И типов профессиональной среды




 

Тип личности Тип профессиональной среды
Р   И С К П А
Р   ++ + -- + - -
И + ++ - - -- +
С -- - ++ - + +
К + - - ++ + --
П - -- + + ++ -
А - + + -- - ++

 

Степень соответствия: «++ » - сильно соответствует; «+ » - соответствует;

«- » - не соответствует; «-- » сильно не соответствует

 

При сравнении различных типологий становится заметно, что в основе этих типологий лежит та культурно-историческая среда, то общество, которое и определяет часто наличие разных типов людей, реализующих себя в конкретной трудовой и общественной деятельности. Например, у Э. Шпрангера[14] (1922) выделен религиозный человек, но уже в более современных типологиях такой тип отсутствует. Другой пример: в традицион­ной для эпохи СССР типологии Е.А. Климова отсутствует пред­принимательский тип, хотя в типологии Дж. Голланда такой тип имеется.

Таким образом, типологии профессиональной деятельности и, соответственно пространства самоопределения, во многом за­висят от культурно-исторической среды.

Возникает интересный вопрос: на какие типологии опираться профконсультанту в ус­ловиях нестабильности общей социально-экономической (и ду­ховной) ситуации, например в условиях России «переходного периода»? Сложность вопроса в том, что ранее разработанные типологии отечественных авторов уже во многом не соответствуют данной ситуации, а построение новых типологий может су­щественно отстать от самого процесса изменений в стране. Извест­ные зарубежные типологии тем более часто не учитывают спе­цифику нашей страны. В этих условиях возможным выходом яв­ляется либо построение какой-то «универсальной» типологии, применимой для разных стран, народов и эпох, либо попытки все-таки осознать, что происходит в стране под названием Рос­сийская Федерация, тем более что «переходный период» к «свет­лой жизни» (или к «свету в конце тоннеля») сильно затянулся.

Интересную типологию самоопределения предложил отече­ственный психолог М.Р. Гинзбург[15], который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессио­нальное и жизненное самоопределение. При этом жизненное поле – совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования – актуального и потенциального, – охватывающего прошлое, настоящее и будущее.

На основании этого М. Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения:

гармоничное –благополучное настоящее при позитивном буду­щем; благополучие, психологическая коррекция не требуется;

стагнирующее –благополучное настоящее при негативном бу­дущем; страх перед будущим;

беспечное – благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»;

бесперспективное – благополучное настоящее; планирование бу­дущего при отсутствии его ценности как «вынужденное»;

негативное – неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности;

защитное – неблагополучное настоящее, позитивное планиро­вание будущего; «бегство в будущее»;

фантазийное – неблагополучное настоящее, позитивное буду­щее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о буду­щем»;

прагматичное – успешная самореализация при отсутствии цен­ностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проек­ция в будущее заимствованных ценностей;

гедонистическое – успешная самореализация при отсутствии цен­ностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов бу­дущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольстви­ями;

зависимое – успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планиро­вания; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимство­ванных ценностей;

бездуховное – успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негатив­ном будущем; практичность, «эмоциональная уплощенность»;

пассивное – нереализованные ценности в настоящем, позитив­ное планируемое будущее; нереализованность в настоящем;

невротичное – нереализованные ценности в настоящем, нега­тивное планируемое будущее; переживание невостребованности, отсутствие перспективы;

бездейственное – нереализованные ценности в настоящем, по­зитивное непланируемое будущее; уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний;

отсроченное – нереализованные ценности в настоящем, нега­тивное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализован­ных ценностей.

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профконсультанта типологию предложил Э. Фромм[16]. Он выделил два основ­ных типа ориентации человека:

плодотворную ориентацию плодотворная ориентация рассматривается не как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на «успех», а «как уста­новка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни. Мы имеем в виду характер человека, а не его успех». В итоге главная ориентация – это ориентация на самого человека, на самого себя. Плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную («человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит»).

неплодотворную ориентацию,подразделяющуюся на следующие виды:

Вид неплодотворной ориентации Содержание
Рецептивная источник всех благ человека – вовне и главное для такого человека – получить его, чтобы человека «одаривали», «любили» и т.п.; вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе в важных вопросах человек прояв­ляет пассивность и т. п.;
Эксплуататорская источник благ – вовне и глав­ное для такого человека – забрать эти блага силой или хитрос­тью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких бла­гах не нуждается; важен девиз: «краденый плод – самый сладкий»;
Стяжательская благо – у самого себя, в себе и главное для «стяжателя» – это сохранить свое благо от других, сэкономить; «сохранить» означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям;
Рыночная важно не само благо, а его «меновая стоимость» на «рынке личностных ценностей»; материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а «от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование»; «человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром; идентичность человека самому себе понимается как единство че­ловека и его дела: «я то, что я делаю»; идентичности противопостав­ляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделаются: «я то, чего изволите»

 

Представленные выше варианты «пространств» самоопределе­ния и выборов позволят, на наш взгляд, рассматривать не только традиционно понимаемые профессиональные выборы (например, выбор «вот этой», данной профессии или места работы), но и выбор того, каким человек хотел бы стать в ходе своей трудовой деятельности, ради чего вообще стоит трудиться. Нам представля­ется, что и при решении профориентационных задач профконсультант может и должен информировать клиента (молодого или уже взрослого) о возможном «поле», «пространстве» смыслов само­определения в конкретном труде.

Другой вопрос, каким образом лучше проводить такую нетра­диционную информацию? И здесь еще, видимо, предстоит поиск и создание специальных средств ценностно-нравственной, смысловой профконсультации. Интересны и перспективны в этом плане для профконсультации идеи и разработки В. Франкла[17], предложивше­го метод логотерапии для рассмотрения смысловой стороны че­ловеческой жизни.

Заметим также, что психологические пространства самоопреде­ления могут быть:

субъективными – представленными в созна­нии данного человека;

объективными (общепринятыми) как реально существующие возможности выборов, осознаваемые раз­личными людьми.

Проблема профессионального консультирова­ния состоит еще и в том, чтобы сделать предметом совместного с клиентом обсуждения:

субъективные пространства – выделяемые и «желаемые» самим клиентом;

реально существующие простран­ства профессиональных выборов, которые клиент поначалу может и не осознавать (или не принимать как значимые для себя).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: