Типы и уровни профессионального самоопределения




Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение про­должается на протяжении всей трудовой жизни человека, который постоянно уточняет для себя смыслы своего профессионального труда, соотнося их со смыслами всей своей жизни.

Условно можно выделить следующие основные типы самооп­ределения и их отличия:

Тип самоопределения Отличительные признаки
Профессиональное характерна большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и серти­фикатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т. п.); тре­буются благоприятные условия (социальный запрос, соответству­ющие организации, оборудование и т. п.)
Жизненное глобальность, всеохватность того об­раза и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной сре­ды; зависимость от экономических, социальных, экологичес­ких и других объективных факторов, определяющих жизнь дан­ной социальной и профессиональной группы
Личностное характерна невозмож­ность формализации полноценного развития личности (как уже |отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является... Личностью»); более подходят не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств

 

В современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «глав­ным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы вре­мени для личного развития. В свое время именно в этом видел К. Маркс сущность культурно-исторического прогресса, высво­бождающего все больше и больше (благодаря развитию производ­ственных сил и производственных отношений) свободного вре­мени для развития творческих способностей индивидов. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками ру­тинных видов профессиональной деятельности) станет для мно­гих людей основой их личностного самоопределения.

В каждом из основных типов самоопределения (профессио­нальном, жизненном и личностном) можно условно выделить подтипы, отличающиеся по критерию широты диапазона, по самим возможностям самоопределения. Поскольку вводится кри­терий «больше-меньше» (возможностей), то правомерно назвать эти подтипы уровнями возможностей самоопределения. Можно ус­ловно выделить по пять таких уровней отдельно для профессио­нального и отдельно для жизненного самоопределения. Поскольку по мере своего развития в какой-то конкретной деятельности человек одновременно реализует себя как личность, для лично­стного самоопределения выделяются отдельные уровни – уров­ни реализации имеющихся возможностей (по типам профессио­нального и жизненного самоопределения). Для наглядности все это отражено на рисунке 1.


 

Духовное самосовершенст­вование за рамками обыденных представлений  
Уровни возможностей профессионального самоопределения   Уровни возможностей жизненного самоопределения
Приобщение к культуре     Приобщение к глобаль­ным социокультур­ным и экологическим проблемам и идеям
Приобщение к своей профессии     Увлечение сложной и значимой идеей (за рамками конкретного хобби или занятия)
Приобщение к специальности     Увлечение конкретной идеей в рамках своего хобби или занятия
Приобщение к своей должности и трудовому посту     Решение отдельных жизненных вопросов
Приобщение к конкретным трудовым функ­циям и задачам     Реализация себя в отдельных умениях и талантах (не обяза­тельно связанных с решением важных жизненных вопросов)
   
Уровни реализации возможностей профессионального самоопределения Уровни реализации возможностей жизненного самоопределения
Духовная деградация  

 

Рисунок 1. Типы и уровни профессионального, жизненного и личност­ного самоопределения

 

Цифрами обозначены следующие уровни реали­зации возможностей:

1агрессивное неприятие деятельности по данно­му варианту по конкретному типу са­моопределения, демонстративное игнорирование и даже разруше­ние имеющихся возможностей;

2молчаливое избегание деятельности по данному вари­анту, лень и жизнен­ная пассивность;

3реализация стереотипных способов деятельности – работа только «по инструкции», в жизни это проявляется в стереотипизированныхи потому неизбежно по­шлыхспособах проведения досуга (пьянстве, сидении перед теле­визором, когда вместо реальной жизни человек уходит в вымыш­ленный мир и т.п.);

4стремле­ние усовершенствовать отдельные элементы деятельности по данному варианту (начало творчества), т. е. фактическое начало настоящего творчества, но в рамках традиционных способов жизнедеятельности. В жизни это проявляется в существенном изме­нении взаимоотношений с окружающими людьми, в поиске но­вых возможностейдля решения имеющихся жизненных проблем и т.п.;

5стремление усовершенствовать дея­тельность в целом (полноценное творчество) – кардинальное изменение не отдельных способов, а всего характера и даже цели своего труда, что часто вызывает непо­нимание окружающих и даже конфликты с ними, что, естествен­но, не каждому по плечу, не каждому дано. В жизни это может выражаться в существенном изменении всего образа жизни, по­иске принципиально новых подходов к решению важных жизненных проблем и т. п.

На представленной схеме обозначены отдельными (вертикаль­ными) стрелочками также варианты, когда человек находит для себя возможность реализовать свой творческий потенциал за рамками общепринятых представлений (стрелка, направ­ленная вверх). Стрелка, направленная вниз, указывает на потенциальную возможность духовной и личностной деградации, когда профессионал буквально расходует себя на различные «мелочи жизни» и теряет более значительную и оптимистичную перспективу своего раз­вития.

Ф.Э Зеер[18] называет способы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности:

Возраст Стадии профессионального становления Способы профессионального самоопределения
Дошкольное детство (до 7 лет) - Профессионально-ролевые игры
Младший школьный возраст (до 11 лет) - Профессиональные индукции
Подростковый возраст (до 15 лет) Первичная амбивалентная оптация Профессионально окрашенные фантазии
Романтически окрашенные профессиональные намерения
Ранняя юность (до 18 лет) Вторичная реалистическая оптация Ситуативный выбор учебно-профессионального направления
Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки
Юность (до 23 лет) Профессиональное образование и профессиональная подготовка Самоопределение в учебно-профессиональном поле
Молодость (до 27 лет) Профессиональная адаптация Кристаллизация профессиональной направленности
Первичная профессионализация Самоопределение на конкретном рабочем посту
Зрелость (до 33 лет) Вторичная профессионализация Самоопределение в профессии
Зрелость (до 60 лет) Профессиональное мастерство Самоопределение в профессиональной культуре
Пожилой возраст (до 75 лет) Менторинг[19] - наставничество Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни

 

Таким образом, проведенный анализ различных подхо­дов к изучению профессионального и личностного само­определения и его роли в формировании и проявлении профессиональной пригодности субъекта деятельности позволяет сделать ряд выводов:

самоопределе­ние представляет собой процесс и результат смысловых и ценностных ориентации личности, ее жизненных позиций и установок и критериев личного отношения к событиям и явлениям жизни, стратегий поведения в типовых и кризис­ных ситуациях и т. п.;

самоопределение выступа­ет в качестве механизма детерминации поведения, и в этом отношении его следует рассматривать как регулятор трудо­вой активности человека, уровня трудовых достижений и, следовательно, степени профессиональной пригодности;

с позиций реализации такой функции самоопре­деления личности, как поиск смысла, можно говорить о его роли в формировании чувства необходимости, удовлетво­ренности (неудовлетворенности) процессом и результатом профессиональной деятельности, чувства (и степени) кри­тичности в своем отношении к конкретному трудовому про­цессу, что в свою очередь отражает уровень профессионализации личности;

самоопределение выступает в качестве механизма образной регуляции процесса становле­ния профессионала на основе формирования и сопоставле­ния представлений о себе как профессионале и профессио­нале-эталоне – чем адекватнее в действительности эти образы и активнее поведение в целях достижения эталона, тем более благоприятен прогноз высокой пригодности;

функция самоопределения по интеграции разно­образных форм трудовой активности, являясь фактором профессионального развития личности, также обуславлива­ет процесс формирования профессиональной пригодности субъекта деятельности.

Вопросы для самопроверки:

o Дайте определения понятий: профориентация, профконсультация, профессиональное самоопределение, личностное самоопределение, карьера.

o Чем, на Ваш взгляд, отличаются понятия «карьера» и «карьеризм»?

o В чем различия профессионального и личностного самоопределения?

o В чем смысл Вашего профессионального самоопределения?

o В чем смысл Вашего личностного самоопределения?

o Что такое жизненные сценарии и какой тип сценария, на Ваш взгляд, является оптимальным? К какому типу людей по типологии Э. Берна относитесь Вы?

o Дайте определения понятий: стиль жизни, образ жизни, социальная роль, социальный стереотип, архетип.

o Проанализируйте, с точки зрения будущей профессиональной деятельности, степень соответствия типа Вашей личности и типа профессиональной среды, если местом Вашей работы будет:

а) исследовательский институт проблем психологии труда;

б) органы социальной защиты и поддержки населения;

в) коммерческая структура.

o Какой, по Вашему мнению, вид ориентации человека (по классификации Э. Фромма) преобладает в среде предпринимателей?

o Назовите отличительные особенности профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Литература:

  Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: ПЕР СЭ, 2006
  Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
  Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
  Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
  Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004
  Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 


[1] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 330-331

[2] Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004, С. 30

[3] Бодров Вячеслав Алексеевич – зав. лабораторией инженерной писхологии и эргономики Института психологии РАН. Засл. деят. Науки и техники РФ, доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии совета Министров СССР и премии им. С.Л. Рубинштейна.

[4] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328

[5] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 328

[6] Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С.173

[7] Словарь русского языка С.И. Ожегова. – М.: Рус.яз., 1984, С. 231

[8] (Дональд Сьюпер) - Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006? C. 369, 478 (Super D.E.) – см. Лекция 9, С. 6

[9] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 329

[10] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 105

[11] Бёрн Эрик (1910-1970) – американский психотерапевт и психолог, создавший на основе развития некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» (лекция 9)

[12] Юнг Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог, психиатр, культуролог, тесно сотрудничал с Фрейдом, но впоследствии отошел от него, создав свой вариант психоанализа – аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, алхимиков и т.п., Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психике человека коллективного бессознательного, содержание которого не приобретается в индивидуальном жизненном опыте субъекта, а существует в душе уже при рождении в виде архетипов, которые унаследованы от предков. Юнг известен также своей типологией характеров

[13] Голланд Джон – исследовал и предложил теорию выбора карьеры, методику по определению профессиональных типов – способностей человека в различных областях деятельности

[14] Шпрангер Эдуард (1882-1963) – немецкий философ, психолог, педагог

[15] Михаил Романович Гинзбург - профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской Академии Образования, член докторского Ученого Совета факультета психологии Московского Государственного Университета; гипнотерапевт, один из лучших российских тренеров по эриксоновскому гипнозу, редактор многих книг, связанных с эриксоновским гипнозом, а так же практик и инструктор Чжун-юань цигун

[16] Фромм Эрих (1900-1980) – всемирно известный нем.-американский психолог, философ, социолог, создатель «гуманистического психоанализа», приемы которого призваны ликвидировать имеющуюся дисгармонию между человеком и природой и «оздоровить» общество

[17] Франкл Виктор (род. 1905) – амер. психолог и психиатр. Пройдя школу психоанализа Фрейда, критически пересмотрел его постулаты и пришел к выводу, что основной движущей силой развития личности – стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства. Цель психотерапевта – помочь пациенту обрести смысл своего существования, что может быть сделано при условии активного включения человека в многообразный поток жизни. Эти идеи, получившие эмпирическое подтверждение в собственной клинической практике Франкла, а также в опыте выживания людей в условиях немецких концлагерей, в которых Франкл находился в качестве заключенного во время Второй мировой войны, воплотились впоследствии в концепции логотерапии – одном из влиятельных и перспективных направлений в психотерапии

[18] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 116

[19] Ментор – [гр. Mentor – имя воспитателя Телемака, сына Одиссея в Гомеровской поэме «Одиссея»] - руководитель, наставник, воспитатель (Словарь иностранных слов. – М.: Русс яз., 1989, С. 311



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: