Стандартные переговоры | Английский аналог |
Давайте разойдемся левыми (правыми) бортами | Let us pass each other port to port/starboard to starboard. |
Предлагаю разойтись левыми бортами | I advise port to port (red to red). |
Подтвердите | Please confirm |
Предлагаю разойтись правыми бортами | I advise starboard to starboard (green to green). |
Прошу изменить курс вправо | Please alter course to starboard |
Вам следует держать больше вправо | You should steer more to starboard |
Я держу больше вправо | I am steering more to starboard. |
Я изменяю свой курс вправо | I am altering my course to starboard |
Я сохраняю свой курс | I am keeping my present course |
Вам следует сохранить свой курс | You should maintain your present course |
Продолжайте идти прежним курсом | Continue on your present course |
Я уступаю дорогу | I will keep out of the way. |
Я отверну вправо | I will turn to starboard |
Я уменьшу скорость | I will reduce speed. |
Каковы ваши намерения как судна, обязанного уступить дорогу? | What are your mtentions as the give-way vessel? |
Вам следует уступить мне дорогу | You should give way to me |
Советую вам пройти по корме моего судна | Advise you pass astern of me |
Я пройду у вас по корме | I will pass astern of you. |
Я намерен работать задним ходом | I intend to operate propulsion astern. |
Я намерен обогнать вас по левому борту | 1 intend to overtake you on your port side |
He обгоняйте меня | Do not overtake me. |
Вы можете обогнать меня | You nay overtake me |
Советую вам застопорить машину | Advise you to stop engine. |
Я застопорю машину | I will stop engine |
4. Алгоритм решения задач расхождения с целями на маневренном планшете
Для успешного расхождения с целью на маневренном планшетеШ-26 (Ш-29) необходимо определить:
1. Через сколько времени цель сблизится с нашим судном на кратчайшую дистанцию (Дкр)
2. Параметры движения цели (ПДЦ).
3. Рассчитать возможные варианты расхождения путём изменения курса, скорости (курса и скорости одновременно).
|
Запомнить!!!
Масштабы скорости и дистанции на планшете берутся следующим образом:
- Дистанция равна 10 кабельтов в одном делении планшета на окружности.
- Скорость судна равна 1 кабельтову в минуту или 6 узлам в одном делении планшета на окружности.
(1 кабельтов = 185метров; V = 1каб/минуту = 6 узлов; 1 узел = 0,514 м/секунду)
- Дистанция опасного сближения в полную видимость принимается равной 20 кабельтов, что составляет две концентрические окружности (в ограниченную видимость и в тёмное время суток 30 кабельтов - три концентрические окружности).
Решение:
1. Из центра планшета по курсу нашего судна Кс наносим вектор его скорости Vс.
2. По первому замеру Пo и До на цель наносим начальную позицию цели (Мо).
3. По пеленгам и дистанциям, измеренным РЛС с интервалом через 1-2 минуты, наносим на маневренный планшет не менее 3 местоположений цели.
4. Через местоположения цели проводим линию относительного движения (ЛОД) встречной цели. Если ЛОД проходит относительно центра планшета на кратчайшем расстоянии менее 20 (30) каб, то с ней существует опасность чрезмерного сближения.
5. Определяем кратчайшую дистанцию расхождения с целью (Дкр), проведя из центра планшета перпендикуляр на ЛОД. (Дистанция берётся в масштабе 10 кабельтов в одном делении планшета на окружности).
6. Снимаем с ЛОД линию относительного пути (Sρ) от точки первого замера до точки последнего замера (в масштабе 10 кабельтов в одном делении планшета на окружности).
7. Определяем относительную скорость встречного судна (Vρ) по формуле:
Vρ = Sρ / Т = _____ кабельтов: _____ минут = _______ кабельтов/минуту
|
8. Определяем время сближения с целью на кратчайшую дистанцию (Ткр)в минутах по формуле: Ткр = Sρ1 / Vρ, где:
Sρ1 берётся от точки последнего замера до точки перпендикуляра на ЛОД.
9. Из конца вектора скорости нашего судна Vс проводим в том же направлении линию, параллельную ЛОД, на которой откладываем вектор относительно скорости маневрирующего судна Vρ (в каб/мин.). Необходимо помнить, что вектор относительной скорости V ρ = 1каб/минуту или 6 узловодном делении планшета на окружности. Получаем точку А.
