Самоопределения
11.1. Понятие профессионального самоопределения
11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения
11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения
Понятие профессионального самоопределения
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Самоопределение личности, личнОстное самоопределение – самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.
Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения[1].
Процесс профессионального самоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений[2].
Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:
гностический – перестройка сознания и самосознания;
практический – реальные изменения социального статуса человека.
Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития. Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирования профессионала. Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.
|
Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:
как серию задач, которые ставит общество перед личностью и которые ей следует решать;
как процесс поэтапного принятия решения, посредством которого человек формирует баланс между собственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;
как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.
С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров[3]).
Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределения по своей сути являются критериями оценки профессиональной пригодности.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и личностного самоопределения.
|
Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.
По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:
Профессиональное самоопределение | Личностное самоопределение |
более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); больше зависит от внешних (благоприятных) условий | более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям, пока еще не выдают); зависит от самого человека, и часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи) |
Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочтительнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в трудные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопределение часто обрекает человека на настоящее одиночество, непонимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше осторожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональному самоопределению).
|
профориентация – широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация [4].
ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении[5].
КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия[6].
КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения[7].
КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу [8]) – определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)[9].
Профессиональный выбор – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.
Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера рассматривается как «чередующиеся выборы»).
Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой аспект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием человеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысла самоопределения:
поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченными усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);
повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;
стремление к элитарности, которое в профессиональном самоопределении предполагают не только «престиж» и «высокий заработок», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Проблема лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса[10]:
1. Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
11.2. Психологические пространства профессионального
и личностного самоопределения
Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда сами могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают. Иногда профконсультационная помощь клиенту может заключаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.
Прежде чем назвать основные ориентиры самоопределяющегося человека, представим основные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни. Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карьера» предполагает постоянную смену различных жизненных ролей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу). Таким образом, часто человек выбирает не только данную профессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).
Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн[11] выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии.
жизненные сценарии – это программы поступательного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием родителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подробностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.
Основные типы сценариев (по Э. Берну):
«никогда не делаю»;
«делаю всегда»;
«ни разу не делал раньше»;
«не буду делать (сделаю потом)»;
«делаю вновь и вновь»;
«буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».
На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победители
непобедители
неудачники.
Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых нередко и состоит жизнь многих людей:
Типы людей | «Игры» |
Неудачник | «Бесприданница», где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего; «Сизиф» или «начни сначала» |
Непобедитель | «Кому я нужен» |
Победитель | «Я прав!»; «Если не так, то иначе!» |
При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться строить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.
Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, многие люди выбирают не столько профессии, сколько определенный образ жизни и жизненный стереотип.
Стиль жизни – это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного человека.
Образ жизни – это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, общественная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жизни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.
В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы.
Социальная роль – это социальная функция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).
Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо социальном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).
Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и практики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом[12] архетипы.
архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт переживаний многих поколений, который «в процессе истории повторяется там, где свободно проявляется творческая фантазия» данного человека.
При этом «каждый шаг к более высокой сознательности», означающий «исполнение задачи, которую он обнаружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает сомнения и подозрения со стороны обычных людей. Иными словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллективного бессознательного) может расширить возможности самоопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.
Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределения можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессиональные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и личностного самоопределения можно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).
За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда[13] (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды:
реалистический тип (техника, мужские профессии) – Р;
интеллектуальный тип – И;
социальный – С;
конвенционный (знаковые системы, требующие структурированности) – К;
предпринимательский – П;
артистический – А.
Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспечивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личности и типов профессиональной среды