Уроки 133–134. Сельма Лагерлёф «В Назарете»




Уроки 133–134. Сельма Лагерлёф «В Назарете»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с содержанием библейских сказаний; научить анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков; развивать у учащихся умение делать логические выводы из прочитанного, обогащать их словарный запас; формировать понятие об основных нравственных категориях; воспитывать стремление жить в добре, милосердии, любви
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Сельмы Лагерлёф «В Назарете»; научатся: анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков, делать логические выводы из прочитанного, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру Метапредметные: Познавательные: предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Образовательные ресурсы: презентация «Знакомство с Библией», аудиомагнитофон, кассета с музыкальным сопровождением фильма «Профессионал», портрет Сельмы Лагерлёф, иллюстрация с изображением зеленщика, Иисуса и Иуды, характеристическая таблица, таблицы для словарной работы (гора Фавора, нимб, Иисус, Мария, Иуда…), цветная фотокопия иконы Владимирской Божьей Матери, цитаты к уроку, заповеди из Евангелия, Библия, Евангелие, текст легенды

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Почему вы нарисовали именно этот рисунок? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Показывают свои рисунки и рассказывают, что хотели изобразить Осуществлять актуализацию личного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Сегодня мы с вами отправимся по самому благородному пути вместе со шведской писательницей Сельмой Лагерлёф с одной очень важной целью. Наша цель – рассуждая о поступках и характерах героев, попытаться отыскать правду, истину. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Читает произведение. – Что особенно взволновало вас в библейском сказании «В Назарете»? – Чему учит нас это библейское сказание? Почему вы так решили? – Как вы считаете, в чем главная мысль этого сказания? – Вы прочитали легенду. Кто ее герои? – Сведения об Иисусе и его учении донесли до нас исторические документы. Это Евангелие и Библия. – Но сюжета нашей легенды нет в Библии, хотя он очень похож на библейский. Действие происходит в Назарете, городе, где родился Иисус Работают с толковым словарем. Гора Фавора – место, где преобразился, проявил свою божественную сущность Иисус. Нимб – золотой круг над головой, символ святости. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Иисус, Иуда, Мария Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
IV. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Какую работу выполняют мальчики Иисус и Иуда? – Где взял глину Иисус? – Разве Иисус просил горшечника об этом? – Где взял глину Иуда? – Что можно сказать об Иисусе, какой он? – Почему Иуда не попросил глины у горшечника? Прочитайте, как он это делал.   – Что можно сказать об Иуде, какой он? – Оба мальчика делают одно и то же – лепят из глины птичек. Значит, и птички у них должны получаться одинаковые? – Прочитайте, какие птички получились у Иуды? – А у Иисуса?   – Почему такими разными получились птички у Иисуса и Иуды? – С кем поделился радостью Иисус?   – Он с такой добротой и любовью отозвался на просьбу зеленщика рассказать о своих птичках, что мы можем понять еще одну черту характера Иисуса. Какой Он? – А как ведет себя Иуда? Прочитайте. – Какое чувство вызывает он у зеленщика? – А куда исчезло чувство радости? – Давайте подумаем, почему зеленщик обратился с рассказом о своих птичках к Иисусу, а не к Иуде? – Как изображено то, что Иисус необычный мальчик? – Обратите внимание на жесты Иисуса и Иуды. Кроме того, Иисус как бы светится изнутри, а Иуда хмур и неприветлив. – Итак, наступает вечер. В какой цвет окрашивают солнечные лучи все вокруг? – Красный цвет – символ красоты, жизни. Как думаете, почему Иисус решил окрасить своих птичек в этот цвет? – А вас не удивило то, чем Он окрашивает своих птичек? – Разве это обычный луч? Как догадались? – Почему луч помогает Иисусу и ускользает от Иуды?   – Как думаете, о чем догадался вскрикнувший от удив-ления Иуда, увидев, что Иисус красит своих птичек лучом? – Какое чувство испытал Иуда, увидев теперь птичек Иисуса? – Какой, по-вашему, Иуда? – Что предложил Иуде Иисус, увидев его бедных птичек? – Верно, Иисус обратил внимание не только на своих, но и на птичек Иуды. – Как, по-вашему, какой он? – Прочитайте ответ Иуды на предложение Иисуса о помощи. – А теперь прочитайте, что делает Иуда со своими птичками, которых считает хорошими? – Действительно ли он считает своих птичек хорошими или кривит душой? – Но он ведь давит и почти всех птичек Иисуса. Прочитайте о том, как он вел себя при этом? – Каким видится вам Иуда теперь? Какой он? – Что же делать Иисусу? Гибнут его прелестные птички. – Но вспомним, как называют Иисуса? – Верно. И он спасает оставшихся птичек, оживляя их. Он совершает чудо. – Прочитайте, как ведет себя Иуда, увидев это. – А в чем его горе? Его страх?   – Прочитайте, о чем просит он Иисуса.   – Может ли Иисус так поступить? Как можно назвать человека, у которого, такое доброе, милое сердце? – Мы добрались до самого сложного момента в легенде. – Прочитайте, как относится Иуда к Иисусу. – Какие противоречивые чувства он испытывает?   – За что любил? За что поклонялся, то есть относился как к божеству? – За что ненавидел?   – Ребята, кто пришел и объяснил Иуде, что так, как он, поступать нельзя? – Послушайте, как она это делает. – Как Мария отнеслась к Иуде?   – Как называют Марию люди? – Верно, она заступается и за всех нас, когда мы просим ее о помощи. – А просим мы ее, обращаясь к иконам. Перед вами икона Владимирской Богоматери. Ребенок нежно ласкается к матери, а она бережно держит его на руках. На иконе Богоматерь с Христом. Мы узнаем об этом по золотым сияниям, нимбам. Одежды Христа светлые – это знак божественного. Богоматерь изображена в темно-вишневом покрывале (мафории), украшенном тремя золотыми звездами и золотой каймой с кистями. Это говорит о царственном достоинстве. А всмотритесь в лик Богоматери, тоже особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы. Она не похожа на обычных людей, которых мы встречаем в жизни. Это человек святой, то есть уподобившийся Богу. В 165 году из Византии в Киев привезли драгоценный дар – икону Богоматери. По преданию, написал ее евангелист Лука на доске того стола, за которым сидел Христос со своей Матерью. Юрий Долгорукий (князь Киевский) поссорился со своим сыном Андреем Боголюбским, который выкрал икону и привез ее во Владимир. В честь нее он построил Успенский Собор на реке Клязьма. И засияла в том храме икона и стала она называться Владимирской. Люди видели в ней свою защитницу, заступницу от врагов, считали, что благодаря иконе были побеждены булгары, выиграна Куликовская битва, побежден Тамерлан, Наполеон и Гитлер. – Она заступается и за всех нас Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. – Мальчики лепят птичек из глины.     – С ним поделился глиной Иисус. – Он добрый. – Не мог, так как знал, что горшечник зол на него. Он исподтишка разбивал посуду горшечника. – Иуда злой.   – У Иуды одна птичка уродливее другой. – У Иисуса птички гладкие и ровные, как листья дуба на горе Фавора. – Иисус вкладывает душу в своих птичек, лепит их с любовью и радостью. – Иисус поделился радостью с зеленщиком и водоносом.     – Он отзывчивый.     – Чувство досады, огорчения. – Чувство радости разрушил Иуда.   – У Иисуса над головой сияет нимб.   – В красный, пурпуровый, кровавый.   – Чтобы они стали еще более похожими на живых. – Он окрашивает птичек солнечным лучом.   – Луч ведет себя как живой. – Луч видит, что они по-разному относятся к своим птичкам. – О том, что Иисус может делать то, что не под силу ему, Иуде.   – Иуда испытывает зависть.   – Иуда завистливый. – Иисус предложил Иуде окрасить его птичек.   – Иисус внимательный. Работают с текстом. – Иуда давит их.   – Иуда хохотал.   – Иуда жестокий. – Иисус плачет.   – Спаситель.   – Иуда боится, что Иисус поступит с ним так же жестоко. – Иуда просит Иисуса раздавить его, как сам он давил птичек. – Иисус милосердный.     – Иуда любил Иисуса, поклонялся ему и ненавидел. – Иуда видел необыкновенные способности Иисуса. – Иуда хотел быть как Иисус и не мог таким стать.   – Мария разговаривала с Иудой. Она его жалеет. – Мария-заступница.     Заполняют таблицу.
Иисус Иуда
Добрый. Внимательный. Отзывчивый. Милосердный Злой. Завистливый. Хитрый. Жестокий
Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
V. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Подготовить пересказ произведения. Написать сочинение на тему «Дорога, которую я выбираю» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? Как думаете, удалось ли нам вместе с С. Лагерлёф отыскать истину? В чем она? Попробуйте начать свой ответ со слова «нельзя». – А теперь со слова «нужно». – А вот истина, которую оставил людям Иисус. Прочитайте заповеди на доске: 1. Все у вас да будет с любовью. 2. Будьте в мире со всеми людьми. 3. Будьте почтительны. 4. Побеждайте зло добром. – Помните, что перед каждым из нас две дороги: дорога Добра и дорога Зла. Человек свободен в выборе своего пути, своей дороги. Конечно, всегда идти дорогой добра и жить по совести трудно и очень трудно, но надо постараться. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: