Профессия преподавателя относится к типу «человек-человек», в которых общение выступает главным средством и условием успешной реализации.
Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза – формирование личности специалиста, этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского общения в звене «преподаватель-студент» качественно отличается от школьного самим фактом общей профессии, что, в значительной мере, способствует снятию возрастного барьера общения.
В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:
1) взаимоотношения ведомый - ведущий;
2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.
Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания педагогом партнерства в деятельности студентов, трудно вовлечь их в самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом.
Наиболее плодотворный процесс вузовского воспитания и обучения обеспечивается надежно выстроенной на вузовском уровне системой взаимоотношений.
Основные требования к отношениям «преподаватель - студент», «студент - студент» можно сформулировать следующим образом:
• взаимодействие факторов сотрудничества и подчинения при организации воспитательного процесса;
• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
• ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и, тем самым, преодоление авторитарного воздействия;
• использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и, как основы педагогической и воспитательной работы.
Исследования по педагогике высшей школы подтверждают, что молодой человек, поступив в вуз, не сразу становится студентом по своим психологическим характеристикам. Вначале идет процесс адаптации к новым формам учебной деятельности, учебной дисциплине, социальному статусу, сказывается оторванность от семьи, новые бытовые условия. Чрезвычайно важно сформулировать правильную систему взаимоотношений студентов-первокурсников и профессорско-преподавательского состава.
Неправомерный перенос школьных отношений между учителем и учениками в вуз серьезно мешает дальнейшему процессу развертывания отношений студентов и преподавателей, а порой и деформирует структуру педагогического общения.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемому в повседневном общении. Формирование у педагога собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности и мастерства профессоров, доцентов и остальных членов вузовского коллектива.
Важной задачей начинающего педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами.
Его выработке способствуют такие приемы:
– включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
– создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
– совместная научно-исследовательская работа;
– совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
– участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, круглые столы).
Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного, к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения.
Задание для самоконтроля:
1. Какие стили педагогического общения вы знаете и в чем их особенности?
2. Как влияют различные стили на эффективность педагогической деятельности и общения?
3. В чём заключается специфика педагогического общения в вузе, приведите примеры и дайте обоснование своему ответу.
4. Подтвердите ответ на предыдущий вопрос результатами известных вам экспериментальных исследований.
5. Что вы понимается под педагогическим общением?
6. Каковы особенности педагогического общения у преподавателей различного уровня профессионализма?
7. Какова роль педагогического общения в развитии позитивной «Я-концепции»?
8. Что такое «эффект Пигмалиона» и в чем его педагогический смысл?
9. Какова структура эффективного и неэффективного педагогического поощрения?