Тип личности | Тип профессиональной среды | |||||
Р | И | С | К | П | А | |
Р | ++ | + | -- | + | - | - |
И | + | ++ | - | - | -- | + |
С | -- | - | ++ | - | + | + |
К | + | - | - | ++ | + | -- |
П | - | -- | + | + | ++ | - |
А | - | + | + | -- | - | ++ |
Степень соответствия: «++ » - сильно соответствует; «+ » - соответствует;
«- » - не соответствует; «-- » сильно не соответствует
При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера[14] (1922) выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традиционной для эпохи СССР типологии Е.А. Климова отсутствует предпринимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется.
Таким образом, типологии профессиональной деятельности и, соответственно пространства самоопределения, во многом зависят от культурно-исторической среды.
Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в условиях нестабильности общей социально-экономической (и духовной) ситуации, например в условиях России «переходного периода»? Сложность вопроса в том, что ранее разработанные типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может существенно отстать от самого процесса изменений в стране. Известные зарубежные типологии тем более часто не учитывают специфику нашей страны. В этих условиях возможным выходом является либо построение какой-то «универсальной» типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Российская Федерация, тем более что «переходный период» к «светлой жизни» (или к «свету в конце тоннеля») сильно затянулся.
|
Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М.Р. Гинзбург[15], который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом жизненное поле – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее.
На основании этого М. Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения:
гармоничное –благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется;
стагнирующее –благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим;
беспечное – благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»;
бесперспективное – благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»;
негативное – неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности;
защитное – неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»;
фантазийное – неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»;
прагматичное – успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей;
|
гедонистическое – успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями;
зависимое – успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей;
бездуховное – успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, «эмоциональная уплощенность»;
пассивное – нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованность в настоящем;
невротичное – нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы;
бездейственное – нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний;
отсроченное – нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей.
Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм[16]. Он выделил два основных типа ориентации человека:
плодотворную ориентацию плодотворная ориентация рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на «успех», а «как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни. Мы имеем в виду характер человека, а не его успех». В итоге главная ориентация – это ориентация на самого человека, на самого себя. Плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную («человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит»).
|
неплодотворную ориентацию,подразделяющуюся на следующие виды:
Вид неплодотворной ориентации | Содержание |
Рецептивная | источник всех благ человека – вовне и главное для такого человека – получить его, чтобы человека «одаривали», «любили» и т.п.; вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе в важных вопросах человек проявляет пассивность и т. п.; |
Эксплуататорская | источник благ – вовне и главное для такого человека – забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; важен девиз: «краденый плод – самый сладкий»; |
Стяжательская | благо – у самого себя, в себе и главное для «стяжателя» – это сохранить свое благо от других, сэкономить; «сохранить» означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям; |
Рыночная | важно не само благо, а его «меновая стоимость» на «рынке личностных ценностей»; материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а «от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование»; «человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром; идентичность человека самому себе понимается как единство человека и его дела: «я то, что я делаю»; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделаются: «я то, чего изволите» |
Представленные выше варианты «пространств» самоопределения и выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор «вот этой», данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Нам представляется, что и при решении профориентационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном «поле», «пространстве» смыслов самоопределения в конкретном труде.
Другой вопрос, каким образом лучше проводить такую нетрадиционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла[17], предложившего метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны человеческой жизни.
Заметим также, что психологические пространства самоопределения могут быть:
субъективными – представленными в сознании данного человека;
объективными (общепринятыми) как реально существующие возможности выборов, осознаваемые различными людьми.
Проблема профессионального консультирования состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения:
субъективные пространства – выделяемые и «желаемые» самим клиентом;
реально существующие пространства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).