Дворцово-парковые пригороды Санкт-Петербурга расположены на южном побережье Финского залива.




1. Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петров двор) был, впервые упомянут в походном журнале.

В 1711 году там был построен первый деревянный дворец Петра I. Образцом для подражания стал французский Версаль. Определяющим ландшафтом была близость моря, с которым дворец, парки и фонтаны связаны каналами.

Петровская идея царского дворца была воплощена архитекторами Ж. Леблоном, Н. Микетти, М. Земцовым: дворец в стиле Петровского барокко был построен на кромке высокой террасы и издали, виден с моря.

Регулярные парки было принято украшать разнообразными парковыми «затеями» - павильонами, беседками, скульптурами, главной парковой «затеей» Петергофа стали фонтаны и каскады.

2. Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположена в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов.

В годы Второй мировой войны дворцово-парковый ансамбль Стрельны был практически разрушен.

На протяжении долгих лет дворец и парк стояли в руинах. Но после десятилетий забвения о некогда красивейшей загородной резиденции вспомнили. К 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга дворцово-парковый ансамбль Стрельны был полностью восстановлен.

3. Ораниенбаум. Весь ансамбль строился с1710 по 1727 год годы. Перед дворцом был разбит парк, существующий и ныне. В померанцевой оранжерее, находящейся в восточной части парка, выращивали для княжеского стола виноград, апельсины, ягоды и ранние овощи. В картинном доме, расположенным в западной части парка размещались кунсткамера, библиотека и первая в России картинная галерея. В парке, перед дворцом, были устроены фонтаны. Летом в кадках у дворца выставляли померанцевые деревья. Впоследствии, когда в Ораниенбаум приезжал Петр II, здесь устраивались празднества, затмевавшие своей пышностью даже царские приемы.

С царствованием Екатерины II связан самый значительный этап дворцово-паркового строительства в Ораниенбауме. Он относится к 1762-1774 годам, когда Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы. Архитектор А. Ринальди получает большие полномочия и почти неограниченную свободу действий. Строится Голландский домик, в конце 18 века получивший название Китайского дворца, павильон Катальной горки.

4. Датой основания города считается 24 июня 1710, когда по указу Петра I Сарская мыза (вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями) была подарена Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. С этого времени стал складываться дворцово-парковый ансамбль Царское Село. В царствование Елизаветы Петровны Царское село стало императорской резиденцией, вокруг которой сложилось поселение.

В 1808 при царе Александре Царское Село получило статус города — центра Царкосельского уезда. Отсюда характерный «александровский стиль» старых зданий.

5. Особое место занимает Кронштадт, основанный Петром I,как военно-морская крепость на основе Котлин. Здесь положено начало русскому-морскому флоту.

В городе возведено много зданий, сооружений и скульптурных памятников.

В 1717 году началось строительство губернских домов. Годом позднее был возведен Андреевский собор, в отделке собора принимали участие видные скульпторы и живописцы.

В 1722-1729 годы отмечены окончанием строительства дворца Петра I, в 1728-1731 годах сооружается Богоявленная церковь, продолжается строительство канала и облицовка стен гавани камнем. В начале 1830-ых годов началось строительство общественных и культурных зданий.

 

30.

31. Классицизм Саратов

Вознесенско-Горянская (Михаило-Архангельская) церковь

Вознесенская церковь первоначально располагалась на месте, где сейчас находится сквер Первой учительницы. В 1835 году рядом было возведено новое здание Вознесенской церкви, а прежний храм был обращен в Спасо-Преображенскую единоверческую церковь (на снимке слева). Архитектор - Г.В. Петров (автор колокольни Александро - Невского кафедрального собора, особняка Корнилова, Александровской (2-я городской) больницы). Храм был разрушен в 1935 году.

Александро-Невский кафедральный собор

Собор возведен в память о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года, по проекту архитектора В.П. Стасова. Колокольня возведена в 1836-1842 годах по проекту архитектора Петрова. А. Правдин в "Исторических записках" 1879 года отмечал, что "в архитектурном отношении собор имеет форму надгробного памятника". Сейчас на месте собора расположен стадион "Динамо".

Первая мужская гимназия

Усадьба губернатора А.Д. Панчулидзева была перестроена под 1-ю мужскую гимназию архитекторами И.А. Мари и В.И. Сурановым в 1816-1818 годах. Среди учащихся гимназии были: электротехник П.И. Яблочков, художник А.И. Савинов, эпидемиолог Г.Н. Минх, ботаник С.Г. Навашин, архитектор Ф.О. Шехтель, артист Б. А.Бабочкин (роль Чапаева). Гимназия дала имя улице на которой располагалась - до 1939 года она называлась Гимназической. На сегодняшний день первоначальный облик здания утрачен. В дополнительных один из вариантов чертежей к зданию и план места 1895 года.

Присутственные места

Первая работа архитектора Василия Ивановича Суранова в Саратове. В основу проекта положен "образцовый фасад" Присутственных мест, разработанный в Петербурге. Осенью 1808 года здание Присутственных мест стало украшением создаваемой на окраине города новой площади. В 1848 году в здании случился пожар. При реконструкции 1853 года была утрачена парадная лестница и шестиколонный портик, а окна второго этажа стали арочными. Информация Е. Максимова.

Памятник Александру II и Новый кафедральный собор

Памятник Царю-Осободителю Александру II был открыт 19 февраля 1911 года. Скульптор С.М. Волнухин. В сентябре 1918 года памятник разобрали. Собор построен в 1825 году в память о победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Архитектор В.П. Стасов. Архитектор колокольни В.П. Петров. В 1930-е годы собор и колокольня разрушены.

 

32.

33. Таврический дворец - выдающееся произведение архитектуры строгого классицизма - сооружен в 1783 - 1789 гг. по проекту И.Е.Старова для князя Г.А.Потемкина-Таврического. Это не только шедевр отечественного зодчества, но и один из лучших и крупнейших дворцов Европы.

 

Старов расположил здание главным фасадом вдоль Невы, раскрыв парадный подъездной двор в сторону тогда еще не застроенной Воскресенской улицы. Здание имеет строго осевую композицию; в глубине двора расположен главный вход во дворец с шестиколонным римско-дорическим портиком. Этот вход ведет в центральный корпус с парадными залами, которые образовывали своего рода анфиладу, ориентированную по главной оси здания и приводившую в зимний сад дворца, обращенный в сторону парка. Более низкие одноэтажные промежуточные части здания соединяют центральный корпус с выдвинутыми к улице боковыми корпусами, образующими в плане замкнутое карре с внутренними двориками. Со стороны парадного двора боковые корпуса имеют отдельные выходы с четырехколонными портиками тосканского ордера. В сторону, противоположную от улицы, боковые корпуса образуют симметричные выступы меньшей ширины, к которым примыкают одноэтажные крылья дворца. Торцы выступов украшены шестиколоннымн ионическими портиками и служат боковыми ризалитами главного корпуса дворца со стороны парка, Главный портик дворца отмечает вход в центральный, квадратный в плане вестибюль.

Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем - богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи)

34. Первый камень в основание Павловского дворца был заложен 25 мая 1782 года. Строительство велось на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст. Руководил работами талантливый архитектор Ч. Камерон.

Дворец в Павловске возводился быстрыми темпами - уже к осени 1782 года были построены главное здание и боковые галереи. Но взгляды Павла и Камерона часто не совпадали. Постоянное вмешательство владельца дворца в планы архитектора вело к неизбежным конфликтам. Главной претензией Павла I были размеры дворца: недостаточные для резиденции будущего императора России. В связи с этим Павловский дворец был перестроен и расширен. Ответственным за строительство был назначен помощник Камерона архитектор В. Бренна.

Бренна надстроил служебные корпуса и галереи, сделав их двухэтажными, а также пристроил к служебным корпусам два полукруглых флигеля, таким образом почти замкнув парадный двор. Бренна старался не нарушать целостность композиции, задуманной Камероном, поэтому центрального корпуса переделка не коснулась. Фасады новых корпусов архитектор декорировал лепниной, а в торцах флигелей поставил четырехколонные порталы.

В 1872 году в центре парадного двора был установлен памятник Павлу I - копия статуи работы скульптора И. Витали, стоявшей перед Большим дворцом в Гатчине.

В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации из Павловского дворца было расхищено много ценных экспонатов, а сам дворец был подожжен немцами при отступлении. Тем не менее, уже в 1957 году первые залы дворца были открыты для посетителей, а к 1978 году реставрация дворца была полностью завершена. В наше время для посещения открыты 45 дворцовых залов.

35. Эрмитажный театр построен по указанию императрицы Екатерины Великой, прославившейся в Европе как просвещённый монарх, вложивший огромный вклад в развитие музыкального, художественного, театрального искусства в России. Екатерина Великая решила построить театр, в котором должны были быть даны представления для неё и придворных. Построен Эрмитажный театр в стиле классицизма в 1782-1785 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги, где ранее находился Зимний дворц Петра I. Джакомо Кваренги спроектировал камерный зал с прекрасной акустикой, в котором действие на сцене прекрасно видно из любого места, поэтому зрителям не нужны театральные бинокли. Кваренги спроектировал театр на античный манер с полукруглым амфитеатром, одним центральным и двумя боковыми маршами лестниц. Прекрасным украшением зала и сцены стали скульптурные изображения Аполлона и девяти муз, над которыми размещены барельефы знаменитых деятелей искусств современников архитектора. Скульптурная композиция оканчивалась изображением над сценой головы Медузы Горгоны, олицетворяющей магическое притяжение искусства.

Кваренги писал: "Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится. Главная идея сооружения - создать удобный для зрителей, совершенный по акустике и оптике, строгий и красивый зал".

36. петерго́ф (от нем. Peterhof — «двор Петра», с 1944 по 1997[1] — Петродворец) — город в России, муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива. Крупный туристический, научный и учебный центр к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге.

Петергоф основан в 1710 году, как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года. В городе находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков музей-заповедник «Петергоф». Наукоград с 2005 года.

Возникновение слободы

Впервые П етергоф (нем. Peterhof — Петров двор) упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. Вот какая запись появилась в Журнале Петра I от 13 сентября 1705 года:

«…наша шнау[12] „Мункер“ пошла в Петербурх, после полудня в 4 часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх[13].»

В 1710- е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I. В 1714 году были заложены Большой Петергофский дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. Постепенно поблизости от строительства резиденции возникают Малая слобода (к югу и юго-востоку от Верхнего парка) и Большая слобода (к западу, так называемый Старый Петергоф, вдоль современного Собственного проспекта). Туда же, на Купеческую пристань, прибывали суда из Кронштадта и Санкт-Петербурга. В 1721 году основана водяная пильная мельница, а при ней Гранильная фабрика (ныне Петродворцовый часовой завод).

Для снабжения фонтанов Петергофа построен специальный водовод общей длиной 40 км. На его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, имеющих более 1,3 миллиона кубических метра воды и занимающих площадь почти 100 га. Водовод создан в 1720—1721 годах по проекту инженера-гидравлика Василия Туволкова. 9 августа 1721 года заработали водомёты. К 1723 году формирование дворцово-паркового ансамбля было в основном завершено. К этому времени сложились основные планировочные элементы Нижнего парка, построен Большой дворец и дворец Монплезир, сооружена водоводная система фонтанов.

Изначально поселение при Дворце застраивалось хаотично, а составлявшие большинство жителей поселения государственные крестьяне вообще жили в землянках. В 1730-х годах благодаря архитектору М. Г. Земцову Петергоф впервые получил чёткую планировку. Он перестроил ряд зданий, создав для петегофских государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных служащих — Кавалерский.

С 1747 года началась перестройка дворца, которая осуществлялась по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединенные галереями с Церковным и Гербовым корпусами].

]Город

В.Эриксен. «Поход на Петергоф»

С 1762 года Петергоф — город в ведении Дворцового ведомства.

В конце XVIII века по проектам архитектора Джакомо Кваренги и садового мастера Джемса Медерса был создан пейзажный Английский парк, в парке построен Английский дворец.

В конце XVIII века в городе числилось 57 обывательских домов, а в 1801 году вдоль Правленской улицы сложился ансамбль первых каменных зданий. Кроме служащих в ней стали селиться свободные люди, «обыватели». В 1824 году Александр I, велел перестроить «на казенный счет 58 наиболее уродливых зданий» по «образцовым проектам», разработанным В. П. Стасовым, В. Гестой, Л. Руской. В XIX — начале XX века в городе размещались лейб-гвардии Конно-гренадёрский, Уланский и Драгунский полки, а также Каспийский 148-й пехотный полк. С 1828 года в окрестностях Петергофа проходили летние лагерные учения воспитанников петербургских военно-учебных заведений.

В 1825 году земли к востоку от Нижнего парка император Николай I приобетает и дарит своей жене Александре Фёдоровне, и они получают название «Собственная её величества дача Александрия». С 1826 года архитектором А. А. Менеласом разбивается здесь пейзажный парк, строится двухэтажный дворец Коттедж. В 1830—1831 годах в парке строится Фермерский дворец, а в 1835 году Готическая капелла (архитектор К.Шинкель)[13]

В 1828—1830-х годах к югу от Санкт-Петербургского проспекта создавался комплекс казарм лейб-гвардии Уланского полка. В 1830-е ведущим архитектором Петергофа был А. Шарлемань, создавший в 1837—1840-х годах комплекс готических домов и городской ансамбль с пожарным депо перед Верхним парком.

В 1826 году зверинец был перенесён к югу от Английского парка. Рядом возникла Егерская слобода. По проекту архитектора И.Шарлеманя на территории слободы в 1840 году выстроен военный госпиталь, а в 1848 году здание Присутственных мест, в 1879 году появляется богадельня, построенная по проекту Н. Бенуа.

Одновременно к западу от Петергофа Николай I приобретает дачу Нарышкиных, и она стала имением дочери императора Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизма загородный Дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу. Вокруг был разбит пейзажный парк Лейхтенбергского

В 1832 по 1857 годы к югу от Верхнего парка у Ольгина пруда возникает Колонистский парк. Он был создан по проектам архитектора А.Штекеншнейдера, садового мастера П.Эрлера и инженера М.Пилсудского. В 1842—1844 годах на островах Ольгина пруда возникают Царицын павильон (в подарок супруге императора Николая I Александре Федоровне) и Ольгин павильон (для дочери Николая I Ольги Николаевны).

В 1836 году разрастающуюся Малую слободу переименовали в Санкт-Петербургский форштадт. В 1850 году ведущим архитектором стал Н.Бенуа, уже построивший Верхнесадский дом (1847) и Фрейлинские дома (1848). Среди его последующих построек можно назвать: Дворцовый госпиталь (1853), почта (1854), железнодорожный вокзал (1857), конюшни (1852).

13 (26) ноября 1848 года указом императора Николая I уездную управу перенесли из Ораниенбаума в Петергоф. Город становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В 1853—1857 годах на средства известного предпринимателя А. Штиглица была построена Петергофская железная дорога протяжённостью 30 км — от Петербурга до Нового Петергофа. До этого, с 1830-х годов, по Петергофскому шоссе ездил сухопутный паровоз. В 1854—1857 годах велось строительство железнодорожной станции Петергоф. С 22 июля началось регулярное движение поездов. Состав прозвали «Кукушкой»; билеты продавали студенты, жившие на окрестных дачах; машинист и кондуктор были тоже нештатные[стиль!][16].

В конце XIX века в городе появились два гимназические здания. В 1905 году по проекту В. Султанова на берегу Ольгина пруда возвели собор святых Петра и Павла, а напротив него — небольшое здание церковно-приходской школы.

В годы Первой мировой войны в Петергофе дислоцировались первая, вторая и третья школы прапорщиков.

До 1917 года Петергоф был одной из главных летних императорских резиденций, которую населяли в основном дворцовые служители, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.

Вход в парк со стороны дворца

37.

Смольный институт – светлое и торжественное, простое и ясное по композиции, с удачно найденными пропорциями здание, построенное в формах высокого классицизма, отличается монументальностью форм и строгостью в декоративном убранстве фасадов. памятник истории и архитектуры. Здание возведено в 1806 году по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

Происхождение названия.

После основания Санкт-Петербурга на территории нынешнего Смольного института, а также Смольного собора и Смольного монастыря, находился Смоляной или Смольный двор, на котором хранили смолу для Адмиралтейской верфи и флота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: