Для VI-XII вв., отчасти и для последующих эпох, характерной тенденцией на территории Средней Азии является усиленная тюркизация местного населения. Несмотря на сильное влияние ислама, первоночально в демографическом плане, а затем и в идеологическом, тюркизация была ведущей тенденцией исторического процесса. Наряду с коренным государством тюрков-кочевников в восточных степях Евразии, в самых южных центрах Среднеазиатской цивилизации создаются государства с участием тюркских кочевников или под началом тюркской военной знати.
Начало средневековья в Юго-Западной Азии отмечено круп-
ным противостоянием тюрков и семитов. В силу ряда обстоятельств /возможно, высокая пассионарность/ большую активность проявляли последние. Вместо древних культур на историческую арену вышли новые государства, вошедшие в Арабский халифат. Вместе с народами носителями древнейших культов исчезли и многие культурные ценности, выработанные на основе сплава кочевой тюркской, античной и местной - шумерской, пришёл новый образ жизни, иные обычаи, языки и ислам. Наиболее ярким результатом становления двух культур - тюрко-тенгрианской и арабо-мусульманской - стало появление на территории Средней Азии научных и культурных центров, в которых работали и творили великие ученые средневековья. Поэтому этот период образно называется эпохой «мусульманского ренессанса». Если рассматривать Индию в данное время, то новые тенденции в ее развитии усиливаются с эпохи газневидов /XI вУ, и они были определены, прежде всего, проникновением ислама. Несмотря на сильнейшее сопротивление индо-буддийской цивилизации, сложившейся в эпоху Кушан, ислам радикально действует на севере Индии, резко трансформируя традиционное общество. Таким образом, структурообразующая роль в исторических процессах на территории Южной и Восточной Азии с VII в. переходит к семито-тюркским племенам, действовавшим под флагом ислама. Процессы усиленного влияния со стороны Запада /газневи-ды, гуриды/ окончательно оформились в Делийском султанате, существовавшем с 1206 г. по 1526 г. Это было время упрочения на территории Индии тюрков и персов, перешедших в ислам. Несмотря на частую смену правящих династий в Индии постепенно утверждаются исламские ценности, где не последнюю роль играют мечети и суфийские ордена, сосредоточившие, как и в древности, огромную земельную собственность в виде вакуфных владений и т.д. В конечном счете, это привело к крепкому союзу между религиозными и политическими деятелями, обеспечивающими сильные черты восточного государства и жизнестойкость общества.
141
Период Делийского султаната, несмотря на ряд противоречий, является продолжением все того же традиционного процесса. Определяющее влияние на развитие политической структуры оказывалось сильными пассионарными группами с севера. Они служили струей свежей крови в инертном мире земледельческих общин Индии. Правда, в эпоху начального господства миграции шли под флагом ислама и государственное устройство носило исламский характер, хотя носителями этой структуры были те же кочевые тюрки и персы /индоарии/.
В эту эпоху тюрки-огузы углубились вглубь Западной Азии, захватывая одну провинцию за другой. В начале им удалось взять Хорасан у потомков Махмуда Газневи, в 1043 г. сельджуки полностью подчинили Хорезмские вилайеты. В 1055 г. под предводительством Тогрул-би и Шаграй-би захватили Багдад, вынудив халифа уступить Тогрулу титул «султана Востока и Запада».
При потомках Тогрул-бия сельджуки продолжали завоевания в Западной Азии. Так, в скором времени они под свою власть привели земли Ирана, Ирака, Сирии, Палестины и азиатские владения Византии. Но слабость административно-политической системы, где сохранялись многие традиции кочевой государственности, вызвали ряд кризисов. В первую очередь, это обьяснялось практикой наделения членов правящего дома полунезависимыми улусами. Таким образом, вместо целостной и крепкой державы образовалась конфедерация автономных владений, султанатов, стремящихся к независимости /Керман, Рум, Хорасан, Ирак и т. д./.
Слабость административной политики привела к отделению от сельджукской конфедерации Хорезма, который объединил значительную часть южных владений сельджуков и объявил о своей независмости. В Хорезмское государство вошла значительная часть Средней Азии и Ирана, Афганистана и Закавказья /Азербайджан/. По этому поводу С.И.Агаджанов пишет: «Образование громадного Сельджукидского государства имело немалые последствия и для этнокультурных процессов
в странах Востока. В XI-XII вв. принимавшая активное участие в завоеваниях волна тюркоязычных кочевников хлынула в Иран, Северный Афганистан, Арабский Восток, Ирак, Сирию, Палестину, Закавказье и Малую Азию» /11. - С.4/. В своей основной массе, как отмечает С.И.Агаджанов, это были огузо-туркменские племена Средней Азии и Казахстана. До IX в. огузские племена, вытеснив кангаро-печенежские и некоторые угро-финские народы, заняли Присырдарьинские степи, Южное Приаралье и Северный Прикаспий. Первые признаки миграционной активизации появились в самой среде огузов в ходе противостояния между различными группировками за обладания пастбищами и землями в присырдарьин-ских степях. Борьба шла между двумя группами огузских племен: одна сформировалась вокруг «иабгу» - верховного правителя огузов, другая - вокруг клана сельджуков, выходцев из племени кынык. Центром борьбы огузов стал Иангикент с одной стороны и Дженд со стороны кыныков. Последние, проиграв ряд столкновений со своими родственниками, начали постепенный отход на юг в пределы Мавереннахра, а затем в Хорасан и северный Хорезм. Во главе этого движения встали выдающиеся предводители огузов-сельджуков Тогрул-би, его брат Шаграй-би /Чаграй/. Более широкое собирательное название тюрков Средней Азии «туркмен» стало в этот период популярным, заменив собой старый этноним «огуз». На мировую арену в XI в. огузы вышли с этнонимом «туркмен».
В исторических источниках распад самих кочевников, огузов объясняется борьбой между двумя главными поколениями: Бузок и Ушок. Восточные источники часто пишут о том, что главной причиной массовой миграции огузских племён на территорию Передней Азии стало усиление «экспансии кыпчаков, стремившихся вытеснить огузов из берегов Сырдарьи» /35. - С. 192/.
Однако, в целом ряде моментов, обнаруживается спорность и недостаточная обоснованность их суждений. Прежде всего, это выражается в заметном упрощении, «варваризации» обше-
\ 43
ственного строя огузов и туркмен XI-XII вв. Весьма непоследовательный и дискуссионный характер носит теория «дихотомии», согласно которой держава Сельджукидов то представляется почти копией более древних государственных систем Востока, то считается результатом «третьего пути развития -между архаическими тенденциями и симпатиями туркменских племён и политикой централизации своих персидских вези-ров»/54.-С.73/.
Немало интересных событий происходят в западных областях Евразийских степей в древнетюркское время. Как известно, после смерти Атгилы огромное объединение племен распалось. Впоследствии, наиболее значительная часть их объединилась в аварском каганате. В начале VII в. авары во главе с ханом Баяном занимали территорию Паннонии и Далмации. В формирование государственного устройства Аварского каганата сильное влияние оказывали восточно-тюркские племена /язык, государство называлось каганат, а правитель именовался титулом - каган/. Именно в аварский период в Европе распространяются железные стремена и однолезвийная сабля, что также было присуще для тюркской культуры. Но авары, следуя традициям гуннов, вели беспрерывные воины с Византией и соседними славянскими, германскими и тюркскими народами. В конце концов, они подчинились власти франкских королей /44.-С.182/.
В середине VI в. до н.э. в приазовских и прикаспийских степях появились тюркские племена хазаров и булгар. Образно о них можно говорить как о форпостах древнетюркского мира на западе, до гибели каганата эти племена составляли его западные области. В формировании хазаров и булгар принимали очень деятельное участие древнетюркские роды Ашина иДуло./86.-С.201/.
Восточные историки связывают хазар с домом Татара: «Иле хан бола сала айкала жауларымен ептеп кетсш жасады... Оке кегг ушт эскер жинап /вероятно речь идёт о периоде усиления дома Монголов/ татарларт аттаншнда, татарлар екгге
бвяшп, 6ipi Шыцт Kipin бас саутласа, ектшглер Орал тауы-нан асып, Едиг бойына шейт жеттг. Хазар тен^зтщсолтустш жэне батысына жайылып, Дон суына шейт жеткен. Араб-тар «хазар», mypiKtnep «кыпшак,» деген сол пштарлар edi». Здесь большого искажения исторической правды, по-видимому, нет, речь идет о традиционной вражде между тюрками /ДомТатара/имонгольскимиплеменами/ДомМонгола/. Кпер-вому относились в основном племена, вошедшие позднее в Западно-Тюркский каганат. В ходе междоусобных войн в начале нашей эры единая общность степных племен /алаша/ распалась, и в ходе ожесточенных столкновений, некоторые из них были вытеснены из Великой степи. Мы также знаем о том, что некоторые орды булгар /аспарухские булгары/ в ходе противостояния с хазарами ушли за Дунай, в Южную Европу. В данном случае территория Поволжья традиционно служила местом концентрации сил кочевых племен в их дальнейшем движении на Запад.
Это же явление присутствует в основных закономерностях кыпчакского периода древнетюркской эпохи. Первоначально, в ГХ-Х вв. кыпчаки находились в составе Кимакского каганата. По словам Гардизи, этническую основу этого степного государства составляли семь татарских племен: Ими, Имак, Татар, Байандур, Кыпчак, Ланиказ, Аджлад, занимавшиеся коневодством: «эти люди пасли табуны своих господ» - пишет Аль-Идриси. В X в. кыпчаки начали своё движение на Запад. В ходе этого в этнический состав кыпчаков вошли многочисленные группы огузов /Западного Казахстана/ и печенегов /Поволжья и Дона/. В результате западные группы кыпчаков в скором времени /XI в./ стали называться «куманами». Между степными кыпчаками и западными возникали существенные различия в хозяйственно-культурной сфере. Тем не менее, территория, занятая кыпчакскими племенами - вся степная часть Евразии -стала называться Дешт-и-Кыпчак.
Так в целом характеризуются основные направления движения степных племён в древнетюркскую эпоху. Этот период изучен не так достаточно, поэтому дать полную картину исто-
145
рического процесса чрезвычайно сложно. Письменные источники в основном фиксируют ситуацию в перефирии степного мира и очень скудны внутриконтинетальными событиями. Правда, отчасти, арабские путешественники проникали в глубины азиатского континента /об этом говорят сведения, полученные ими о кимаках, карлуках/ и т.д., но воссоздать по этим отрывочным сведениям даже картину расселения тюрков и монгольских племен /Дома Алаша-хана/ сложно. Несмотря на постоянные передвижения племен в Великой степи и частые междоусобицы, древнетюркский период, на наш взгляд, является наиболее стабильным. Во-первых, в это время были восстановлены нарушенные в эпоху скифов, гуннов государственные культы /культ Алаша-хана/, определены территориальные границы кочевых племен тюркского мира. Во-вторых, немаловажным консолидирующим фактором послужило распространение и победа тюркского языка как языка государственного и письменного. В-третьих, в древнетюркский период сформировался хозяйственно-культурный комплекс, сочетающий кочевое скотоводство на севере, оседлое земледелие на юге, отшлифовались общие устои культуры /обряд захоронения с конем, установка статуй и т.д./. Поистине огромное значение в древнетюркское время имела торговля. Так называемый «Шелковый путь» существовал только в это время. Контролируемая на всем протяжении тюркскими племенами и государствами континентальная торговля обеспечивала тесную интеграцию всей Великой степи. Особой интенсивностью отличались контакты между югом и севером, т.е. традиционные отношения между степными районами Евразии, бассейном Сырдарьи и богатыми земледельческими оазисами и городами Мавереннах-ра. Вероятно, перемещение в древнетюркское время торговых маршрутов с юга /Ирана и др./ на север /по северному берегу Каспия/, безусловно, принесший большой урон Западной Азии, было в пользу расцвета Западных районов Казахстана, а, возможно и междуречья Урала и Иртыша. Таким образом, внутренняя динамика этого периода стоит на порядок выше, чем все остальные периоды Великой степи.
Вопрос о происхождении и о прародине монголов занимает умы многих историков средневековья. Предпочтительной, на наш взгляд, является гипотеза о том, что предки монголов в верховья Онона и Керулена пришли из северо-западных районов Маньчжурии. Сравнительно-исторический анализ монгольской лексики /охотничье-рыболовецкой/ показал, что «все основные термины, относящиеся к этой семантической группе, являются общемонгольскими и восходят к некогда единому пра-монгольскому языку, свидетельствуя, что прамонголы были искони не степняками-скотоводами, а таежными охотниками и рыболовами...»/209. - С.146/.
По предположению Е.И.Кычанова, легендарные предки Чингисхана /Борте-чино и Гоа-марал/ вместе с другими соплеменниками в середине VIII века двинулись на запад, «Разгром в середине IX века Уйгурского каганата киргизами открыл для монголов возможность постепенно заселить современную территорию Халхи», - считает Е.И. Кычанов.
Как бы то ни было, приток совершенно новых и свежих племён в состав кочевников восточной части Великой степи в VIII-IX вв. открыл новую эпоху в истории средневековья Евразии. В состав ранних монголов входили племена: урянхаи, конгират, баяут, тайчиут, ойрат, тумат и др. Западнее обитали племена найманов и кереитов.
В восточных источниках содержится очень много легендарных сведений об этом периоде. Например, Рашид ад-Дин монголов считал частью тюрков, к их числу он причислил следующих племен «джалаиры, татары, ойраты, меркиты и прочие подобно другим народам, которые были похожи на монголов и из которых каждый имел /свое/ государство, как кераиты, най-маны, онгуты и подобные им... кунгират, куралас, икирас, эдд-жигин, урянкат, килингут...». По свидетельству Рашид ад-Дина, монголы происходят от двух принцев, ушедших от преследований Суйунуч хана в местность Эргене-кун. Предполагается, что под Эргене подразумевается р. Аргунь /исток Амура/. Возвышение монголов Рашид ад-Дин объясняет божественной помощью, предопределением сверху /211. - Т. 1. - С.76/. «Потом-
147
ки Иль-хана Киян и его двоюродной брат Нюгуз /Нугас/ четыреста лет обитали в недоступных горах. Поселившись в этой земле, они воздали благодарение Богу. Зимою они питались мясом от стад своих, весною пили молоко их, из кожи делали одежду... «Эркене» значит горная цепь, а «кон» значит «острый», - пишет Абульгазы. /6. - С.28/. В устных вариантах казахского шежире «кон» /кун/ произносится несколько иначе, как «квц», обычно означает территорию стоянки кочевого аула /стойбище/.
Рашид ад-Дин предполагал, что легендарная прародительница Чингисхана Алан-гуа /гоа/ героиня чудесной истории, родившая трех сыновей от луча света, жила в конце X - начале XI вв./211.-Т. 1.-Кн. 1.-С.103/. Вероятно, к этой истории следует относиться очень осторожно. Восточные историки не настаивают на точности своих сведений, полученных из легендарных рассказов. В них сказались отголоски древних мифов монгольского племени, в некоторых деталях наблюдается повторение сюжета о происхождении народов Центральной Азии, соответствующая древнетюркским. В X-XI вв. монголы были сильно обеспокоены проблемой обретения родины. Переход к кочевому скотоводству в условиях степной и лесостепной зоны резко увеличил благосостояние монгольских племен, он сопровождался резким ростом роли скотоводства, особенно табунного коневодства /чего раньше фактически у них не было/. Одновременно этот переход «сопровождался вытеснением и ассимиляцией местных тюркоязычньгх объединений и группировок»./152.-С.171/.
В середине X в. монгольские племена создают свои первые политические союзы. В «Сокровенном сказании» о непосредственных предках /реальных/ Чингисхана Кабул-хане и Амба-гай говорится, что они были правителями государства /китайский термин «го» означающий «государство»/. «Всеми монголами ведал Хабул-хаган. После Хабул-хагана... стал ведать Ам-багай-хаган» /133. - С.84/.
Вероятно, уже в это время складывается идеология, направленная на экспансию, расширение территории и установление
верховенства монголов. Стремлением расти вширь можно объяснить начало бескомпромиссной борьбы против татар, чжурчженъ и др. В дальнейшем эта энергия вышла за границы самих монгольских племен и перекинулась на тех, кто был подобен монголам, т.е. кереитам, меркитам, найманам и др. Так государство монголов превращалось во всемогущую империю Евразии. Отныне эта энергия на несколько веков служила основным структурообразующим фактором на всей территории огромного континента. Исторические источники «Сокровенное сказание» /Ныгуча Тобчи/, «Золотое сказание» /Алтай Тобчи/, позволяют наметить несколько этапов в движении народов степного пояса Евразии.
В середине 80-х годов XII в. Темуджину - молодому монгольскому предводителю - удалось объединить часть близких ему родов и создать небольшую политическую группу / улус/. Это стало возможным благодаря разгрому меркитов. Именно эта победа обеспечила Темуджину определенную известность. Хотя основную роль в этих событиях сыграли То-огрул /кереит/ и Жамуха-цецен - предводитель части монголов - тайчуитов. Примечательны слова Тоогрул-хана, сказанные в ответ на просьбу Темуджина помочь ему освободить его семью из меркитского плена:
Бытырадян ejiifjdi,
Eipmmipin берейт.
