Выборка или выборочная совокупность — это необходимый для социологического исследования минимум результатов (случаев, испытуемых, объектов, событий, образцов) отобранных с помощью определённой процедуры из генеральной совокупности.
Репрезентати́вность – соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Генеральная совокупность, генеральная выборка (от лат. generis — общий, родовой) (в англ. терминологии — population) — совокупность всех объектов (единиц), относительно которых учёный намерен делать выводы при изучении конкретной проблемы.
Генеральная совокупность состоит из всех объектов, которые имеют качества, свойства, интересующие исследователя. Иногда генеральная совокупность — это все взрослое население определённого региона (например, когда изучается отношение потенциальных избирателей к кандидату), чаще всего задаётся несколько критериев, определяющих объекты исследования. Например, женщины 18-75 лет, обращающие внимание на экологическую символику на упаковке при покупке товаров
Результаты социологического опроса могут быть представлены в виде диаграмм, графиков, таблиц.
Диаграмма — представление данных графически или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой изображение с применением различных приёмов визуализации.
|
Гистограмма – способ графического отображения данных, для построения которого по оси абсцисс откладываются интервалы, а затем над каждым интервалом строится прямоугольник, ширина которого равна длительности интервала, а высота пропорциональна сравниваемой величине
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических совокупностей является секторная диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.
Круговая диаграмма сохраняет наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм — малая ёмкость, невозможность отразить более широкий объём полезной информации.
Ниже приведены примеры различных диаграмм.
«Знакомы ли Вы с аббревиатурой ГМО? Можете ли Вы её расшифровать?»
Рис. 1. Пример круговой диаграммы.
Если у вас есть такая возможность, можете провести обработку полученных данных и построить диаграмму на компьютере (например, в Excel’е есть мастер диаграмм, включающий простую пошаговую инструкцию).
|
Задание 6.
Выполните анализ результатов опроса. Сопоставьте мнение разных групп населения. Предположите¸ почему ответы могут зависеть от пола, возраста, места проживания и профессии респондентов.
Отчёт по практической работе должен содержать следующее.
1. Тезаурус.
2. Тема опроса.
3. Вид опроса (телефонный, очный, Интернет).
4. Количество, пол, возраст и род деятельности опрашиваемых.
5. Список задаваемых вопросов.
6. Обработка полученных данных (у каждого в тетради или общий отчет на микро группу).
Контрольные вопросы
- С какой целью проводятся эколого-социологические опросы?
- Какие методы научных исследований применяются в экологии?
- Возможно ли влияние на деятельность властных структур (в России или других странах) результатов выявления общественного мнения? Каким образом?
- Какие факторы влияют на репрезентативность выборки при проведении опроса?
- Можно ли информировать население об экологических проблемах с помощью социологического опроса?
- Могут ли результаты соцопросов повлиять на поведение людей? Приведите примеры.
Литература.