Основные признаки (особенности)научного познания.




- Системность. Научные знания представляют собой не сумму разрозненных сведений, а взаимосвязанную, организованную систему знаний. Взаимосвязь и единство существует не только внутри науки, но и между науками.

-(Возможность логического доказательства,) точность и однозначность. Это достигается путем использованием специального языка, в котором существуют специальные понятия, символы и правила их употребления.

- Рациональность, наука – это детище человеческого разума. И в научном знании не может быть ничего недоступного человеческому пониманию. ничего необъяснимого, необоснованного, опирающегося только на веру.

-Доказательность (проверяемость) или ВЕРИФИКАЦИЯ – установление истинности научных утверждений посредством их опытной проверки.

- Объективность. В научных знаниях должна выражаться объективная истина. От всех симпатий, антипатий, предубеждений и веры мы должны отказаться. Наука - это единственный вид познавательной деятельности, который в качестве цели выдвигает получение именно истинных знаний и направлено на овладение сущностью мироздания.

Таким, образом, наука дает нам объективные, системные знания, помогает проникнуть в сущность происходящих явлений, формирует у человека научную картину мира или научное мировоззрение, помогает предвидеть развитие событий.

Структура научного познания.

Научное познание проходит две стадии или два уровня: эмпирический и теоретический. На каждом из этих уровней с помощью определенных познавательных процедур или методов мы получаем специальные формы знания.

Научное исследование начинается с эмпирического исследования, которое включает два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Методы эмпирического исследования:

1 метод: Наблюдение – это восприятие с помощью органов чувств, а также с помощью приборов исследуемых явлений в условиях, когда исследователь не вмешивается в естественное течение событий.

От обычного чувственного познания научное наблюдение отличается:

а) целенаправленностью;

б) организованностью.

Таким образом, Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Оно опирается на чувственное познание мира, его формы и средства.

Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.

Результатами эмпирического уровня познания является получение научных фактов и данных.

С помощью теоретического уровня познания мы даем характеристику сущности событий или явлений с помощью таких методов как анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция, мысленный эксперимент. А в качестве результатов получаем научные факты, гипотезы, теории, законы.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее экспериментальной проверки и теоретического обоснования. или проще -предположение, выдвигаемое в ходе научного исследования.

Законы - выводы о существенных, объективных повторяющихся связях между предметами и явлениями.

Теория - система взаимосвязанных утверждений, законов.

 

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете и о мире в целом.

 

Существуют и другие пути (формы) познания мира: обыденное познание, художественное, религиозное и паранаучное, миф.

 

Обыденно-практическое познание основано на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте и необходимо для правильного ориентирования в повторяющихся ситуациях обыденной жизни.

Характерные особенности:

1.Представляет собой побочный продукт практической деятельности - получение знаний не есть цель деятельности

2.Осуществляется стихийно

3.Знания приобретаются в ходе практической деятельности (Тесно связано с практикой)- рождается благодаря повседневному опыту и влияет на этот опыт

4.Вместо доказательств - повторяемость результата

5.Выражается в пословицах, поговорках, загадках и может передаваться от поколения к поколению

6. Противоречиво (Работа не волк в лес не убежит; - без труда не выловишь и рыбку из пруда. Утро вечера мудренее - Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня)

 

Еще одним способом объяснения и познания мира является мифологическое познание. На ранних этапах развития у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, поэтому люди объясняли их без учета причинно-следственных связей при помощи мифов и легенд, В первобытном обществе человек ощущал себя частью окружающего мира, поэтому для архаичного человека было логичным предположить, что если он сам является частью природы, то и природа обладает теми же свойствами, которые характерны для человека. Поэтому в рамках мифа происходит перенесения образа самого человека и свойств, которыми он обладает на неодушевленные предметы и на явления природы. Это перенесение получило в науке название антропоморфизм. Или одушевление природы. Итак для человека который использовал миф в качестве способа познания природа живая. Причем миф для его создателя - это подлинная реальность, в которой невозможно усомниться.

Мифологическое познание пытается объяснить мир используя фантастические, уникальные, неповторимые и эмоциональные образы. образность Это первая особенность мифологического познания. Сказки, которые нам читали в детстве, являются продолжением мифа, отсюда и образы - ковер-самолет, образ бабы яги и водяного, разговаривающие животные, деревья и реки, живая и мертвая вода и т.д. - все это является отголосками мифов.

Следующей особенностью мифа является его повествовательный характер. Миф описывает мир через рассказ о его происхождении. В рамках своих возможностей он истолковывал вопросы происхождения мира и человека и объяснял природные явления, давал ответы на житейские вопросы такие как ведение хозяйства или защита от стихии.

Еще одной особенностью мифа является синкретизм - в широком смысле этого слова нерасчлененность (слитность) различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. И если мы рассматриваем миф, как изначальную форму культуры, мы можем увидеть, что научные знания, мораль, искусство там представлены как единое целое. Сегодня мы можем четко разделить все эти понятия, но на начальном этапе развития общества все это объединялось в мифе: зачатки религии там существовали в виде образов богов, мораль - как правила поведения героев, отступление от которых грозило наказанием (бог могли наслать засуху или ливни, которые погубят урожай), зачатки науки - как определенная система знаний о мире, например географических или знаний о небесных светилах). Синкретизм в мифах - это и представление о слитности человека с его именем, отражением или изображением. Или слитность изображения животного с ним самим. Не даром собираясь на охоту архаичные люди рисовали животных и убивали эти изображения. Отголоски слитности человека с его отражением до сих пор существуют: разбитое зеркало (мы считаем это плохой приметой, потому что наше отражение распадается), куклы вуду, ворожба по фотографии и т.д.

При всей своей фантастичности миф выполнял очень важные функции: предоставлял человеку определенную картину мира, объяснял происхождение мира и самого человека, объяснял природные явления, удовлетворяя тем самым стремление человека к познанию, предоставлял определенные модели для деятельности, определял правила поведения и, наконец, передавал опыт и традиционные ценности из поколения в поколение.

Религиозное познание представляет собой мышление на основе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых является требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в которой бессильны и обыденное познание, и научное. Религия, будучи формой получения и расширения духовного опыта, оказала значительное воздействие на развитие человечества.

 

Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.

Признаками художественного познания являются:

-отражение мира в художественных образах;

-эмоциональная окраска (эмоциональность);

- субъективность образов (искусство выражает субъективную точку зрения автора, его видение мира),(в этом принципиальная разница науки и искусства. Наука беспристрастна, она стремиться к получению объективных знаний. А в искусстве возможности объективного знания не существует);

- эстетический характер - искусство выражает представление о прекрасном и безобразном, смешном, трагическом и оказывает эстетическое воздействие на человека.

 

 

Но существует особый вид познавательной деятельности, который принято выделять из всего многообразия форм познания. Это социальное познание.

Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

 

Первой особенностью социального познания является то, что объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

Поэтому для изучения общества, для того чтобы понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы или закономерности общественного развития используется конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

Второй особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Влечет за собой субъективность позиции исследователя, на которую влияет:

- историческая эпоха (в различные периоды истории события и факты могут по-разному интерпретироваться, оцениваться исследователями фигура личности Ленина и Сталина, герои гражданской войны: Чапаев, Фрунзе, Колчак; процесс коллективизации в России);

- тот класс, сословие, группа к которой он принадлежит или интересы которой он представляет - личные пристрастия субъекта (исследователя).

И наконец третей особенностью социального познания является ограниченность применения некоторых методов исследования: наблюдения и эксперимента.

Найдите и самостоятельно прочитайте о Стэнфордском эксперименте Ф.Зимбардо и Хоторнском эксперименте Элтона Мэйо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: