Основные лексические нормы современного русского литературного языка.




Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и - ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть т у флей – не «т у флем»), родом существительного (красного платья – не «платьи »), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет.

Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

 

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

4. Календарно-тематическое планирование.

 

№ п/п Тема урока Количество часов Дата
по плану факти-чески по плану фактически
I четверть (4часа) Язык и культура (4 часа)
1/1 Из истории русского литературного языка     02.09-013.09 06.09.2019
2/2 Диалекты как часть народной культуры     16.09-27.09 20.09.2019
3/3 Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.     30.09-11.10 04.10.2019
4/4 Особенности освоения иноязычной лексики.     14.10-25.10 18.10.2019
II четверть (4 часа)Культура речи (4 часа)
5/1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.     04.11-15.11  
6/2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка.     18.11-29.11  
7/3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.     30.11-13.12  
8/4 Национальные особенности речевого этикета. Этика и речевой этикет.     16.12-27.12  
III четверть (5 часов) Речь. Речевая деятельность. Текст (7 часов)
9/1 Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.     13.01-24.01  
10/2 Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.     27.01-07.02  
11/3 Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».     10.02-21.02  
12/4 Учебно-научный стиль. Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).     24.02-06.03  
13/5 Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.     09.03-20.03  
IV четверть (4 часа)
14/6 Публицистический стиль. Устное выступление.     30.03-10.04  
15/7 Язык художественной литературы. Описание внешности человека.     13.04-24.04  
Подведение итогов (2 часа)
16/1 Тест     27.04-08.05  
17/2 Итоговый урок     11.05-27.05  
             

 

СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла протокол № ___   30 августа 2019 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________________ О. Е. Соколова   30 августа 2019 г.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: