Антикризисное регулирование на национальном и международном уровне




В зависимости от фазы экономического цикла все субъекты рыночной экономики, включая те, что действуют на макро-, мезо- и микроуровнях, применяют различные стратегии, инструменты и системы методов управления в целях обеспечения устойчивости своего функционирования с учетом разных организационно-правовых форм, видов и масштабов деятельности различных организаций, муниципальных и региональных образований и национальной экономики в целом.

В любых экономических условиях, на любой фазе экономического цикла процесс управления должен содержать элементы антикризисного управления. Содержание антикризисного управления, его роль в системе управления существенно меняются в зависимости от стадии развития тех или иных экономических субъектов. Так, возникая в рамках традиционного управления в виде антиципативного управления, оно существенно видоизменяется по мере увеличения финансовых и экономических задач, их усложнения, возникновения кризисных явлений, их развития и в конечном итоге становится самостоятельным видом деятельности – арбитражным управлением.
Необходимость применения антикризисных технологий различными субъектами в стабильных условиях рыночной экономики обусловлена наличием жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Сегодня существенно изменились требования к антикризисному управлению, которое осуществляется в значительно больших масштабах. Антикризисные меры разрабатываются и применяются на межстрановом, государственном, региональном, муниципальном уровнях управления, а также для конкретных хозяйствующих субъектов. Новые требования времени, особенности экономического развития предполагают трансформацию антикризисного управления в антикризисное бизнес-регулирование.

Антикризисное бизнес-регулирование - это совокупность систем антикризисного управления на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях, каждая из которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса. По основным параметрам антикризисное бизнес-регулирование экономической системой мегауровня [5, с.61] совпадает с макро-уровнем за исключением необходимости валютного и внешнеэкономического регулирования, перераспределения доходов, а также целесообразности решения иных проблем общегосударственного, межстранового масштаба, которые особенно остро проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.

В стабильных условиях функционирования основной целью антикризисного бизнес-регулирования на уровне государства является реализация системы мер для предотвращения кризисных явлений, обеспечения экономического роста, занятости всего трудоспособного населения, стабильного уровня цен, устойчивости национальной валюты, внешнеэкономического равновесия и решения других важнейших задач ради обеспечения материального благосостояния всего общества.
Прежде всего, государство должно обеспечить создание правовой основы функционирования и развития экономической системы, благоприятных условий для субъектов рыночной экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.
Важнейшей задачей антикризисного бизнес-регулирования на макроуровне является обеспечение условий непрерывности развития бизнеса:
- своевременное выявление потенциальных угроз для функциональных направлений бизнеса, нарушение которых приведет к его остановке или разрушению;

- изыскание финансовых, материальных и технических ресурсов для реализации функциональных направлений бизнеса;

- создание системы замещения и резервирования кадров;

- обеспечение постоянной готовности материально-технической базы и персонала организации к выполнению комплекса мер для сохранения бизнес-единицы.
При этом различают основную, высшую цель и цели прикладного характера государственного регулирования. Высшей целью государственного регулирования экономики России [11, с.61] является обеспечение материального благосостояния всего общества, достижение которой возможно при условии реализации прикладных целей, к которым относятся:
- обеспечение стабильного роста экономики, доходов и прибыли субъектов экономических отношений, занятости населения, обоснованного уровня цен и устойчивости национальной валюты;

- внешнеэкономическое равновесие;

- предупреждение кризисов и разработка системы антикризисных мер в случае их возникновения.

Состав, значимость и последовательность постановки целей государства обусловлены его экономическими и финансовыми параметрами, уровнем развития, уровнем инфляции и др. При этом важнейшей задачей государственного регулирования бизнес-процессов и развития экономики в целом является формирование гармоничной системы целей и механизма их достижения.
В условиях кризиса экономики на макро-уровне либо мирового финансово-экономического кризиса основными целями государственного регулирования являются:

- ликвидация причин кризиса, негативных социально-экономических последствий;

- стабилизация экономических процессов и выход из кризиса;

- обеспечение дальнейшего развития национальной экономики.

В качестве прикладных целей выступают:

- снижение темпов падения объемов производства реального сектора экономики (на первоначальном этапе);

- стабилизация объемов общественного производства и обеспечение темпов его роста с целью удовлетворения потребности населения в промышленной продукции, жизненно необходимых услугах (медицинских, образовательных, в области культуры, жилищно-коммунального обслуживания и др.).

Важнейшей прикладной целью является предотвращение обнищания населения, а значит, установление жесткого контроля над уровнем цен и решение других важнейших задач.

Главной функцией государственного антикризисного бизнес-регулирования является создание условий для активизации, интенсификации предпринимательской деятельности, прежде всего инвестиционной и инновационной, при условии обеспечения стабильности национальной валюты. Выполнение этой функции государства достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики, в частности для этого была разработана программа антикризисных мер российского правительства, которая предусматривала реализацию комплекса мер социальной защиты населения.
Для выполнения антикризисных программ на макроуровне используются соответствующие инструменты государственного бизнес-регулирования – нормативно-законодательные акты, позволяющие ему реализовывать предусмотренные мероприятия, в том числе в отношении функционирования тарифно-таможенной системы, трудового законодательства, законодательства, регулирующего функционирование института банкротства, и др., а также устанавливать границы госрегулирования и предусматривать делегирование части функций различным профессиональным сообществам (институту саморегулирования).

Важной составляющей антикризисного бизнес-регулирования и его материальной базой является государственная собственность, которая используется в качестве базы для достижения долгосрочных и конъюнктурных целей, в том числе при освоении капиталоемких и рисковых направлений, проведении экономической политики в депрессивных регионах, а также для регулирования социальных процессов. Например, с помощью социальной политики обеспечивается социальная безопасность, относительно справедливое распределение доходов.

Для достижения поставленных целей, выполнения указанных функций с использованием соответствующих инструментов государство применяет различные методы воздействия:

- прямые методы включают в себя, например, налоговую и амортизационную политику, обеспечивающую стабильные условия функционирования бизнеса и его развитие, обновление основного капитала, системы льгот, преференций;

- методы косвенного воздействия создают предпосылки для самостоятельного выбора бизнес-сообществом вариантов, соответствующих целям антикризисной экономической политики государства;

- административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения и принуждения в целях обеспечения выполнения нормативно-законодательных норм, они предписывают строгое соблюдение определенных правил поведения субъектами рыночной экономики;

- экономические методы предусматривают направления достижения целей бизнес-структуры, например получение прибыли, и ограничивают свободу выбора. У этих методов много общего с административными методами, что свидетельствует о невозможности их жесткого разграничения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: