В ограниченную видимость




ЛЕКЦИЯ №7

по учебной дисциплине

Управление судном

маневрирование судов при расхождении в ограниченную видимость

(полное название темы лекции)

Учебный поток: _______ 634, 635 классы. Судоводители ______________________

(шифр потока с учётом специальности и специализации подготовки)

Время: _____ 2 часа ________________________________________________________

Место: _____ 216 лекционная аудитория ______________________________________

(обычная или специальная аудитория с соответствующим оборудованием)

Учебные и воспитательные цели: _____________________________________________

Учебные вопросы и распределение времени:

1. Этапы маневрирования судов при расхождении в ограниченную видимость - 20 мин.

2. Звуковые сигналы в ограниченную видимость - 20 мин.

3. Алгоритм расхождения со встречной целью в ограниченную видимость - 20 мин.

4. Алгоритм решения задач расхождения с целями на маневренном планшете - 20 мин.

Выводы и ответы на вопросы: - 5 мин.

Учебно-материальное обеспечение: ____ плакаты, слайды, полилюкс, экран __________

(наглядные пособия, демонстрации, технические средства обучения)

Учебная литература: ________________________________________________________

(с указанием разделов и страниц)

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

2. Международная конвенция по предупреждению столкновения судов в море (МППСС-72)

3. Рекомендации по организации штурманской службы на судах Украины (РШСУ-98);

4. А.П.Яскевич, Ю.Г. Зурабов «Новые МППСС» изд. Транспорт 1979 год.

5. Ф.В.Быков «МППСС-72 в вопросах и ответах, задачах и решениях» Пособие. 1978 год.

6. С.Г.Сазонов и др. «Справочник-экзаменатор МППСС-72» 1985 год.

7. «Справочник-экзаменатор по огням и знакам МППСС-72» Одесса 2002 год.

8. Н.А. Вахтанин «Безопасность морского судоходства» Севастополь 2006 год.

9. В.И. Бобин «Терминологический справочник судоводителя по ведению документации на английском языке» Москва. изд. Транспорт 2002 год.

10. Г.М. Железный и другие. «Что должен знать судоводитель». Пособие. Одесса 2005 год.

11. А. Дидык «Управление судном и его техническая эксплуатация» изд. Транспорт 1990 г.

12. А.Г. Третьяк и др. «Практика управления морским судном» изд. Транспорт 1988 год.

13. В.Н.Виноградов «Методическое пособие по действию вахтенного помощника в нестандартных ситуациях». Измаил 2002 год.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ И МЕТОДИКА ЕЁ ИЗЛОЖЕНИЯ

Последовательное и полное изложение всех вопросов лекции с использованием наглядных пособий, технических средств обучения и методических приёмов преподавания материала. Добиваться активизации работы студентов для достижения учебных и воспитательных целей.

Разработал: ___ Старший преподаватель кафедры СиМБ: С.Новицкий

(должность, учёная степень, учёное звание, инициалы, фамилия)

 

Лекцию обсудили и одобрили на заседании кафедры СиМБ.

Протокол № ___ от «___» _____________

Этапы маневрирования судов при расхождении

в ограниченную видимость

После обнаружения присутствия другого судна только с помощью РЛС необходимо:

- Определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует опасность столкновения;

- Если «ДА», то своевременно предпринять действия для расхождения.

В условиях ограниченной видимости - необходимый маневр для безопасного расхождения выполняется с каждым встречным судном самостоятельно, независимо от взаимного расположения и вида выполняемых работ, т.к. радиолокационное наблюдение не обеспечивает согласованных действий встречных судов.

Поэтому, каждое судно, обнаружив наличие опасности столкновения или чрезмерного сближения с другим судном, согласно Правила 19, должно предпринять самостоятельное действие для расхождения, которое должно быть заблаговременным, уверенным и соответствующим хорошей морской практике.

 

 

При радиолокационном обнаружении встречных целей (судов) на расстоянии 10 миль и более, заблаговременными считаются такие действия, при которых начало выполнения маневра расхождения обеспечивается на удалении 5-6 миль от встречного судна.

Любой предпринятый маневр должен быть уверенным и значительным по своей величине для обеспечения эффективного расхождения. Встречное судно должно быстро его обнаружить. Всякое действие, предпринятое для предотвращения столкновения или чрезмерного сближения с другим судном, должно привести к расхождению на безопасное расстояние. Хорошая морская практика определяет, что при плавании в открытом море минимальная величина безопасного расстояния при расхождении со встречными судами составляет не менее зоны опасного сближения - 20 кб.

- При плавании в открытом море наиболее эффективным маневром расхождения является маневр, выполняемый изменением только курса. Этот маневр должен применяться всегда, когда имеется достаточное водное пространство и нет опасности чрезмерного сближения с другими судами.

- При плавании в стесненных условиях, когда изменение курса малоэффективно или затруднено, а также при внезапном обнаружении встречного судна на малых удалениях, когда нет времени для полной оценки ситуации сближения, маневр для безопасного расхождения выполняется уменьшением скорости хода вплоть до полной остановки движения судна.

- Маневр расхождения, выполняемый одновременно изменением курса и скорости, применяется в случаях, когда раздельное изменение курса или скорости затруднено или не обеспечивает безопасного расхождения со встречным судном.

Согласно Правила 19 МППСС-72 если маневр для расхождения выполняется изменением курса, то, насколько это возможно, следует избегать:

1. изменения курса влево - когда встречное судно находится впереди траверза, за исключением случая его обгона;

2. изменения курса в сторону встречного судна, когда оно находится на траверзе или позади траверза.

 


После поворота судна на рассчитанный курс или изменении скорости хода, производится непрерывный контроль за эффективностью расхождения путем измерения пеленгов и дистанций до цели и нанесения их на маневренный планшет. После прохождения встречным судном относительного траверза (в момент прохода Дкр), расхождение считается законченным, и судно может ложиться на свой прежний курс.

При сближении со встречным судном на малую дистанцию (менее 20 кб.) или при обнаружении его туманных сигналов, необходимо для предотвращения опасности столкновения, уменьшить ход судна.

Судно, которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, или когда внезапно услышит впереди своего траверза туманный сигнал другого судна, должно (за исключением случая, когда установлено, что опасности столкновения нет) уменьшить ход до минимального, а при необходимости остановить движение, дав реверс назад, и в дальнейшем следовать с осторожностью, пока не минует опасность столкновения.

 

2. Звуковые сигналы в ограниченную видимость

Согласно Правила 35 в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов, днем или ночью, звуковые сигналы должны подаваться следующим образом:

№ п/п Вид сигнала Пункт правила 35 Судно, подающее сигнал
1. 2 мин. продолжительность (4 – 6 секунд) (а) Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды. (Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты)
2. 2 мин. (б) Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды. (Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты)
3. 2 мин.   2 мин.   (с), (д) Суда: ЛВУ; ОВМ; ЗЛР; ССО; ПС; буксиры (Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты) ЗЛР на якоре; ОВМ на якоре. (Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты)
4.   (е) Буксируемые суда (Сигнал повторяется не более чем через 2минуты)
5.   (j) Лоцманское судно на ходу. (Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты)
6.       5 секунд опознавательный сигнал лоцманского судна (j) Лоцманское судно на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды.(Сигнал повторяется не более чем через 2 минуты) Лоцманское судно на якоре. (Сигнал повторяется не более чем через 1минуту).
7.  
 
 

 


5 секунд колокол

(г) Судно, стоящее на якоре длиной менее 100 метров (кроме ЗЛР и ОВМ). (Сигнал повторяется не более чем через 1 минуту).
7а.   5 секунд колокол; 5 секунд гонг (г) Судно, стоящее на якоре длиной более 100 метров (кроме ЗЛР и ОВМ). (Сигнал повторяется не более чем через 1 минуту).
8.   3 отд. удара 3 отд. удара 5 секунд (х) Судно на мели длиной менее 100 метров. (Сигнал повторяется не более чем через 1 минуту).
8а.     3 удара; колок. 5 сек; 3 удара; гонг 5 сек.   Судно на мели длиной более 100 метров. (Сигнал повторяется не более чем через 1 минуту).
9. (по МСС-65 звуковой сигнал «Роумио») (г) Дополнительный сигнал судна, стоящего на якоре или на мели. (Подаётся свистком)

· Судно с механическим двигателем, имеющее ход относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин. один продолжительный звук.

