Сравнение сущности и специфики объектов управления в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности |
Функционирование | Развитие |
Таблица 2
Сравнение сущности и специфики процессов обеспечения в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития
Условия образовательной деятельности | Режимы жизнедеятельности |
Функционирование | Развитие |
Таблица 3
Сравнение некоторых характеристик управления в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности |
Функционирование | Развитие |
Форма контроля: проверка глоссария, таблицы (зачет)
Самостоятельная работа 3
Тема. Методы и формы управления педагогическими системами
Вопросы для изучения:
1.Планирование работы школы на диагностической основе.
2. Программа развития образовательного учреждения.
Рекомендуемая литература:
Основная учебная литература:
1. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др; Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М., 2000.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн. – М., 1999.
5. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 2002.
6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – 2-е изд., стер. – М., 2005.
Дополнительная литература:
7. Поташник М., Моисеев А. От «педагогических планов» к диагностике. // Народное образование. – 1997. – № 1. – С. 60-65.
8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М., 1993.[u2]
Задания:
1. Изучить рекомендуемую литературу.
2. Объединиться в группы по 6-8 человек и разработать проект «Планирование работы школы с семьей на диагностической основе». Примерные разделы проекта: 1) диагностика семей учащихся, 2) анализ выявленных проблем в ходе диагностики, 3) планирование работы с учетом данных, полученных в ходе диагностики (ист.6, С. 215).
3. Заполнить таблицу «Программа развития школы», используя источник 8.
Основные типы стратегии развития школ | Требования к программе развития школы | Технология разработки программы развития школы (основные этапы) |
Форма контроля: проверка таблицы, проекта «Планирование работы школы с семьей на диагностической основе» (См 1)
Самостоятельная работа 4
Тема. Управленческая культура руководителя
Вопросы для изучения:
1. Профессионально-педагогическая культура руководителя (компоненты, функции, критерии, уровни).
Рекомендуемая литература:
Основная учебная литература:
1. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др; Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М., 2000.
Дополнительная литература:
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2002.
5. Каганов Л.Л. НОТ преподавателя. – Минск, 1972.
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1999.
7. Сухобская Г.С. Психология управления. – Спб, 1999.
Задания:
1. Представить в форме таблицы систему профессионально-педагогической культуры руководителя (функции, критерии, уровни) (ист.4, С. 105).
2.Из приведенного ниже списка заданий различного уровня сложности вы можете выбрать для выполнения одно:
2.1.Составить библиографические карточки 3-4 статей (по теме самостоятельной работы) выбранного периодического издания. На карточке необходимо указать выходные данные: автора статьи, название статьи, периодическое издание, год, номер, страницы; составить текст аннотации.
ОБРАЗЕЦ: (Карточка из плотной бумаги, размеры 120х60)
Кузибецкий А., Рождественская Н. Управленческая культура: лидер и его команда // Народное образование. – 2001. – № 6. – С. 51-55. В статье рассматривается деятельность руководителя образовательного учреждения как управленческий процесс целенаправленного взаимодействия с людьми. Прослеживается позиция лидера в руководстве коллективом, типы поведения и профессиональные качества эффективного менеджера образования. |
1.2. Сделать конспект одной журнальной статьи (указать выходные данные) по проблеме управленческой культуры руководителя и сформулировать 3-4 вопроса по содержанию данной статьи.
1.3. Написать эссе «Эффективный руководитель образовательного учреждения».
Форма контроля: проверка таблицы, задания по выбору студента (зачет).
Самостоятельная работа 5
Тема. Научно-методическое обеспечение образовательной системы
Вопросы для изучения:
1. Содержание и задачи методической работы в школе.
Рекомендуемая литература:
Основная учебная литература:
1. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др; Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
3. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., 2002.
3. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 2002.
Дополнительная литература:
4. Вопросы школоведения / Под ред. М.И. Кондакова, П.В. Зимина – М., 1982.
5. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – М., 1993.
6. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.
7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М., 1999.
8. Сухобская Г.С. Психология управления. – Спб, 1999.
Задания:
1. Представить в форме таблицы структуру научно-методических служб в школе (ист.1, С. 59, ист.3, С. 498).
Форма контроля: проверка таблицы на зачете.
Самостоятельная работа 6