Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и - ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть т у флей – не «т у флем»), родом существительного (красного платья – не «платьи »), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
|
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет.
Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет.
Речь. Речевая деятельность. Текст.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
4. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | |||
по плану | факти-чески | по плану | фактически | |||
I четверть (4часа) Язык и культура (4 часа) | ||||||
1/1 | Из истории русского литературного языка | 02.09-013.09 | 06.09.2019 | |||
2/2 | Диалекты как часть народной культуры | 16.09-27.09 | 20.09.2019 | |||
3/3 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 30.09-11.10 | 04.10.2019 | |||
4/4 | Особенности освоения иноязычной лексики. | 14.10-25.10 | 18.10.2019 | |||
II четверть (4 часа)Культура речи (4 часа) | ||||||
5/1 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 04.11-15.11 | ||||
6/2 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 18.11-29.11 | ||||
7/3 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 30.11-13.12 | ||||
8/4 | Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет. | 16.12-27.12 | ||||
III четверть (5 часов) Речь. Речевая деятельность. Текст (7 часов) | ||||||
9/1 | Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | 13.01-24.01 | ||||
10/2 | Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. | 27.01-07.02 | ||||
11/3 | Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». | 10.02-21.02 | ||||
12/4 | Учебно-научный стиль. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). | 24.02-06.03 | ||||
13/5 | Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. | 09.03-20.03 | ||||
IV четверть (4 часа) | ||||||
14/6 | Публицистический стиль. Устное выступление. | 30.03-10.04 | ||||
15/7 | Язык художественной литературы. Описание внешности человека. | 13.04-24.04 | ||||
Подведение итогов (2 часа) | ||||||
16/1 | Тест | 27.04-08.05 | ||||
17/2 | Итоговый урок | 11.05-27.05 | ||||
|