· Судно с механическим двигателем на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды, должно подавать через промежутки не более 2 мин. два продолжительных звука с промежутком между ними около 2 сек.

· Судно, лишенное возможности управляться (ЛВУ) или ограниченное в возможности маневрировать (ОВМ), судно стеснённое своей осадкой (ССО), парусное судно (ПС), судно, занятое ловом рыбы (РС), и судно, буксирующее или толкающее другое судно (БС) должны подавать через промежутки не более 2 мин. три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких.

· Судно, занятое ловом рыбы на якоре, и судно, ограниченное в возможности маневрировать, выполняющее свою работу на якоре, должны подавать через промежутки не более 1 мин. три последовательных звука, а именно - один продолжительный и вслед за ним два коротких.

· Буксируемое судно, а если буксируется больше одного судна, то последнее из них, если на нем находится команда, должно через промежутки не более 2 мин. подавать четыре последовательных звука, а именно - одних продолжительный и вслед за ним три коротких. По возможности этот сигнал должен быть подан немедленно после сигнала буксирующего судна.

· Если толкающее судно и судно, толкаемое вперед, жестко соединены в сочлененное судно, они должны рассматриваться как судно с механическим двигателем и подавать сигналы судна с механическим двигателем,

· Судно на якоре должно через промежутки не более 1мин. учащённо звонить в колокол в течение приблизительно 5сек. На судне длиной 100м. или более этот сигнал колоколом должен подаваться на носовой части и немедленно вслед за ним на кормовой части - учащенный сигнал гонгом в течение приблизительно 5сек. Судно на якоре может для предупреждения приближающихся судов о своем местонахождении и о возможности столкновения дополнительно подавать три последовательных звука свистком, а именно - один короткий, один продолжительный и один короткий.

· Судно на мели подает сигнал колоколом, а если длина такого судна 100 м и более, то и гонгом так же, как и судно, стоящее на якоре, и дополнительно три отдельных отчетливых удара в колокол перед каждым учащенным звоном и после него. Судно на мели может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком.

· Судно длиной менее 12 м. не обязано подавать вышеупомянутые сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки более 2 минут.

· Лоцманское судно, когда оно находится при исполнении своих лоцманских обязанностей, в дополнение к сигналам, предписанным для судна с механическим двигателем, может подавать опознавательный сигнал, состоящий из четырех коротких звуков.

Ввиду того, что места якорных стоянок находятся вблизи путей движения судов, следует обращать особое внимание на тщательность выполнения требований Правила о подаче туманных сигналов, стоя на якоре. При этом необходимо следить, чтобы распространению звука колокола и гонга не мешали надстройки, устройства или грузы. Необходимо учитывать, что если колокол и гонг подвешены так, что подавать сигнал неудобно, то не исключается, что вахтенный не будет их подавать так часто, как надо.

Следует, учитывая малую дальность действия колокола и гон­га, всегда иметь в готовности свисток, чтобы при необходимости немедленно подать предписанный сигнал свистком (• — •) для предупреждения приближающихся судов о своем местонахожде­нии.

Суда на мели в зависимости от их длины подают сигнал ко­локолом или колоколом и гонгом (все суда на мели без исключе­ния). Судно на мели для предупреждения других судов может дополнительно подавать соответствующий сигнал свистком. В частности, сигнал по MCC «U» (• •—) — «Ваш курс ведет к опас­ности» или сигнал «R» (•— •), предусмотренный для судов на якоре.

U Юниформ (Униформ)   • • —   • • —   Вы идете к опасности. You are running into danger.

Опознавательный сигнал (• • • •) подает лоцманское судно при исполнении своих обязанностей. При подаче этого сигнала долж­ны соблюдаться промежутки между основными сигналами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: