Пример комментария к тексту




(1)Мне не раз доводилось бывать в покинутых русских деревнях. (2)Ох, какое это зрелище! (3)К нему не притерпеться, не привыкнуть. (4)Я, во всяком разе, не смог. (5)Ведь некоторым сёлам, которые так поспешно, охотно, вроде бы с облегчением списывали со счёта, — тыща лет! (6)А может, и более. (7)И самое печальное зрелище — это оставленная, заброшенная русская изба, человеческое прибежище. (8)Я заглянул в окно покинутой избы. (9)В ней ещё не побывали городские браконьеры, и три старенькие иконы тускло отсвечивали святыми ликами в переднем углу. (10)Крашеные полы в горнице, в середней и в кути были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой, верх печи был задёрнут выцветшей ситцевой занавеской. (11)На припечке опрокинуты чугунки, сковорода, в подпечье — ухваты, кочерга, сковородник, и прямо к припечью сложено беремя сухих дров, уже тронутых по белой бересте пылью. (12)В этой местности дрова заготавливают весной, большей частью ольховые и берёзовые. (13)3а лето они высыхают до звона, и звонкие, чистые поленья радостно нести в дом, радостно горят они в печи. (14)3десь жили хозяева! (15)Настоящие. (16)Покидая родной дом из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации, они не теряли веры, что в их дом кто-то придёт не браконьером и бродягой - жителем придёт, и с крестьянской обстоятельностью приготовили для него всё необходимое... (17)Затопи печь, путник или новопоселенец, согрей избу — и в ней живой дух поселится, и ночуй, живи в этом обихоженном доме. (18)А через дорогу, уже затянутую ромашкой, травой-муравой, одуванчиком и подорожником, изба распахнута настежь. (19)Ворота сорваны с петель, створки уронены, проросли в щелях травой, жерди упали, поленницы свалены, козлина опрокинута вниз «рогами», валяются обломок пилы, колун, мясорубка, и всякого железа, тряпья, хомутов, колёс — ступить некуда. (20)В самой избе кавардак невообразимый. (21)На столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели. (22)Меж ними птичий и мышиный помёт, на полу иссохшая и погнившая картошка, воняет кадка с прокисшей капустой, по окнам горшки с умершими цветами. (23)Везде и всюду грязное перо, начатые и брошенные клубки ниток, поломанное ружьё, пустые гильзы, подполье чёрным зевом испускает гнилой дух овощей, печка закопчена и скособочена, порванные тетради и книжки валяются по полу, — отсюда не выселялись, помолясь у порога и поклонившись покидаемому отеческому углу, здесь не было памяти, отсюда отступали, и жительница этого дома небось плюнула с порога в захламлённую избу с презрением: «(24)Хватит! (25)Поворочала! (26)Теперь в городе жить стану, как барыня!»

пример комментария из сочинения ученика:

«Раскрывая проблему отношения к родному дому, В.П. Астафьев показывает две покинутые избы. В одном жилище порядок как снаружи, так и внутри: «Крашеные полы…были чисто вымыты, русская печь закрыта заслонкой…», «…сложено беремя сухих дров…» (предложения 10-13). Приведенный пример говорит об уважительном отношении бывших жильцов к своей избе. Даже покидая её, они не смогли после себя оставить разруху, потому что с родным домом связаны воспоминания о годах, прожитых в нем.

Другой же дом выглядит совершенно иначе (хоть и расположен всего лишь через дорогу): «Ворота сорваны с петель…», «на столе после еды всё брошено, чашки, ложки, кружки заплесневели». Скорее всего, хозяев не волновала судьба этого жилища, здесь мы не видим искренних чувств по отношению к родному дому. Из второй избы не уходили, а «отступали». И оставили после себя беспорядок, который говорит о душевной черствости хозяев, об их равнодушии к родному уголку, об отсутствии памяти.

Противопоставляя два дома, автор показывает разное отношение людей к месту, в котором они прожили часть своей жизни. Противоположные примеры помогают читателю понять, что облик родной избы зависит от характера человека, его моральных принципов».

пример комментария (по тексту демоверсии ЕГЭ 2021 года):

«Раскрывая проблему любви к Родине, В.А. Солоухин утверждает, что «чувство это действительно сложное». Ведь оно вмещает в себя историю народа, его культуру, прошлое и будущее страны (смотрите предложение 4). Этот пример показывает многогранность любви к Родине, говорит о том, что это чувство в силу его сложности человек способен осознать не сразу, а с течением времени.

Дополняя свои рассуждения, автор утверждает, что на первом месте в сложном чувстве любви к Отечеству находится любовь к природе. Действительно, для каждого из нас Родина - это природа того места, где мы живем. Например, человек, родившийся в горах, не может не восхищаться ими, ненец-оленевод любит тундру. И вот из этих многих «примет и признаков» и складывается любовь к Родине.

По-моему, второй пример дополняет первый и позволяет автору наглядно показать, что любовь к Родине – сложное чувство, в основе которого, в первую очередь, лежит любовь к родной природе».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: