ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ. Лабораторная работа №1




ОСНОВЫЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Братск

Издательство Братского государственного университета


 

 

УДК 004.3

Ульянов А.Д. Основы цифровой техники: методические указания/ А.Д. Ульянов, Е.В. Прусенкова.- Братск: Изд-во БрГУ, 2017.-66 с.

 

Методическое указание содержит лабораторные работы по дисциплине «Информатика», включающие основные понятия о представлении чисел в различных системах счисления и выполнении арифметических действий с кодированными числами, основные понятия алгебры логики; и т.д. По теме каждой работы широко представлены примеры выполнения заданий.

Предназначено для студентов по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» очной формы обучения.

 

Рецензент И. В. Игнатьев, канд. тех. наук, профессор, зав. кафедрой «Управление в технических системах» (ФГБОУ ВО «БрГУ» г. Братск).

 

 

Отпечатано с оригинала автора

в издательстве ФГБОУ ВО «БрГУ»

665709, Братск, ул. Макаренко, 40

Тираж 50 экз. Заказ

 

© ФГБОУ ВО «БрГУ», 2017

© Ульянов А.Д., Прусенкова Е.В. 2017


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 4

Лабораторная работа №1 Арифметические основы цифровой

техники 6

Лабораторная работа №2 Кодирование чисел 20

Лабораторная работа №3 Логические основы цифровой

техники 36


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информатика – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. У современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта - научный и технологический. Первый является наиболее устоявшимся, второй – весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшиеся ядро, которое мало подвержено изменениям.

Итак, главное при изучении информатики – освоить фундаментальные понятия каждой из ее областей, научиться ориентироваться в их взаимосвязи; приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами.

Лабораторные работы по курсу «Информатика», представленные в настоящем пособии, позволят студентам освоить методы обработки информации в микропроцессорных системах (МПС), синтеза систем управления и программирования, а также изучать принципы работы элементов и устройств МПС. В данном методическом пособие представлены лабораторные работы изучаемые студентами в первом семестре дисциплины Информатика.

Большое количество примеров выполнения заданий, приведенных в каждой теме, поможет им закрепить теоретические знания о представлении чисел в различных системах счисления, о выполнении арифметических действий с кодированными числами, о минимизации булевых функций.

После изучения данного курса, студент должен овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. А также:

• Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной;

• Иметь навыки самостоятельной работы на компьютере и в компьютерных сетях, осуществлять компьютерное моделирование устройств, систем и процессов с использованием универсальных пакетов прикладных компьютерных программ;

• Должен быть готов к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике проекта.


 

Лабораторная работа №1

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫЦИФРОВОЙ ТЕХНИКИ

Цель работы: изучить позиционные системы счисления; получить практические навыки по переводу чисел из одной системы счисления в другую и по выполнению арифметических действий над двоичными числами;

Основные теоретические сведения

1.1 Система счисления (с/с) – это совокупность приемов и правил представления чисел посредством ограниченного набора символов. Множество символов, используемых для записи чисел, называют цифрами.

Непозиционная с/с – система, в которой количественный эквивалент цифры не зависит от места ее расположения в записи числа. Примером непозиционной с/с является римская система счисления, в которой используются принципы сложения и вычитания. Например, запись XV соответствует числу 15 (X - десять, V - пять), а запись IX – числу девять. Непозиционные с/с характеризуются очень сложными и громоздкими алгоритмами представления чисел и выполнения арифметических действий и в цифровой вычислительной технике не применяются.

Позиционная с/с – система, в которой количественный эквивалент цифры зависит от ее местоположения в записи числа. Например, в записи 545 цифра 5 встречается дважды, однако ее количественный эквивалент в обоих случаях различен: крайняя правая цифра 5 обозначает число единиц – пять, а левая цифра 5 обозначает число сотен – пятьсот.

Главным преимуществом позиционных систем счисления по сравнению с непозиционными является удобство представления чисел и простота выполнения арифметических действий.

Основание позиционной с/с – количество цифр, используемых для записи чисел. Основания для наиболее употребительных позиционных с/с приведены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Позиционные системы счисления

Основание Система счисления Символы
  Двоичная 0,1
  Восьмеричная 0,1,2,3,4,5,6,7
  Десятичная 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
  Шестнадцатеричная 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

 

При написании числа систему счисления обозначают индексом, проставленным справа внизу у числа и представляющим собой основание соответствующей с/с, записанное в десятичной системе. Так, записи некоторых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления выглядят следующим образом:

11011,01₂; 431,67₈; А28Е, С4₁₆.

В позиционных системах счисления используют принцип умножения и сложения. В таких системах с основанием q произвольное число

N=

записываются в общем виде:

(1.1)

или

,

где q – основание системы счисления; – цифры, лежащие в диапазоне ; m – число разрядов справа от запятой (дробная часть числа); n – число разрядов слева от запятой (целая часть числа).

 

Пример 1.1.

789,35₁₀; 1101,0101₂; D3F,4₁₆; 657,341₈.

N=789,35₁₀=7·10²+8·10¹+9¹·10⁰+3·10⁻¹+5·10⁻²;

N=1101,0101₂=1·2³+1·2²+0·2¹+1·2⁰+0·2⁻¹+1·2⁻²+0·2⁻³+1·2⁻⁴;

N=D3F,4₁₆=D·16²+3·16¹+F·16⁰+4·16⁻¹;

N=657,341₈=6·8²+5·8¹+7·8⁰+3·8⁻¹+4·8⁻²+1·8⁻³

 

1.2 Преобразование чисел из одной системы счисления в другую – это эквивалентные представления одной и той же величины в разных системах счисления.

Для преобразования числа из недесятичной позиционной системы счисления в десятичную форму необходимо записать число в виде многочлена (1.1) и произвести его вычисление, пользуясь десятичной арифметикой. При этом для системы счисления, где цифры представлены буквами, последние при вычислении заменяют на десятичные эквиваленты, например: A=10, B=11, C=12, D=13, E=14, F=15.

Пример 1.2. Перевести в десятичную систему счисления числа 1011,101₂; 2AE₁₆.

1011,101₂=1·2³+0·2²+1·2¹+1·2⁰+1·2⁻¹+0·2⁻²+1·2⁻³=11,625₁₀;

2 АЕ₁₆=2·16²+А·16¹+Е·16⁰=2·16²+10·16¹+14·16⁰=686₁₀.

Для преобразования десятичного числа в эквивалентную форму в другой системе счисления необходимо отдельно переводить целую и дробную части числа.

Для перевода целого десятичного числа в другую систему счисления его нужно последовательно делить на основание той системы счисления, в которую оно переводится. При этом деление ведут до тех пор, пока частное (остаток от деления) не будет меньше основания, на которое число делят.

 

 

Число в новой системе счисления записывают в виде последнего частного и всех остатков деления, начиная с последнего. Последний остаток (частное) дает старший разряд (цифру) числа.

Пример 1.3. Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную число 191₁₀.

 

Итак: 191₁₀ = 277₈.

Пример 1.4. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную число 100₁₀

Итак: 100₁₀ = 1100100₂.

Пример 1.5. Перевести из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную число 6703₁₀.

 

 

Так как 15 = F, 10 = A, то получаем 6703₁₀=1А2F₁₆.

Для перевода дробной части десятичного числа (или правильной дроби) в другую систему счисления ее необходимо последовательно умножать на основание той системы, в которую она переводится. При этом перемножают только дробные части числа. Дробную часть десятичного числа (или правильной дроби) в новой системе записывают в виде целых частей получаемых произведений, начиная с первого сомножителя.

Пример 1.6. Перевести из десятичной системы счисления в двоичную систему дробь 0,3125₁₀.

Итак: 0,3125₁₀ = 0,0101₂.

 

Пример 1.7. Перевести из десятичной системы счисления в восьмеричную систему дробь 0,6875₁₀.

 

Итак: 0,6875₁₀ = 0,54₈.

 

Пример 1.8. Перевести из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную систему дробь 0,8435₁₀.

 

Остановив процесс в этом месте и приняв во внимание, что 13 = D;

14 = E; 15 = F в шестнадцатеричной системе счисления, получим

0,8435₁₀ = 0,D7EF…₁₆.

