Этапы организации урока математики.
1. Организация начала урока
2. Подготовка учащихся к началу урока
3. Проверка выполнения домашнего задания
4. Подготовка к усвоению новых знаний. Актуализация опорных знаний.
5. Усвоение новых знаний и способов действий
6. Первичная проверка понимания
7. Закрепление знаний и способов действий
8. Обобщение и систематизация знаний
9. Контроль и самопроверка знаний
10. Подведение итогов урока
11. Рефлексия
12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Понятие анализа урока и его виды.
Анализ занятий – один из видов методической работы в образовательных учреждениях профессионального образования, направленный на исследование и оценку учебного занятия в целом и его составных элементов с целью оказания методической помощи преподавателям, изучения и обобщения их опыта.
Виды анализа урока:
1. Краткий
2. Структурный
3. Аспектный
4. Полный
5. Комплексный
Краткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.
Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.
Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:
а) цели урока;
б) структуры и организации урока;
в) содержания урока:
г) деятельности учителя на уроке;
д) деятельности учащихся на уроке;
|
е) домашнего задания;
ж) санитарно-гигиенических условий урока;
з) психологического аспекта урока.
Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.
4) Различные варианты схем анализа урока.
Полный анализ урока.
1.Целевая направленность урока(постановка триединой задачи-обучение, воспитание, развитие).
2.Каков объём отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.
3.Какое время на уроке было отведено изучению нового материала,его разбору, закреплению и выявлению
результатов усвоения.
4.Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих
знаний на уроке.
5.Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.
6.Выявить,каков уровень обратной связи со всеми учащимися.
7.Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого
уровня знаний на данном уроке.
8.Рациональность проведения уроков-лекций.семинара,конференции,диспута,конкурса и т.д.,выдача
материала блоками,использование опорных сигналов на данном уроке.
|
9.Какие методы и приёмы обучения были использованы и их активность на уроке.
10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.
11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого
ученика,его оптимальность с учётом объёма заданий по другим предметам.
12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях,ситуациях.
Анализ цели урока
1.Правильность и обоснованность цели урока с учётом:
- программных требований;
- содержания материала;
- необходимого уровня знаний и умений учащихся;
- места урока в системе уроков по данной теме;
- подготовленность класса;
- возможности самого учителя;
- прогнозы на конечный результат обучения.
2.Формы и методы доведения цели до учащихся.Целесообразность этих форм и методов.
3.Степень достижения поставленной цели.
Анализ работы учащихся на уроке.
1.Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
2.Интерес к теме и уроку.
3.Владеют ли учащиеся рациональными приёмами работы(НОТ на уроке).Культура труда на уроке.
4.Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении
предмета,в чём они выражаются,являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей
школы).
5.Наличие навыков самоконтроля.
6 Качество знаний и умений учащихся (глубина,осознанность знаний,умение вычленять главное,применять
знания и умения в различных ситуациях).
7.Умения самостоятельно приобретать знания,самостоятельность суждений.
8.Культура межличностных отношений.
9.Реакция на оценку учителя.