Эффект «Пигмалиона» в педагогике




 

На этапе формирования и развития личности (период школьного обучения и ранее) преподаватели могут внести большой вклад в развитие положительной самооценки и веры в себя у своих учеников, или способствовать формированию неуверенности в себе.

Об этом свидетельствуют результаты классического эксперимента, проведенного в американской школе психологом Р. Розенталем в 1966 году.

Психолог Р.Розенталь протестировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста, и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем, именно они покажут наиболее высокие результаты в учебе.

В конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты этого эксперимента свидетельствуют, что «Я-концепция» ученика зависит от социального окружения, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям.

Первое направление: учитель верил, что ученик, в самом деле, способный, и начинал различать в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным. Открыв такие способности, он неоднократно даёт ученику положительную вербальную оценку; а похвала стимулирует положительное отношение ученика к себе, веру в свои силы.

Второе направление: вера педагога в успех ученика позволила ему видеть в нём наиболее способного в учебном процессе. Это отразилось в его общении с учеником не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия, которое позволило эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви.

В противном случае, отрицательное отношение учителя к ребёнку запустило бы тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок плохо стал бы относиться к себе, а педагог, тем самым, заложил бы основу его будущего комплекса неполноценности.

Известно, что самореализующееся пророчество может легко привести к возникновению симпатии или антипатии. Исследователи Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Розенталя и провели следующий эксперимент.

Группу студентов обычного американского колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой образовавшейся паре, выбранный совершенно случайно, получал специальную конфиденциальную информацию: некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым наоборот — что не нравятся.

Эффект «Пигмалиона» в педагогике, как и ожидалось, сработал совершенно четко. Парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали американские исследователи, те студенты, которые ранее считали, что нравятся своему партнеру, вели себя сами гораздо приятнее по отношению к партнёру.

Эффект «Пигмалиона» проявился в педагогике и в психологии так, что студенты были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и, в целом, их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того, те из студентов, кто считал, что они нравятся своему партнеру, действительно, в реальности нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть, исследуемые партнёры проявляли четкую тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Относясь к людям так, как будто они могут достичь всего желаемого, ожидая от них только лучшего, возможно, зарядить их этим позитивом, что, в свою очередь, позволит им поверить в свои силы и добиться желаемого.

Данный феномен говорит о том, что человек, твердо уверенный в правдивости той или иной информации, начинает бессознательно подстраиваться под ситуацию, тем самым, давая этой информации реальное подтверждение, то есть, производя цепочку бессознательных действий, которые направлены на достижение конкретного осознаваемого результата.

Содержание и структура педагогического общения

Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения. Многочисленные исследования ученых и практика показывают, что молодые педагоги, начинающие свою педагогическую деятельность, испытывают трудности в налаживании педагогического общения, взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов, а именно к ней студенты предъявляют значительные требования.

Чтобы овладеть основами профессионально-педагогического общения со студентами, необходимо знать его содержательные и процессуальные характеристики.

Педагогическое взаимодействие – творческий процесс: решение учебно-воспитательных и педагогических задач, организация межличностных отношений на различных уровнях. Если взять устойчивые формы вузовской учебной деятельности (лекцию, семинар, практические занятия, лабораторные работы, курсовые работы, дипломы), то процесс подготовки к ним и их проведение включают в себя определенную коммуникативную структуру, которая требует творческого подхода.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: