САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2.




САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

ТЕМА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

ЦЕЛЬ: развивать навыки анализа текстов различных стилей и композиционно правильного составления устных и письменных текстов разных жанров и стилей по заданному содержанию.

ВОПРОСЫ

1. Понятие о функциональном стиле.

2. Научный стиль: сфера применения, цель, стилевые черты, жанры, языковые особенности.

3. Официально-деловой стиль: сфера его функционирования, жанровое разнообразие и языковые особенности.

4. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля.

5. Разговорный стиль: стилевые черты, языковые особенности.

6. Художественный стиль, его специфика.

ЗАДАНИЯ

ЗАДАНИЕ № 1. Заполните таблицу «Функциональные стили».

РЕКОМЕНДАЦИИ.Работая в таблице, формулируйте основные положения кратко и точно, без описательных конструкций. Перечисляя языковые особенности, приводите примеры Вашего направления подготовки.

  Сфера применения Цель Стилевые черты Жанры Подстили (если имеются) Языковые особенности
Научный стиль            
Официально- деловой стиль            
Публицистич. стиль            
Разговорный стиль            
Художествен. стиль            

ЗАДАНИЕ № 2. Укажите, в каких функциональных стилях преимущественно используются данные словосочетания.

Вариант 1. Прошу принять меры, спектр обсуждаемых вопросов, жемчужная смуглость щек, по данным социологического опроса, российский менталитет, довожу до вашего сведения, с сияющей улыбкой, одурели от первых лучей, валютный коридор, объект исследования.

Вариант 2. Метод правового регулирования, развесил уши, лучи угасших звёзд, смена масок, по просьбам читателей, направление эволюции, упрощение строения, эскалация конфликта, по истечении срока, получить по доверенности.

Вариант 3. Давай сфоткаемся, популистские меры, протест прокурора, актуальность исследования, вешать лапшу на уши, проведение эксперимента, добрая традиция, звезда сериалов, переживать подъём, колокольчик звонко плачет.

Вариант 4. Приумножить достигнутое, согласно утверждённому плану, государственные свершения, ввиду особых обстоятельств, топорная работа, установление зависимости длины, отец слесарничал, линия волны рентгеновских лучей, проскакал на розовом коне, синеокая красавица.

Вариант 5. Выявляя существенные признаки, клёвая жизнь, заверить подпись, во имя жизни на Земле, методика состава и расчёта, духовное воинство, разделать под орех, с учетом возрастания роли энергетических ресурсов, по причине отъезда, ночное светило.

Вариант 6. Определяя длину объекта, предъявить ордер, посвятить Отчизне, нижестоящие организации, робкое дыханье, позволяющая определить себестоимость продукции, Петра творенье, сокровенные мысли, передний край борьбы, малюсенький карапуз.

 

ЗАДАНИЕ № 3. Вставьте в книжные слова пропущенные буквы и запомните их написание.

Аб…нент, аген…ство, агрес…ия, ак…редитация, апел…яция, ат…естат, ат…аше, декл…рация, резюм…, пр…цедент, кон…юнктура, ульт…матум, ант…гонизм, ан…улировать, дилем…а, кор…упция, пр…зум…ция, эф…ективность, пр…амбула, пр…вил…егия, беспр…кословный, юрис…консульт, л…яльный, м…раторий, с…ртификат, бюл…етень, ком…юнике, пр…ступление, пр…своение, реном…, ад…кватный, ауди…нция, р…йтинг, квинт…ссенция.

ЗАДАНИЕ № 4. Установите значения фразеологизмов. Составьте с каждым фразеологизмом предложение. Дайте стилистическую характеристику каждому фразеологизму.

Вариант 1. 1) Крокодиловы слезы; 2) ввести в эксплуатацию; 3) в час по чайной ложке.

Вариант 2. 1) Верста коломенская; 2) бразды правления; 3) книга за семью печатями.

Вариант 3. 1) Козел отпущения; 2) калиф на час; 3) иметь место.

Вариант 4. 1) Кромешная тьма; 2) щекотливое положение; 3) пустить козла в огород.

Вариант 5. 1) Таскать каштаны из огня; 2) эзопов язык; 3) семь пятниц на неделе.

Вариант 6. 1) Святая святых; 2) на высшем уровне; 3) краем уха.

ЗАДАНИЕ № 5. Определите, к какому функциональному стилю относится каждый текст. Приведите не менее 10-ти доказательств.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Перечисляя доказательства, не забывайте об общих стилевых чертах (например, логичность, точность, образность, диалогичность и т.д.), а также о конкретных языковых особенностях (например, термины, суффиксы, приставки, деепричастные обороты, простые или сложные предложения и т.д.) того или иного стиля. При анализе языковых средств выписывайте конкретные примеры из Ваших текстов.

Вариант 1.

1) Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выступает его структурным компонентом и выполняет в нём определённую функцию: создаёт для кого-то питательные вещества, т.е. служит кормом и поставщиком энергии, или кого-то поедает сама. Все экологические популяции, входящие в один биогеоценоз, известным образом специализированы.

2) Я не знаю, в чьи руки попадет эта книга, чьи пытливые глаза побегут по её строкам. Но кто бы ни был ты, мой читатель, я хочу, чтобы ты полюбил великолепную науку – языкознание. Когда юноши и девушки нашей страны кончают среднюю школу, они обыкновенно попадают в положение этаких «витязей на распутье». Стоит камень, а на камне надпись: «Кто пойдет налево, попадет в страну географов. Всю жизнь будет он прокладывать пути по неведомым землям. Будет изучать далекие народы. Будет с великим трудом пробиваться в места, куда еще не ступала нога человеческая…» Дрожь охватывает, до чего прекрасно! Не пойти ли налево?

Вариант 2.

1) Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.

2) На протяжении нескольких лет учеными проводилось изучение одного из показателей психического здоровья – уровня невротических реакций педагогов. Актуальность этой проблемы объясняется тем, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье с каждым годом в мире ухудшается. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в два-три раза чаще, чем в деревне. От 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин.

Вариант 3.

1)…Здесь пролегали караванные тропы и расцветали древние города, здесь сходились в битвах многотысячные армии и от топота коней дрожала земля, здесь воины возводили курганы в память о своих вождях, погибших в бою… Следы многих цивилизаций хранит наша степь. Наиболее ранние памятники археологии относятся к эпохе палеолита и насчитывают один миллион лет. Земля Казахстана – это поистине музей под открытым небом.

2) — А ты был когда-нибудь в Москве? — спросили мы. — А на що она мне? — сказал он с веселой небрежностью. — Мы люди простые, черные. Там, говорят, нажива одна, людодерство, усе норовят друг над другом поверхность одержать, друг у друга что ни на есть ухамить... А вы, я слышал, на степь ездили? — Да, — ответили мы, — Да это только говорится степь, а это просто ровная местность. У нас настоящих степей нету.

Вариант 4.

1) Ура! Ты стал студентом. Но начались будни, и ты понял, что времени катастрофически не хватает. Конспектировать, читать, делать самостоятельные работы, писать доклады. А когда же отдыхать? Не унывай, студенты всегда находили время не только для учебы, но и для отдыха и развлечений. Студенты всех времен и народов отличались веселым нравом и оптимизмом. Каковы же студенческие традиции в разных странах?

2) К специалисту в области педагогики и психологии современный мир предъявляет высокие требования. Как бы ни были важны знания в области педагогики, психологии, методических наук, реальный механизм производственных отношений действует через общение людей. Поэтому установка на эффективность дела требует умения строить стратегию, тактику и сам процесс общения с коллегами, родителями, руководством наиболее рациональным способом. Здесь-то и нужны хотя бы основные знания и, главное, практические навыки устного и письменного общения. Среди навыков устного общения очень важным и нужным является навык эффективного слушания.

Вариант 5.

1) Стыдно, женка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущен, что не знал, что и подумать. Письмецо твое успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актеров, скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

2) Прошу установить мне индивидуальный план сдачи экзаменов за 1-й семестр 2-го курса, так как я в течение двух месяцев был болен и своевременно сдать экзамены не могу. Прилагаю справку о болезни.

Вариант 6.

1) 10 лет назад знаменитый американский миллиардер и меценат начал благотворительную деятельность в России. Только на поддержку естественных наук Сороc затратил 100 миллиардов долларов, однако вокруг его фонда не прекращаются споры: кто он — бескорыстный филантроп или жестокий делец.

2) Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности в случае нарушения Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, а также данной им присяги. Такое решение принимается Съездом народных депутатов Российской Федерации на основании заключения Конституционного суда Российской Федерации большинством в две трети голосов от общего числа народных депутатов Российской Федерации по инициативе Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации или одной из его палат.

ЗАДАНИЕ № 6. Познакомьтесь с последними журналами и статьями Вашего направления подготовки. Выбрав заинтересовавший Вас материал, напишите текст в предлагаемом научном жанре.

РЕКОМЕНДАЦИИ. По лекции и учебникам, указанным в списке литературы, познакомьтесь с особенностями жанров научного стиля, которые часто будут встречаться в Вашей учебной деятельности, а также речевыми штампами, используемыми при составлении нужного Вам научного жанра. Объем текстов – 1 страница. Задания рассчитаны на самостоятельное выполнение и творческий подход. При этом тексты должны быть грамотно оформлены.

Вариант 1. Составьте реферативный обзор статей одного из последних номеров журнала Вашего направления подготовки. Определите особенности составления реферата как научного жанра.

Вариант 2. Напишите рецензию на одну из статей журнала Вашего направления подготовки. Укажите специфику составления рецензии как научного жанра.

Вариант 3. Составьте план понравившейся Вам статьи из журнала Вашего направления подготовки. Назовите особенности и виды этого научного жанра.

Вариант 4. Составьте тезисы понравившейся Вам статьи из журнала Вашего направления подготовки. Укажите цель и основные особенности этого жанра научного стиля.

Вариант 5. Составьте краткий конспект понравившейся Вам статьи из журнала Вашего направления подготовки. Дайте рекомендации по составлению конспекта.

Вариант 6. Составьте аннотацию на одну из статей в журнале Вашего направления подготовки. Укажите, каково назначение научной аннотации, в чем особенности ее композиции, какие речевые штампы используются при написании аннотации.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: