Развиваемые компетенции: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы.
При выполнении работы могут быть развиты также: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе; готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;
владение основными методами, способами и средствами получения, Хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управлении я информацией.
Цель работы: знакомство с особенностями проведения социологического опроса как научного метода гуманитарных исследований; выявление мнения жителей региона об актуальных экологических проблемах и привлечение внимания к необходимости их решения.
Введение. Каждый член общества связан с окружающим миром множеством видимых и незримых контактов. Социальные, экономические, экологические проблемы переплетаются, обусловливая в итоге то или иное качество жизни отдельного индивидуума, семьи, трудового коллектива, города, региона, страны. Общественное мнение может влиять на решения властных структур, например, по размещению свалки мусора, полигона для захоронения токсичных отходов, опасного производства, вырубки деревьев для освобождения территории под коттеджное строительство. Результаты опроса населения помогает в реализации конкретных социально-экологических проектов, планировании экологического просвещения, донесении до людей правдивой информации об экологических проблемах.
|
В силу сложности и многогранности процессов, протекающих в обществе, и их отражения в научных публикациях и средствах массовой информации, применяются разные методы исследований. Опрос – метод научного исследования в экологии наряду с наблюдением, экспериментом и моделированием.
Опрос – метод научного исследования, основанный на устном или письменном обращении к определенной группе людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. В зависимости от формы контакта выделяют две основные разновидности опроса: анкетирование и интервьюирование (беседа). Может осуществляться лично (анкетирование) или дистанционно (телефонные или Интернет – опросы).
|
С точки зрения системного подхода соцопрос – форма обратной связи в обществе, так как может способствовать изменению законодательства илиувольнению министров.
Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
|
Тезаурус. Социальная экология, экологическое просвещение, социологический опрос, экологическая проблема, экологическое просвещение, экологическое образование для устойчивого развития, статистика, математическая статистика, анкета, гражданское выборка, объём выборки, событие, зависимое /независимое событие, случайная величина.
Задание 1. Запишите понятия тезауруса, используя доступные Вам информационные источники.
Задание 2. Определите тему эколого-социологического опроса.
По указанию преподавателя разбейтесь на микро-группы по 5-7 человек.
Проведение социологического опроса начинается с формулирования цели. Возможно, Вы уже были участником анкетирования (например, «Какими марками сигарет пользуетесь?» «Косметику каких фирм предпочитаете?»). Цели подобных исследований – анализ покупательских предпочтений россиян и продвижение того или иного товара. Цель эколого-социологического опроса – изучение мнения населения о тех или иных проблемах, например, об эффективности природоохранного законодательства, ответственности властей, бизнеса и населения за поиск решения экологических проблем.
|
Назовите несколько известных вам экологических проблем разного масштаба. Сформулируйте в микрогруппе актуальную для большинства из вас тему опроса, который вы будете проводить.
Задание 3. Выявите респондентов.
Определите, кого и каким способом будете опрашивать. Это, к примеру, может быть гендерное исследование (определение различий в отношении мужчин и женщин к экологическим проблемам), возрастные исследования (выявление разницы между мнениями молодежи, людей среднего возраста и пенсионеров), телефонный или Интернет – опрос (если у Вас есть такая возможность).
Запишите в тетради потенциальных респондентов и их количество (рекомендуем 20-30 человек).
Задание 4. Составьте анкету.
Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с респондентом характерно для методов беседы (интервью). Интервьюер сам задает вопросы респонденту и фиксирует полученные ответы. Беседа служит распространенным методом сбора данных в гуманитарных наука (социология, педагогика, психология).
Анкета – система вопросов, направленная на выявление отношение респондента к характеристикам предмета исследования (например, к экологической проблеме).
Главным компонентом анкеты является не отдельный вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему смыслу исследования.
Анкета состоит из трех частей: вводная часть; основная часть; “паспортичка”. Главная ее задача – побудить респондента дать ответы на поставленные вопросы. В вводной части обычно указываются данные организации или лица, проводящего опрос; цель и задачи исследования; значимость роли респондента; гарантия конфиденциальности информации (если анкета не анонимная); инструкция по заполнению анкеты; выражение благодарности респонденту за участие в исследовании.
Сначала рекомендуется ставить контактные вопросы. Их цель – заинтересовать респондента, настроить его на контакт. Эти вопросы должны быть просты в формулировке, ответы на них должны быть краткими (закрытые вопросы — см ниже). После контактных вопросов идут основные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам опроса.
Цель основной части анкеты – сбор информации. В разработке основной части следует правильно располагать разные типы вопросов (об этом ниже). Логика построения вопросов основной части: от простых вопросов к сложным, а затем от сложных снова к простым.
На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция – снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
«Паспортичка» - часть анкеты, содержащая вопросы по выявлению профессии, образования, возраста, семейного положения, пола и других социальных критериев; располагается в конце анкеты. Анкета может быть анонимной, частично анонимной (с указанием, например, пола, возраста или рода занятий) или содержать ФИО респондента.
Хорошая анкета состоит, как правило, из всех трех видов вопросов: открытых, закрытых и полузакрытых.
Закрытые вопросы содержат один или несколько вариантов возможных ответов, из которых должен выбирать респондент.
Полузакрытые вопросы дают возможность респонденту уклониться от выбора указанных альтернатив, имея возможность ответить по-своему.
Открытые вопросы – вопросы, которые предполагают самостоятельную формулировку ответа респондентом.
Можно выделить следующие конструкции вопросов.
1. Вопрос, на который можно ответить “да” или “нет”.
Пример. Знаете ли Вы о проблеме парникового эффекта? (Да / нет).
2. Альтернативный вопрос. Респондент выбирает один ответ из набора вариантов.
Пример. Парниковый эффект – это
А) повышение температуры приповерхностных слоёв атмосферы
Б) рост солнечной радиации из-за разрушения озонового слоя Земли
В) изменение климата из-за опустынивания.
3. Поливариантные вопросы – вопросы типа “меню”. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько. Отличие поливариантных вопросов от альтернативных – в количестве вариантов ответа, которое можно выбрать.
Пример. В росте несанкционированных свалок виноваты
А) экологически неграмотные граждане
Б) бизнесмены, не желающие заключать договора на вывоз мусора со своих предприятий
В) плохо работающие спецавтохозяйства
Г) мэрия
Д) марсиане.
4. Шкальные вопросы – вопросы, содержащие шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо оценить интенсивность какого-либо явления или мнения.
Пример. Считаете ли Вы водопроводную воду в Томске:
А) очень грязной;
Б) грязной, непригодной для питья;
В) относительно чистой;
Г) чистой, пригодной для питья.
5. Вопросы-диалоги. Состоят из высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с воображаемым собеседником.
Пример.
Господин N считает, что бездомных животных нужно отстреливать. Гражданка Х думает, что их нужно стерилизовать. Студент С заявляет, что брошенных собак и кошек следует помещать в приюты и раздавать сердобольным гражданам.
С чьим мнением Вы согласны?
Рекомендуем привести в анкете от шести до десяти вопросы хотя бы трёх типов.
Задание 5. Обработка и представление данных.
После проведения социологического опроса необходимо обработать данные. При этом используются инструменты математической статистики (раздела математики, изучающий методы сбора и обработки результатов наблюдений случайных событий с целью выявления закономерностей).
Ниже приведены некоторые специальные термины, знание которых полезно для проведения социологического опроса. Другие понятия и термины, которые имеют отношение к рассматриваемой теме, перечислены в рубрике «тезаурус». Значение (смысл) каждого из них необходимо знать, когда преподавателю представляется отчет по данной практической работе.