Аи, дейтт болсын ажасы,
Крй, дейтш болсын кожасы.
Букшмзргидтг
Быт-шыт кьт,
Берте ужиндг /жена Темуджина/
Берггзейгн аз/де.
В 1206 г. /в год Барса/ на берегу р.Онон Темуджин был провозглашен предводителем всех кочевых племен и удостоился титула «Чингисхан»: «Свйтгп, кшз туырльиупы елдер адал-дык1с icmen... тогыз сиракупыа%ту квтерт, Тэмужинд1 Чин-гис каган /Далай хаган/den апшйды. Мухулайю Го уан /мемле-
149
KemmiK ван/атсиын да сол жерде 6epedi» /186. - С.44/. К этому времени все основные соперники Темуджина были разгромлены, а племена, находившиеся в их руках, были подчинены власти монголов. Перед курултаем кочевых племён /1206 г./ был убит Жамуха-цецен, один из последовательных оппонентов Темуджина во внутримонгольских делах: «Сенщ кунэ!«Яайтсак... ерте кезде... сен арамзалыкicmen, Далан бал-жууд деген жерде со!ысып, мет Зээреннщ кыпшалына тыксы-рып, жан cuiKhmm алюныцеацде ме?- говорил Чингис Жаму- хе-Енд1Мте,достасайыкдесем, уйтрмайсъщШыбынжаньщ-ды Keiuipeum десем де лажсыз болып отырмын. Endi вз тигегщ бойьтша кдн шышрмай aumipin, денецЫкврнеу калдырмай, к,урметпен камдгрешн» дел эм1р emmi. Сештп, Жамуханы exmipin, жеряетгт»,
Примечательно, что созданное в 1206 году монгольское государство провозглашалось как государство кочевых племен /кшз туырльиупы/ и в государственной идеологии особое место занимало подчёркнутое противопоставление его оседлым /балшык; уйм, сауыскцн ундт/. В отличие от многих кочевых объединении, государство Чингисхана изначально представляло союз сильных личностей, которым и было распределено всё население /в 1206 году из проверенных друзей, родственников он назначил 95 нойонов /тысячников/. К этому случаю относятся слова Чингисхана: «Ел-журтты уйъшдастырыскан ежелгг ер доспшрды туыскцн emin, кажъшай куш жумсатн кайырымды жолдастарды мьщдык ноян emin болгызып, yeni севтЫайтайын»
Дальнейшее расширение границ государства происходило двумя путями. В первом случае монголы вели очень успешные завоевательные походы. Преследуя своих внутренних врагов /меркиты, кереиты, найманы/, монголы в начале XIII оказались в районах Центрального Казахстана и Южной Сибири. Этими же мотивами объяснялись причины похода на Восток и в Китай. Во-вторых, в ход пошли традиционные элементы сплочения степных племен - заключения династийных браков с пра-
вящей элитой кочевых групп. Например, предводителю карлу-ков Арсяан-хану, признавшему власть монголов, была отдана дочь самого Чингисхана - Алхе бэхи; «Чиигис каган Арсланды «со/ыспай 6epindi»! - деп риза болып, кызъшды берейт» - деп вм1р emmi. Харлагтардьщ Арсланына Алха бэхиЫберт, Чин-гис хан буй dedi:
Каргыганда ояк, бон,
Кисайтнда таяк, боп,
Таити кезде тат боп,
Тарыкканда пана боп,
Крртн болар Алха бэх.
Таким образом, в состав империи вошли уйгуры, ойраты и другие кочевые племена. При этом в тексте монгольской летописи говорится и об институте усыновления /по отношению к уйгурам/: «К&аьшды берейт, бесший уяым болсын. Алтын алка, Ж1бек-крмкп, кумк-маржан сиякгпыларды альт келсш», - сказал Чингис послу уйгуров, объявившему о желании Идууд-хана подчиниться власти монголов. Родство правящих династий служит гарантией безопасности покоренных племен. После покорения кереитов на двух дочерях брата Уан-хана Жаха-хамбу были женаты сам Чингис-хан и Толе ГГолун/, поэтому улус Жаха хамбу не пострадал от разграбления «сондыкщш Жаха хамбу-дыцел-журты мен дуние-муикше nmicneudi жэне Жаха хамбут арбаныц 6ip жакгпауьшдай /машн жардемшУ болып жур деп кеиарш emedi» /186. - С.92/.
Наконец, формирующееся монгольское государство /империя/ переняло у покоренных им стран /на первом этапе от кереитов, найман и уйгуров/ формы и правила устройства государства. На раннем периоде монголы ещё очень плохо представляли эти проблемы, фактически не было четкого разделения функции охраны ставки, ни управления двором, ни государственными делами. В целом, ранняя монгольская государственность напоминает обычное вождество. Во время войны с найманами в руки монголов попал начальник канцелярии Та-
151
татунга /уйгур/. Хасар, брат Чингисхана, видимо, впервые державший печать в руках, спрашивает у уйгура «Буи мврдг не-менеге керектенушг edi?» Таким образом, Тататунга стал первым государственным секретарем Монгольской империи, ему было поручено устройство школ и письменные дела: «Тата-тунганымукипмтутът, хат-калам, зан, эскери, саясат к&тар-лысабакуйретмзт, кткешжпей6uiiMалды».!1&6. -С.101/.
В1211 году началась война против Китая, она завершилась только в 1259 году /при Хубилай-хане/. Монгольские войска вышли за пределы Китая, на юге Азии подчинив значительную часть Индокитая. При Хубилай-хане была предпринята попытка завоевания Японии*.
В1219 г. начинается кампания по завоеванию Средней Азии, Северной Индии и Ирана. Часть монгольских войск в это же время во главе с Жебе и Субедеем, пройдя через Кавказ, сделала значительный круиз по Восточной Европе. Они разбили войска аланов, кыпчаков и славян, Известно, что готовясь к западному походу /в страны Сартауыл/, Чингисхан огромное значение придавал Мавереннахру /соответственно Семиречью и Присырдарьинским районам/. Именно этим объясняется организация похода не через степи Казахстана, а в обход их, через Семиречье прямо к центру оазиса. В результате Чингисхан не только завоевал области Мавереннахра, но и лишил племен
*В шежире Курбангали Халид написано следующее: «Хубытайхан... 15 жыл билггтде кем жумыстар жасатн. Шъщвпкеы, татар-моцюлмен взге де тайпалар - патшалыкеткенЬерте ыкпалы журген. Ортапьны Бей-жин шайары. «Патша ары/ы» деген арык осынып заманында казьтшн. Шын&гкесттолыгыменбагьтдыртсынЖапония/Жабътка/мемлекетте жорык жасады».
Алаша постоянных зимних стоянок и торгово-ремесленных посредников. Тем самым, оно привело к признанию верховенства дома Чингисхана. Об этом Дзуджани пишет: «Туш /Джу-чи/ и Чагатай, управившись с делами хорезмийскими, обратились на Кыпчак и Туркестан покоришь и заполнили один за другим войска и племена кыпчакские и подчинили все эти племена своей власти» /221. - С. 14/. Таким образом, еще в начале XIII в. население степных районов Казахстана вошло в состав монгольской империи. В дальнейшем именно этот регион стал новой базой миграции степных племен, как на запад, так и на юг. Однако, входя в монгольскую империю племена Алаша сохранили значительные автономные права, свои традиционные культы и атрибуты независимости. Это стало причиной неприязненных отношений между Чингисханом и Джу-чи, в распоряжение которого и была отдана эта часть Великой степи. Далее Дзуджани пишет: «Когда Туши /Джучи/, старший сын Чингисхана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашёл, что во всем мире не может быть приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих. В ум его стало проникать желание восстать против своего отца, он сказал приближенным: «Чингисхан сошел с ума, что губит столько народа и разрушает столько царств. Мне кажется целесообразным... привести это государство в цветущеесостояние...»/211. -С. 14/.
Джучи-хан после среднеазиатских кампаний /1219-1223 гт7 жил неотлучно в центральных степях Евразии /восточная часть Дешт-и-Кыпчака/. По монгольским преданиям, отправляя его сюда, Чингис сказал: «Пусть будет пастбищем для твоих коней». Он также дал ему города Хорезма /вилайеты/. Утемиш-хаджи, автор «Чингиз наме», подробно освещает политические проблемы Восточного Дешт-и-Кыпчака во времена правления Джучи и его потомков: «Когда Иочи хан отправился в вилайет Дешт-и-Кыпчака, он достиг Улуг тага, который известен. Однажды, когда он охотился в горах, ему повстречалось стадо марал-кийков. Преследуя его и пуская стрелы, он свалился с
153
коня, свернул шею и умер». Это случилось в 1227 г. Мавзолей, построенный в честь Джучи хана, до сих пор стоит на берегу реки Кара-кенгир, в Улутауских степях*.
Отсюда был начат знаменитый семилетний поход в Восточную Европу, в ходе которого были завоеваны близлежащие западные владения «Келар, Башкирд, Урус, Черкес» и дальние области, находящиеся в Восточной Европе. Несмотря на масштабы произошедших событий, на наш взгляд, активного перемещения населения степных районов не произошло. В основном шёл процесс поэтапного выдавливания племен с обжитых мест, перемещение их и устройство улусов. Так, в результате семилетнего похода политический центр улуса Джучи переместился в Поволжье. Потомки Орда Ежена правили в Северо-Центральных улусах, а потомки Шайбана в западных и северных улусах и т.д. Рашид ад-Дин подчеркивает относительную независимость этих владений: «Потомки и улус его /Орды/ там находятся по-прежнему. С самого начала никогда не случалось, чтобы из урука Орды те, которые заслужили его место, являлись к ханам урука Бату» /211. - Т. 1. - С.443/.
Значительное количество степного населения попало в Западную Азию в ходе Хулагидского завоевания Ирана. В самом деле, отголоски этого движения дошли до Египта на западе и до Индии на востоке. Рашид ад-Дин оставил подробные сведения об участниках этого известного движения кочевников: «Еще
*В казахских источниках /во всех формах исторического фольклора/ сохранилось огромное количество сведений об этом периоде, и особенно о Джучи-хане. В казахских источниках он считается сыном легендарного Алаша-хана: «Алаша хан ек! катын алтн Kid deudi. Улкен цатыны бала тумай, Ktuii ттыны 70 жаска толтнда 6ip бала туып, атын Жошы хан койтн»./143. - С.59/. В другой версии: «Алаша ханньщжалгыз баласыЖошы хан бала куншде ант шытьт, аты куланмен емгт-жегшп, бала атына ие бола аямай жыгылып, am cyupemin в,1тгрген»/142. - С.2/. В обоих случаях Джучи-хан является представителем национальной правящей династии казахов. Вероятно, это говорит об определенной идеологии и о преемственности политических традиций в казахских степях на протяжении многих тысячелетий.
1 54
при жизни Бату случилось, что Менгу-каан, отрядив третьего брата своего Хулагу-хана с храбрыми войсками в страны земли Иранской, со стороны каждого царевича назначил из войск по 2 человека с каждого десятка с тем, чтобы они отправились вместе с Хулагу-ханом и стали его помощниками и пособниками. Орда послал своего старшего сына Кули с одним туманом войск через Хорезм и Дехистан, а Бату отправил Балакана, сына Шибана, и Тутара, сына Мингкадара, сына Бувала, 7-го сына Джучи-хана, через Дербент-Кипчакский, /поручив им/ пойти оказать помощь войску Хулагу-хана и служить ему».
Могольские завоевания стали причиной усиления и реставрации власти сельджукидов в Малой Азии. Возрождение государства начинается с западных районов, принадлежавших бею Осману, который в 1299 г. стал полновластным эмиром.
Угрозы со стороны государства ильханов и слабеющая Византия стали причинами усиления Осман. После подчинения Малой Азии османы начали завоевание балканских провинций Византии. В 1389 году произошло сражение наКосовом поле и разгром объединенного войска крестоносцев в 1396 г.
Таковы основные направления движения степных групп в ходе этого грандиозного переворота в истории средневековья. В результате этих элитарных перемещений, власть в Дешт-и-Кыпчаке, в Средней и Передней Азии надолго перешла к новым степным хозяевам. Наиболее отчётливо и рельефно смена династий, формирование новой элиты из числа завоевателей, их отношение с местными группами иллюстрируется на примере монгольской династии Юань, основателем которого был внук Чингисхана Кубылай-хан /Хубилай-хан/.
Несмотря на малочисленность монголо-тюркские племена оказали большое влияние на политическую жизнь Евразии. Сам факт того, что Золотая Орда в Дешт-и-Кыпчаке, а Хулагидская династия в Передней Азии успешно существовали на протяжении нескольких веков как системообразующие факторы политических и культурно-этнических процессов, говорит о многом. Примечательно и то, что во внутренних районах Великой