Представление первых 20 чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления и их десятичных эквивалентов дано в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Запись первых 20 чисел в системах счисления

Десятичные Двоичные Восьмеричные Шестнадцатеричные
0 000 0 0
1 001 1 1
2 010 2 2
3 011 3 3
4 100 4 4
5 101 5 5
6 110 6 6
7 111 7 7
8 1000 10 8
9 1001 11 9
10 1010 12 A
11 1011 13 B
12 1100 14 C
13 1101 15 D
14 1110 16 E
15 1111 17 F
16 10000 20 10
17 10001 21 11
18 10010 22 12
19 10011 23 13
20 10100 24 14

1.3. Двоично-восьмеричные и двоично-шестнадцатеричные преобразования. Для преобразования двоичного числа в восьмеричную форму необходимо объединить двоичные цифры в группы по 3 разряда, продвигаясь от разделительной точки (запятой) вправо и влево. При необходимости в начале и в конце исходного числа добавляются нули. Затем каждую группу из трех разрядов заменяют эквивалентной восьмеричной цифрой. Результат будет восьмеричным представлением исходного двоичного числа.

Пример 1.9. Преобразовать двоичное число 11011001,1011₂ в восьмеричную форму.

11011001,1011₂ = 011 011 001, 101 100₂ = 331,54₈.

³ ³ ¹ ⁵ ⁴

Для преобразования восьмеричного числа в двоичную форму необходимо каждую цифру заменить трехразрядным двоичным числом. При этом незначащие нули отбрасываются.

 

Пример 1.10. Преобразовать восьмеричное число 305,4₈ в двоичную форму.

305,4₈ = 011 000 101, 100₂ = 11000101,1₂.

³ ⁰ ⁵ ⁴

Для преобразования двоичного числа в шестнадцатеричную форму необходимо объединить двоичные цифры в группы по 4 разряда, продвигаясь от разделительной точки (запятой) вправо и влево. При необходимости в начале и в конце исходного числа добавляют нули. Затем каждую группу из четырех разрядов заменяют эквивалентной шестнадцатеричной цифрой. Результат будет шестнадцатеричным представлением исходного двоичного числа.

Пример 1.11. Преобразовать двоичное число 1010111,1101101₂ в шестнадцатеричную форму.

1010111,1101101₂= 0101 0111, 1101 1010₂ = 57,DA₁₆.

⁵ ⁷ ᴰ ᴬ

Для преобразования шестнадцатеричного числа в двоичную форму необходимо каждую цифру заменить четырехразрядным двоичным числом. При этом незначащие нули отбрасываются.

Пример 1.12. Преобразовать шестнадцатеричное число 2Е5,С₁₆ в двоичную форму:

2Е5,С₁₆= 0010 1110 0101, 1100₂ = 1011100101,11₂.

² ᴱ ⁵ ᶜ

1.4. Двоичная арифметика

Правила сложения двоичных чисел:

0 + 0 = 0

0 + 1 = 1

1 + 0 = 1

1 + 1 = 10

 

Правила вычитания двоичных чисел:

0 - 0 = 0

1 - 0 = 1

1 - 1 = 0

10 - 1 = 1

 

Правила умножения двоичных чисел:

0 · 0 = 0

0 · 1 = 0

1 · 1 = 0

1 · 1 = 1

Для сложения двух двоичных чисел необходимо применить правило сложения многократно, отправляясь от пары младших (крайних правых) разрядов, как это делается при десятичном сложении. После сложения пары младших цифр и получения значения младшего разряда суммы складывают следующую пару цифр с учетом переноса из младшего разряда.

Двоичное вычитание обратно двоичному сложению. При вычитании большей цифры из меньшей необходимо произвести «заём» в более старшей соседней позиции. Так, если в позиции n возникает необходимость «заема», то вычитают 1 из (n+1)-й цифры уменьшаемого, а в позицию n «приносят» величину 2, т.е. основание системы счисления.

Умножение двух многоразрядных двоичных чисел проводят аналогично умножению десятичных чисел, т.е. сначала вычисляют

частные произведения множимого на отдельные разряды множителя, а затем эти частные произведения суммируют.

Двоичное деление также аналогично делению десятичному, т.е. последовательно подбирают очередную искомую цифру частного и на нее умножают делитель, а полученное произведение вычитают из делимого для проверки правильности подобранной цифры.


Варианты индивидуальных заданий

1. Перевести в десятичную систему счисления следующие числа (табл. 1.3)

 

Таблица 1.3.

Вариант Двоичное число Восьмеричное число Шестнадцатеричное число
  101100,1001 564,21 FC,8B
  11000,0011 477,26 A4,46
  101101,101 264,74 78,FF
  100011,1001 236,14 87,DA
  101011,1101 761,37 46,EA
  111101,101 214,67 99,01
  1100011,111 136,45 DA,47
  1001001,1011 176,47 65,F7
  110111,11101 665,13 91,52
  1101010,11 117,36 92,76
  111011,11001 772,16 11,FF
  1111000,0001 423,36 56,35
  10001100,001 331,44 98,A5
  1100100,0011 127,33 95,CB
  1100100,1101 113,64 62,F9
  10000011,111 331,24 13,E6
  110011,11011 164,66 EB,6A
  1111,1000001 124,63 BC,FC
  110110,11001 123,17 FF,01
  1111000,1101 745,31 F9,25
  1000111,001 217,36 31,CD
  111,0000011 254,74 38,CF
  1111,1111101 654,12 87,13
  111100,0111 147,64 99,AA

 


 

 

2. Осуществить перевод десятичного числа в другие СС (табл. 1.4)

Таблица 1.4.

Вариант Десятичное число Перевести в систему счисления
В N2 В N8 В N16
  85.14 + +  
  246.4   + +
  13.24 +   +
  58.11 + +  
  2.675   + +
  21.64 +   +
  98.44 + +  
  123.5   + +
  143.5 +   +
  14.26 + +  
  31.26   + +
  147.1 +   +
  9.165 + +  
  132.2   + +
  14.59 +   +
  45.31 + +  
  247.6   + +
  25.47 +   +
  789.1 + +  
  32.47   + +
  99.54 +   +
  16.58 + +  
  798.1   + +
  8.369 +   +

 


 

3. Преобразование числа в соответствующие системы счисления (табл. 1.5):

· Двоичное число преобразовать в восьмеричную и шестнадцатеричную СС,

· Восьмеричное число преобразовать в двоичную СС,

· Шестнадцатеричное число преобразовать в двоичную СС.

 

Таблица 1.5

Вариант Двоичное число Восьмеричное число Шестнадцатеричное число
  101100,1001 544,21 FC,9B
  11000,0011 427,26 A5,46
  101101,101 264,84 98,FF
  100011,1001 736,14 97,DA
  101011,1101 721,37 45,EA
  111101,101 214,37 96,01
  1100011,111 146,45 4A,57
  100100,1011 174,47 62,F6
  11011,11101 662,13 21,52
  1101010,11 417,36 92,36
  111011,1001 772,36 11,5F
  111000,0001 453,36 51,35
  1000110,001 331,64 38,A5
  110100,0011 157,33 95,C1
  110010,1101 413,64 42,F9
  1000011,111 331,64 13,76
  110011,1111 174,66 3B,6A
  111,1000001 124,73 BC,F5
  110110,1001 153,17 6F,01
  111000,1101 745,36 F9,45
  1000101,001 257,36 31,9D
  111,0000011 254,76 98,CF
  1111,111101 644,12 67,13
  111100,0111 147,66 99,A7

 


 

 

3. Произвести сложение и вычитания двоичных чисел (табл. 1.6):

Таблица 1.6

Вариант Двоичные числа
  101100,1001 и 111011,11001
  11000,0011 и 10001100,001
  101101,101 и 1100100,1101
  100011,1001 и110011,11011
  101011,1101 и110110,11001
  111101,101 и 1000111,001
  1100011,111 и 1000111,001
  1001001,1011 и 111011,11001
  110111,11101 и 1101010,11
  1101010,11 и 101011,1101
  111011,11001 и 1000111,001
  1111000,0001 и 1111000,1101
  10001100,001 и 100011,1001
  1100100,0011 и 1111000,0001
  1100100,1101 и 1000111,001
  10000011,111 и 111011,11001
  110011,11011 и 111101,101
  1111,1000001 и 10000011,111
  110110,11001 и 110011,11011
  1111000,1101 и 100011,1001
  1000111,001 и 101011,1101
  111,0000011 и 101011,1101
  1111,1111101 и 111101,101
  111100,0111 и 101011,1101

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: