I. Задания для самостоятельной работы
По первому, второму, третьему, четвертому вопросам: изучить рекомендованные законодательные акты, учебную литературу и на этой основе (в пределах вопросов Рабочей программы по теме 3.1):
1) приобрести общие знания о понятиях:
«оперативно-розыскная деятельность», «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», «оперативное подразделение», «оперативный работник», «руководитель оперативного подразделения», «руководитель органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность», «конфидент»;
«предварительное расследование», «орган предварительного расследования», «дознание», «орган дознания», «дознаватель», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания»; «предварительное следствие», «следственный орган», «орган предварительного следствия», «следователь», «руководитель следственного органа»;
2) приобрести общие знания:
о правовой основе, целях, задачах, функциях, принципах организации и деятельностиорганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о понятии и системе оперативно-розыскных мероприятий; о компетенции оперативных подразделений, их полномочиях и правовых формах борьбы с преступностью; о системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о полномочиях оперативного работника, начальника оперативного подразделения; о системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в системе Федеральной таможенной службы Российской Федерации.
о правовой основе, целях, задачах, функциях, принципах организации и деятельности органов дознания и органов предварительного следствия; о компетенции органов дознания и органов предварительного следствия, их полномочиях и правовых формах борьбы с преступностью; о понятии и системе следственных и иных процессуальных действий и процессуальных решениях, используемых в деятельности органов дознания и органов предварительного следствия; о полномочиях дознавателя, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа; о системе органов дознания; о системе органов предварительного следствия; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации; о требованиях, предъявляемых к кадрам органов предварительного следствия, в том числе к кадрам Следственного комитета Российской Федерации.
|
3) разработать тезисы по вопросам семинарского занятия;
4) разработатьграфоаналитические таблицы: «Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», «Система оперативно-розыскных мероприятий», «Система органов дознания», «Система органов дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации», «Система органов предварительного следствия», «Система Следственного комитета Российской Федерации», «Система следственных действий»;
5)* составить фрагмент словаря юридических терминов и юридических понятий, с включением терминов и понятий, указанных выше в п.1;
6) прививать и развивать умения и навыки научного анализа законодательных актов и учебной литературы, рекомендованных для изучения Рабочей программой по теме 3.1;
|
7) прививать и развивать способности к дискуссионному обсуждению учебных вопросов, кратких тезисов и графоаналитических таблиц по теме 3.1;
8) подготовиться к дискуссионному обсуждению на групповом занятии вопросов по теме 3.1, подготовленных студентами кратких тезисов, графоаналитических таблиц.
Каждому студенту заочной формы обучения направить по электронной почте преподавателю для проверки и выставления оценок разработанные им: а) фрагмент словаря юридических терминов и понятий; б) графоаналитические таблицы.
Mail: mu1103@yandex.ru
II. План семинарского занятия
Форма обучения: очная
1. Понятие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в РФ, правовая основа организации и деятельности данных правоохранительных органов, их система.
2. Задачи, функции, принципы и компетенция органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Российской Федерации.
3. Полномочия должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Дискуссионное обсуждение вопросов учебного занятия совмещается с обсуждением подготовленных студентами тезисов и графоаналитических таблиц.
Подведение итогов занятия.
Сдача старостой учебной группы преподавателю для проверки и выставления оценок подготовленных студентами: а) тезисов, б) графоаналитических таблиц.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Первая часть первого вопроса практического занятия по теме 3.1: Чтобы разобраться с понятиями «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность», «органы дознания», «органы предварительного следствия», студентам следует прежде всего уяснить существо таких понятий, как «оперативно-розыскная деятельность», «дознание», «предварительное следствие» и формы их деятельности, для чего надо хотя бы в общих чертах познакомиться с положениями ст. 1-4, 6-11, 13-17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и статьями 38-41, 150, 152, 156, 157158, 162, 164, 171-174, 176-220 УПК РФ.
|
Понятие оперативно-розыскной деятельности предусмотрено ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Оперативно-розыскные мероприятия, их всего 14, они предусмотрены ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; посредством выполнения оперативно-розыскных мероприятий осуществляется оперативно-розыскная деятельность. Общее представление по данным вопросам студенты могут получить, познакомившись с содержанием 7-13 данного федерального закона.
Понятие об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в самом общем виде заключено в их названии. Таковыми являются те оперативные подразделения в системе соответствующих право-охранительных ведомств РФ, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
О системе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут узнать из ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Должностными лицами органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, являются: начальник данного органа, оперативные работники, непосредственно осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и начальники структурных подразделений органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (например, в системе МВД РФ таковыми являются: начальник уголовного розыска, начальник отдела (отделения) экономической безопасности и противодействия коррупции, начальник оперативно-розыскной части).
Предварительное расследование — это правовая (уголовно-процессуальная) форма правоохранительной деятельности, осуществляемая по уголовному делу посредством исследования обстоятельств совершенного преступления. Материалы уголовного дела являются основанием для судебного разбирательства и осуществления акта правосудия в порядке, в установленном УПК РФ.
Понятие «предварительное расследование» является родовым; его видовыми понятиями являются дознание и предварительное следствие.
Дознание — это одна из форм предварительного расследования преступлений; осуществляется по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).
Орган дознания — это государственный орган или должностное лицо, уполномоченное осуществлять дознание и другие формы досудебного производства (ст. 40, 140-149, 223-225 УПК РФ).
Должностными лицами органа дознания являются: начальник органа дознания, начальник специализированного подразделения дознания, дознаватели (см. ст. 40-41 УПК РФ).
Органы дознания — это совокупность органов дознания, указанных в статье 40 УПК РФ.
Систему органов дознания студенты могут познать, изучив положения ст. 40 УПК РФ.
П редварительное следствие — это одна из форм предварительного расследования преступлений.
Орган предварительного следствия (следственный орган) — это государственный правоохранительный орган, уполномоченный в соответ-ствии со ст. 140-220 УПК РФ осуществлять борьбу с преступлениями посредством производства следователями предварительного следствия.
Органы предварительного следствия — это совокупность следственных органов.
Систему органов предварительного следствия студенты могут установить из содержания: статей 38, 39, 151 УПК РФ; Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г.№ 1004; ФЗ от 3 апреля 1995 г. «О федеральной службе безопасности»; Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков: Утв. Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976.
Должностными лицами органа предварительного следствия являются: следователи, руководитель следственного органа, его заместители
Следственные действия. Дознание и предварительное следствие проводятся посредством выполнения следственных действий. Общие представления о системе следственных действий студенты могут получить, познакомившись со ст. 167-207 УПК РФ.
Процессуальные решения. Они имеют форму постановлений, указаний, санкций. С видами процессуальных решений студенты могут познакомиться из содержания ст. ст. 145, 146, 148, 171, 177, 182-186, 195, 183, 208, 212 УПК РФ.
Обвинительное заключение венчает предварительное следствие, а обвинительный акт — дознание (ст. 220, 225 УПК РФ). Производство дознания и предварительного следствия осуществляется под надзором прокурора, который принимает решение о направлении уголовных дел в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом (ст. 222, 226 УПК РФ).
Уголовно-процессуальная форма. Производство дознания и производство предварительного следствия осуществляются посредством применения уголовно-процессуальных форм, совокупность которых образует процессуальную форму досудебного производства по уголовному делу. Следственные действия, процессуальные решения, обвинительные заключения, обвинительные акты, иные процессуальные действия являются видами уголовно-процессуальной формы. Соблюдение уголовно-процессуальной формы является залогом законного проведения предварительного следствия и дознания.
Вторая часть первого вопроса практического занятия. Правовую основу организации и деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, студенты могут познать, изучив: п. «г», «о» ст. 71 и ст. 83 Конституции РФ; ст. 1-4, 6-17 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ст.10, 19 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 1, п. 2, 3 ч. 1 ст. 2, п. 1, 2, 9, 10, 12 ч. 1 ст. 12, п. 4, 9, 10 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции», ФЗ от 28. 12. 2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»; Положение о Следственном коми-тете Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 14.01. 2011 № 38; ст. 5, 16, 20-28, 38–41, 140–226 УПК РФ.
Второй вопрос практического занятия. О задачах, функциях, принципах, компетенции органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут получить общие представления из ст.2, 3, 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». О задачах, функциях, компетенции органов дознания и органов предварительного следствия студенты могут получить общие представления из ст. 6, 7, 9-14, 16-23, п. 4 ч. 2 ст. 38, 40, 40.1, 73-118, 140-161, 164-170, 176-214, 223-226 УПК РФ.
Третий вопрос практического занятия. О полномочиях должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, студенты могут получить общие представления из ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». О полномочиях должностных лиц органов дознания и должностных лиц органов предварительного следствия студенты могут получить общие представления из ст. 38-41 УПК РФ. Соответствующая информация по данным вопросам содержится в рекомендованной учебной литературе.
IV. Рекомендуемые источники