10. Из центра планшета в точку А проводим вектор Vм и получаем искомые параметры движения встречного судна: курс Км и скорость Vм.
11. Из точки последнего замера П и Д проводим касательные к окружности дистанции опасного сближения, принимаемую равной 20 (30) кабельтов.
12. Из конца вектора Vм проводим в обратном направлении линии, параллельные касательным к окружности дистанции опасного сближения и наносим сектор относительных опасных курсов (СООК).
13. Рассчитываем возможные варианты маневра расхождения с целью, для чего необходимо выйти из СООК:
- Поворотом вправо (влево) на курс ______ градусов не меняя скорости;
- Уменьшением скорости до _____ узлов не меняя курса.
Пример
Дано: Наше судно идёт курсом Кс = 0º со скоростью Vс = 12 узлов. Цель (М) в момент обнаружения находится по пеленгу от нашего судна Пo = 60° в дистанции До = 80 кабельтов. Замеры пеленгов производятся через 1 минуту. Дистанция опасного сближения в полную видимость принимается равной 20 кабельтов (в ограниченную видимость и в тёмное время суток 30 кабельтов).
|
Замеры: Пo = 60°; Дo = 80 кабельтов; Тo = первая минута
П1 = 59°; Д1 = 76 кабельтов; Т1 = вторая минута
П2 = 57°; Д2 = 72 кабельтов; Т2 = третья минута
П3 = 55°; Д3 = 68 кабельтов; Т3 = четвёртая минута
Определить:
1 Параметры движения встречного судна.
2 Через сколько времени цель сблизится с нашим судном на кратчайшую дистанцию (Дкр)
3 Рассчитать варианты маневра расхождения путём изменения курса (изменения скорости).
Решение:
1. Из центра планшета по курсу нашего судна Кс наносим вектор его скорости Vс.
2. Наносим начальную позицию цели (Мо) по Пo = 60° и До = 80 кабельтов.
3. По замерам П; Д определяем линию относительного движения (ЛОД) встречной цели.
4. Проводим линию относительного движения (ЛОД) до пересечения с дистанцией опасного сближения, принимаемую равной 20 (30) кабельтов. Видим, что цель опасна, т. к. ЛОД проходит относительно центра планшета на кратчайшем расстоянии менее 20 (30) кабельтов и с ней существует опасность чрезмерного сближения.
5. Снимаем с ЛОД линию относительного пути (Sρ) (в масштабе 10 кабельтов в одном делении планшета на окружности) от точки первого замера до точки последнего замера за время Т, равное четырём минутам. Получаем Sρ = 12 кабельтов
6. Определяем относительную скорость встречного судна (Vρ) по формуле:
Vρ = Sρ / Т = 12 кабельтов: 4 минуты = 3 кабельтов/минуту
7. Из конца вектора скорости нашего судна Vс проводим в том же направлении линию, параллельную ЛОД, на которой откладываем вектор относительно скорости маневрирующего судна Vρ (3 каб/мин.), при условии, что скорость судов в одном делении планшета на окружности принимается равной одиному кабельтову в минуту. Получаем точку А.
8. Из центра планшета в точку А проводим вектор Vм и получаем искомые параметры движения встречного судна: курс Км = 290°; скорость Vм = 15 узлов.
9. Определяем кратчайшую дистанцию расхождения с целью (Дкр), проведя из центра планшета перпендикуляр на ЛОД. (Дистанция берётся в масштабе 10 кабельтов в одном делении планшета на окружности). Дкр =6 кбт.
Время сближения с целью на кратчайшую дистанцию (Ткр)в минутах рассчитаем по формуле: Ткр = Sρ1 / Vρ
Sρ1 берётся от точки последнего замера до точки перпендикуляра на ЛОД.
Ткр = Sρ1 / Vρ = 65 кбт: 3 кабельтов/минуту = 21 минута, где:
10. Из точки последнего замера П и Д проводим касательные к окружности дистанции опасного сближения, принимаемую равной 20 (30) кабельтов.
11. Из конца вектора Vм проводим в обратном направлении линии, параллельные касательным к окружности дистанции опасного сближения и наносим сектор относительных опасных курсов (СООК).
12. Рассчитывам возможные варианты маневра расхождения с целью, для чего необходимо выйти из СООК:
- Поворотом вправо (влево) на курс 35 градусов не меняя скорости;
- Уменьшением скорости до 8 узлов не меняя курса.
Старший преподавателькафедры СиМБ: С.Новицкий.
Приложение №1