям слишком раннего самосознания, которое сделает ребенка неудовлетворенным и невыносимым. Ласковое обращение с ребенком действует на его сущность раскрепощающе и благотворно, оно может служить средством, с помощью которого воспитатель нащупывает на практике формы обращения с детьми, даже трудными, и использует их в своей работе. Со временем появится настоящее чутье, помогающее тонко различать между такой игрой группы детей, где царит естественный поток фантазии в творческой, гармоничной, соответствующей детскому возрасту жизни, и хаотическими, бессвязными действиями, которые рано или поздно приведут к возникновению обостренного тщеславия и раздоров. В этом случае необходимо доброжелательное вмешательство воспитателя.
Поскольку в последнее время телевидение проникло и в нашу страну, будет нелишним заметить, что его вредное воздействие на сущность и игру ребенка можно предотвратить единственным путем - полностью исключить телевидение из жизни детей до семилетнего возраста.
О том, как в игре следует учитывать индивидуальные различия детей, Рудольф Штейнер говорил следующее: "Наиболее характерная игра свойственна детям до пятилетнего возраста включительно. Конечно, дети играют и потом, но тогда в игру примешивается и нечто другое, и игра теряет свой характер, заключающийся в том, что она полностью определяется - я бы сказал - своеволием души.
Если стремиться к надлежащему руководству игрой, нужно прежде всего учитывать то, что называется задатками темперамента ребенка, а также другие факторы, с ними связанные. Принято считать, что, например, ребенку с флегматичным характером нужно что-нибудь особенно живое, способное расшевелить его и вывести на правильный путь, а ребенку, более склонному к замкнутости, к меланхолическому темпераменту - даже если он как таковой в ребенке еще не проявлен, а намечается лишь предрасположенность к нему - что-нибудь веселое. Собственно говоря, это не совсем верно по отношению к игре, напротив, дело в том, что следует пытаться изучить основной характер ребенка, скажем, медлителен ребенок или подвижен, а затем постараться приспособить игру к этому. Итак, надо попытаться для медлительного ребенка и игру в известной степени вести в медленном темпе, для живого ребенка выдерживать быстрый темп игры и переходить от одного темпа к другому лишь постепенно. Следует подходить к ребенку именно с тем, что соответствует его душевному складу. Совершают грубейшую педагогическую ошибку, когда думают, что подобное следует лечить не подобным, а противоположным... "*./*Ольтен, 29 декабря 1920 г., ответы на вопросы./
Той же точки зрения относительно воздействия подобным придерживается Рудольф Штейнер в своем выступлении, говоря о цвете, - цвете одежды, игрушек, включая комнату, - вceгo что окружает ребенка. Краски, окружающие жизнерадостного ребенка, должны быть тоже жизнерадостными, светлых, розовых или оранжевых тонов, а спокойный ребенок должен быть окружен спокойными, голубоватыми, включая фиолетовый, тонами. То, что красные тона не оказывают еще более возбуждающего воздействия на возбужденного ребенка, а действуют успокаивающе, объясняется явлением дополнительных противоположных изображений, возникающих в организме при восприятии цвета. Если взглянуть на интенсивный красный, а затем на нейтральный оттенок, можно увидеть на нем зеленое изображение. Возникающий при этом зеленый цвет оказывает успокаивающее воздействие.
Что же касается приема детей в детский сад и составления групп, при условии, что принимаются дети разного возраста и ведется более одной группы, то возможны два подхода: или делить детей по возрастным группам, или же составить группу детей разного возраста. Имеющийся опыт показывает, что второй вариант предпочтительнее. Конечно, и в этом случае имеется возможность временно отделить детей младшего возраста от старших, если это требуется, например, для определенных занятий. Но для общих занятий смешанная группа открывает разнообразные педагогические возможности. Старшим детям доставляет радость помогать малышам, а они, в свою очередь, с удовольствием участвуют во всем, чем занимаются старшие. Таким образом, удается следовать принципу распределения, который соблюдается в пределах семьи, служащей социальным прообразом общения с детьми. Вальдорфские детские сады создавались для детей 3-7-летнего возраста. Конечно, за этот промежуток времени сознание ребенка претерпевает изменения; но для всего первого периода жизни до смены зубов характерно то, что мы обозначили воспитанием через подражание. Чем младше ребенок, тем он более нежен, чуток и впечатлителен по отношению ко всему, идущему из окружающего мира; тем осторожнее следует поэтому нащупывать то, что ему необходимо. Примерно у верхней границы первого семилетия жизни, уже с пяти с половиной лет, можно заметить признаки того, что у ребенка появилось новое отношение к своим воспитателям. При этом чувствуется потребность в более личном к себе отношении. Приближаясь ко второму семилетию своей жизни, дети уже начинают искать во взрослом определенный авторитет. Особенно заметно это в тех детских садах, которые служат подготовительным классом перед первым классом школы и куда дети принимаются только на один год с пяти с половиной лет. Опыт показывает, что и для этих детей, - если оберегать их от всего, порожденного школой, учебой и нагрузкой на память, давать им поиграть и увлечь их искусством, - достигается более гармоничное развитие, позволяющее проявиться их оригинальности и талантам и одновременно укрепляющее их физическое здоровье. Когда эти дети в семь лет приходят в первый класс, они готовы учиться с интересом и сосредоточенностью, и, благодаря запасу сил и здоровья, им легче удовлетворять требованиям, которые предъявит к ним жизнь.