Стили педагогического общения




Педагогическое общение

В настоящее время проблема педагогического общения приобрела особую актуальность, так как она непосредственно связана с гуманистическими тенденциями, составляющими доминанту современного учебно-воспитательного процесса. Бесспорен и тот факт, что между продуктивностью педагогической деятельности, с одной стороны, и эффективностью педагогического общения, характером взаимодействия преподавателя со студентами, с другой, существует тесная взаимосвязь.

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, в то же время, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению, как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Чрезвычайно важно обеспечить формирование правильной системы взаимоотношений преподавателя и студентов, начиная с первого курса.

Неправомерен перенос школьных форм взаимоотношений учителей и учеников на ситуацию в вузе, в котором существуют принципиально иные формы обучения и контроля учебной деятельности, другая воспитательная среда.

Важным социально-психологическим фактором, который придает всему педагогическому общению положительную эмоциональную окраску, существенно влияющую на продуктивность учебно-познавательного процесса студентов, является чувство профессиональной общности у студентов и преподавателей вуза с самого начала процесса обучения.

Условно можно выделить четыре группы преподавателей с точки зрения интенсивности их общения со студентами:

Первую группу составляют те преподаватели, которые свое общение со студентами ограничивают узкими рамками сугубо деловых вопросов (учеба, дисциплина) и не стремятся к более близкому общению.

Вторую группу составляют преподаватели, стремящиеся к близкому общению со студентами, но не достигающие его по различным причинам (отсутствие достаточного времени, симпатии студентов, их не расположенность к преподавателю).

К третьей группе относятся те преподаватели, которые с уважением относятся к студентам, пользуются их доверием и симпатией, но по разным причинам общение с ними не имеет регулярного характера. Однако, в случае возникновения у студентов определенных трудностей, они обращаются именно к этому преподавателю.

Четвертая группа преподавателей. К ней относятся те, которые постоянно общаются со студентами. Их общение при этом отличается высокой степенью доверительности и интенсивности. Важнейшим условием этого является доверие студентов к преподавателю. Доверие обусловлено его высоким профессионализмом и личностными качествами, такими как честность, порядочность, требовательность, справедливость и отзывчивость.

Педагогическое общение может носить фронтальный и диадический характер, то есть, осуществляться в групповой или индивидуальной форме.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения, определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Анализ первых профессиональных шагов работы молодых преподавателей и учителей обнаруживает такое явление как «педагогический импринтинг» (первичное запечатление). Оказывается, результаты первых контактов с учащимися определяют выбор направления, по которому в дальнейшем будет проходить эволюция профессионального общения. Причём, возможны не только эволюция, но и становление общения от пассивно-информативного стиля, к авторитарно-монологическому, или доверительно-диалогическому.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют в отношении учащихся поверхностную включаемость в ситуации общения, авторитарность и навязывают свои способы поведения.

У педагогов с центрацией на «другом» - проявляется неосознанная подстройка к учащимся, доходящая до заигрывания и подчинения, создавая пассивное инициирование их активности.

Педагоги, с гуманистической центрацией («я - другой»), чаще проявляют устойчивое желание строить общение («на равных») и развивать дальнейшие взаимодействия в диалоговой форме.

 

Стили педагогического общения

Высшая школа выступает в качестве средства удовлетворения социальных потребностей, обеспечивает профессиональную подготовку и совершенствование специалистов высшей квалификации.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году не­мецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни:

 

1. Авторитарный.

2. Демократический.

3. Попустительский.

 

Авторитарный стиль. Авторитарный преподаватель определял не только общие цели деятельности и задание, но и указывал способы выполнения его, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. (Такой подход снижает мотивацию деятельности, так как человек точно не знает ее конечных целей.)

Главной особенностью демократического стиля оказалось активное участие группы в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации. В результате у участников развивалась уверенность в себе, и стимулировалось самоуправление.

Главная особенность попустительского стиля руководства заключалась в том, что педагог самоустранился от ответственности за происходящее.

Судя по результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего. Наиболее распространенной классификацией стилей руководства, в полной мере относящейся к педагогической деятельности, является классификация, выделяющая авторитарный, демократический и попустительский стили.

Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев, оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами, взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

В качестве пример, рассмотрим более современную классификацию стилей педагогического общения, предложенную известным психологом, Виктором Абрамовичем Кан-Каликом.

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Причем, в высшей школе интерес в общении стимулируется общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. Такой стиль ближе к демократическому стилю общения.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако, следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае, во взаимоотношениях прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании, со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя, его можно отнести к авторитарному стилю общения.

5. Общение-заигрывание, характерный стиль молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение, в большинстве случаев, обеспечивает лишь ложный авторитет. Такой стиль общения может стать попустительским стилем общения.

Чаще всего, в реальной педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я – концепции» ученика, студента, на развитие уверенности в себе, в своем потенциале, что особенно важно на этапе школьного обучения, так как студенты, вчерашние школьники, осваивающие новое социально-психологическое пространство - вуз. Адаптироваться в новых условиях значительно проще студенту с устойчивой самооценкой и позитивным настроем на личностный рост.

Итак, педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет (в прямой или косвенной форме) свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе и преподавательской среде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: