ЕКАТЕРИНИНСКИЙ КЛАССИЦИЗМ




Ранний КЛАССИЦИЗМ (1762 - 1780)

Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.Качественную архитектуру получают теперь не только столицы (Петербург и Москва), но и провинциальные города.

Екатерина Вторая — создательница Российской Академии художеств. Академия была учреждена в Москве в 1757 г. графом И. Шуваловым, в 1764 г. состоялось официальное открытие Академии художеств в Петербурге. Здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма. Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института (Герцена), Северный фасад Малого Эрмитажа; Строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого квартала фундаментах. А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. В середине XIX века на его месте у Синего моста был возведен архитектором А.И.Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтен Ю.М. Его творчество формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М.Фельтена – это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого.

Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры. Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика «регулирования» городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.

Рубеж 18-19 веков ознаменован крупнейшими градостроительными достижениями в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Томон, позже К. И. Росси).

Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.

Самым ранним проявлением классицизма был проект «Увеселительного дома» в Ораниенбауме (ныне не существует). Составленный архитектором А.Ф.Кокориным и так называемый Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости. В этот период в России работали известные архитекторы мирового масштаба: Ю.М. Фельтен и К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, француз Т.Б. Валлен-Деламонт.. Необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации. Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А.Ринальди выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменская колонна (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.). Учреждение Академии художеств в 1757 году мотивировало новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А.Ф.Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И.И.Шуваловым Ж.Б.Валлен-Деламонт (1729-1800 гг.). К творениям этих зодчих следует отнести дворец Г.А.Демидова. Особенность дворца Демидова – чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами, соединяющими дворец с садом.

Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1760 году возвел импозантный павильон «Эрмитаж».

19.

20.

21. Мраморный дворец

В 1768-1785 годах по проекту Антонио Ринальди строится Мраморный дворец, который Екатерина II подарила своему фавориту Григорию Орлову.

 

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Здание заложено 10 октября 1769 года, в его фундамент был замурован мраморный ящик с монетами. Строительными работами руководил полковник артиллерии М. И. Мордвинов. Архитектурный надзор осуществлял Пётр Егоров. На строительстве Мраморного дворца ежедневно трудились около 100 каменщиков и от 100 до 300 артиллерийских фузилеров. Екатерина II периодически посещала строительную площадку и лично награждала особо отличившихся работников.

 

Нижнюю часть фасада Мраморного дворца облицовали гранитом, а вместо штукатурки по предложению архитектора для облицовки стен было решено использовать 32 сорта мрамора. Отсюда и его название. Дворец стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем.

1 этаж: здесь находились кухни, котельные и церковь

2 этаж: В северной части второго этажа Мраморного дворца располагалась Большая Невская анфилада.

Сюда попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Из Овальной проходной можно было попасть в Лаковый зал, или минуя Буфет и Большую столовую попасть в Мраморный зал - главное помещение дворца.

За этим залом находился Орловский зал,

За ним – Екатерининский

В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея

В юго-западной части дворца - Греческая и Турецкая бани. В северо-западной части - запасные комнаты Малой Невской анфилады: Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная

3 этаж: здесь находились жилые покои, Библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная.

 

перестраивался в 1860-х годах. Здесь были устроены новые кабинеты, столовые, детские. Появилась электростанция, лифты

 

22. Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств.

Академия художеств, или "Академия трех знатнейших художеств" (то есть - живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.

В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Особой роскошью отличается убранство вестибюля нижнего этажа, парадной лестницы, Рафаэлевских и Тициановских залов.

Здание Академии художеств, являющееся одним из самых выдающихся памятников раннего петербургского классицизма 18 века, было включено в список федеральных памятников архитектуры. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы - с Английской набережной.

В Санкт-Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.

Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.

В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.

Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.); новым Уставом 30 августа (9 сентября) 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.

В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.

23. Летний сад

Петр I подписал указ о создании Летнего сада в мае 1704 года, через год после начала строительства Петропавловской крепости, положившей начало городу Санкт-Петербургу. Выбранный царем участок для сада в то время был сильно заболочен. Чтобы осушить его и сделать пригодным для строительства и насаждения деревьев, от реки Мойки прорыли один канал к безымянной тогда речке (впоследствии названа Фонтанкой), вытекающей из Невы и в нее же впадающей, а другой – к Неве. Летний сад оказался на отдельном острове, окруженный реками и каналом, который назвали Лебяжьим.

Летний сад во времена Петра I

Петр I лично составил первый план Летнего сада, который располагался рядом с Летним домиком Петра I, ставшего первой резиденцией русских императоров в Санкт-Петербурге. Впоследствии план был доработан архитекторами И.М. Матвеевым, Ж.Б. Леблоном, М.Г. Земцовым, Ф.Б. Растрелли. Примерно в 1715 году в саду был прорыт Поперечный канал (от Лебяжьей канавки в сторону Фонтанки, но не доходя до нее). Таким образом Летний сад делился на две части. От Невы до Поперечного канала располагалась парадная часть Летнего сада. Она была устроена по принципу регулярного сада, очень популярного в европейских странах в начале XVIII века. В саду были проложены симметричные аллеи, расходящиеся из одной площадки и пересекающиеся друг с другом, вырыты небольшие озерца круглой, овальной или квадратной формы.

Во времена Петра I эта часть Летнего сада была засажена липами, кленами, вязами, елями, здесь были устроены три дубовые аллеи, в которых во время проведения Ассамблей накрывались столы для гостей. Кустарники были аккуратно подстрижены в форме шаров, кубов и пирамид. В парадной части Летнего сада располагались беседки, галереи, лабиринты, предназначенные для отдыха и развлечения гостей. Сад был украшен мраморными скульптурами, привезенными из Европы. К 1728 году в Летнем саду находилось уже более ста скульптур, среди них были работы известных итальянских скульпторов П. Баратта, А. Тальяпьетра, П. Гропелли.

Еще в 1706 году в Летнем саду начали устанавливать фонтаны-водометы. Специально для этого Петр I приобрел за границей паровую машину, которая могла подавать воду из реки Фонтанки, как раз в это время и получившей свое название. Напор все равно был маленький, поэтому по Лиговскому каналу провели первый в городе водопровод. Он должен был подавать воду в фонтаны Летнего сада. Они были оформлены в скульптурные группы, изготовленные из свинца и покрытые позолотой. Большинство групп представляло собой сюжеты из басен Эзопа. Наводнение 1777 года уничтожило систему фонтанов, и они больше не восстанавливались.

«Царские огороды»

От Поперечного канала до реки Мойки располагался второй Летний сад, который часто называли «царским огородом». При Петре I здесь росли фруктовые деревья, овощи, зелень. Кроме того, здесь располагались каменная оранжерея, скульптурная мастерская, теплицы, амбар и другие хозяйственные постройки. В искусственном пруду плавали гуси, утки и лебеди. В этой части Летнего сада располагался птичник в индокитайском стиле, построенный по проекту Ж.Б. Леблона, для содержания экзотических птиц.

Третий Летний сад начинался к югу от Мойки (там, где сегодня расположен Михайловский замок и Михайловский сад) и простирался почти до Невского проспекта. На территории сада разбили огороды, посадили фруктовые деревья, построили оранжереи, в которых выращивали экзотические фрукты для царского стола. В прудах содержали живую рыбу.

 

 

Ограда Летнего сада

В 1773 году началось сооружение всемирно известной ограды Летнего сада по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова на набережной Невы. Ее уникальность заключается в безупречности пропорций, простоте и изяществе. Ограда состоит из тридцати шести гранитных колонн, на верху которых установлены вазы и урны, между колоннами протянулись железные кованые решетки с позолоченными украшениями. Первоначально из Летнего сада на набережную можно было попасть через одни из трех ворот, в настоящее время двое ворот располагаются в центре ограды. С южной стороны Летний сад был ограничен в 1825-1826 годах чугунной решеткой, украшенной арматурой и щитами с головой Медузы.

Достопримечательности Летнего сада

В 1826 году на берегу Фонтанки в Летнем саду был построен «Кофейный домик» по проекту К.И. Росси (в настоящее время здесь расположен Выставочный зал). В 1827 году был открыт «Чайный домик», оформленный дорическими колоннами и перилами из фигурных столбиков, построенный по проекту архитектора Л. Шарлемань. В 1839 году в Летнем саду была установлена огромная ваза из эльфдаленского розового порфира, подаренная императору Николаю I шведским королем Карлом XIV. В настоящее время она размещается у южных ворот Летнего сада.

В 1855 году перед «Чайным домиком» был поставлен памятник русскому баснописцу И.А. Крылову. Памятник был создан в 1851-1853 годах скульптором П.К. Клодтом и художником А.А. Агиным. Пьедестал памятника представляет собой гранитный куб, со всех сторон покрытый изображениями героев басен И.А. Крылова.

На ограде Летнего сада установлена мемориальная доска в память о покушении Д. Каракозова на императора Александра II в апреле 1866 года. В 1867 году на этом месте была построена каменная часовня, но до наших дней она не сохранилась.

Летний сад сегодня

В первой половине XVIII века Летний сад был закрытым дворцовым парком, а к началу XIX века он становится публичным, открытым для благородной публики. В XIX веке в Летнем саду гуляли многие русские деятели культуры и искусства: А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский, И.А. Гончаров, П.И. Чайковский, А.А. Блок. В настоящее время Летний сад открыт для свободного посещения. Его планировка, по сравнению с петровским временем, сильно изменилась. Уже давно здесь нет фонтанов, оранжерей, беседок и лабиринтов, от почти двухсот скульптур, украшавших когда-то Летний сад, осталось около восьмидесяти. Но и сегодня Летний сад поражает посетителей спокойствием и гармонией, это одно из любимейших мест прогулок многих горожан.

24.Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова[1], сынаденщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.

Здание было построено на Ваганьковском холме, недалеко от Кремля и Каменного моста. Высокий холм послужил своеобразным пьедесталом зданию. Парадный въезд в этот прекрасный дом-дворец выходил в Староваганьковский переулок, а главный фасад здания смотрел на улицу Моховую – это было оригинальным решением, ранее не практиковавшимся. Таким образом, у здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и более домашний и уютный, обращенный во двор. По отношению к Староваганьковсому переулку и Моховой улице дом расположен под небольшим углом, поэтому красивее он смотрится с отдаленных боковых точек. В центральном корпусе располагались парадные комнаты, а во флигелях были устроены жилые и служебные помещения. Если верить некоторым источникам, то вначале стены дома были выкрашены в оранжевый цвет.Внизу, на склоне холма в то время был разбит сад с двумя каменными бассейнами и фонтанами. По саду гуляли редкие птицы: павлины, попугаи, китайские гуси. Некоторые из них находились в дорогих клетках. В праздничные дни в саду зажигалась иллюминация, приводившая в восторг многочисленных зрителей, собиравшихся перед садом. Позднее. Когда примыкавший к Пашкову дому участок Моховой улицы расширяли, прилегающая территория дома ограничилась одним склоном. Дом Пашкова, который часто называли дворцом, стал первым светским зданием в Москве, из которого можно было видеть Кремль не снизу. Из окон дома видны были и Ивановская и Соборная площади, а позднее – храм Христа Спасителя. На участке находилась и церковь Святого Николая Угодника – бывшая домовая церковь Пашковых.В 1839 году дома Пашкова был выкуплен у Пашковой, для Московского Университета. Затем здесь поочередно находились Дворянский институт и Московская 4-я гимназия, а в 1861 году Пашков дом передали Румянцевскому музею, и здесь начали работать два музея: Румянцевский и Публичный. В соответствии с новым статусом, здание реконструировали и перепланировали несколько раз. В 1921 году музейные отделы из здания вывели, оставив здесь лишь музейную библиотеку, известную сейчас как Публичная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Такое преобразование было вызвано тем, что в музей после революции 1917 года поступили собрания более чем четырехсот личных библиотек, которые реквизировала у владельцев новая власть. Долгое время старинные рукописи, хранившиеся в библиотеке, находились в разных помещениях. В 1961 году, после реконструкции левого флигеля, к нему пристроили книгохранилище, а затем эту часть здания передали отделу рукописей. В разные годы над архитектурным обликом и интерьерами дома Пашкова работали такие архитекторы и художники как: Л.В. Даль, сын известного автора "Толкового живого великого русского языка" В.И. Даля, Н.Л. Шевяков, Марков, С.П. Лавров, Г.В. Мейендорф, А.В. Щусев, И.П. Машков, И.И. Рерберг, Е.В. Шервинский.

 

25.

26.

27. Голицынская больница

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) на средства, которые были завещены князем Дмитрием Михайловичем Голицыным (1721—1793) «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы[1]. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын (1723—1807).

 

Больница была открыта в 1802 году и стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства — наряду с Екатерининской больницей на Страстном бульваре (ныне Городская клиническая больница № 24) и Павловской больницей около Данилова монастыря (ныне Четвёртая городская клиническая больница).

В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, — «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

28.

29. Архитектурную славу Санкт-Петербурга составляют не только грандиозные ансамбли и выдающиеся памятники архитектуры, но и пригородные дворцово-парковые комплексы, являющиеся шедеврами мирового зодчества и садово-паркового искусства.

Дворцы и парки Петродворца и Ломоносова, Гатчины и Стрельны, Пушкина и Павловска, грозные форты Кронштадта и полные лиризма старые усадьбы являются яркими страницами архитектурной летописи Санкт-Петербурга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: