Работоспособности
15.1. Задачи исследования и диагностики работоспособности
15.2. Виды функциональных состояний в труде
15.3. Монотония. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс
15.4. Средства коррекции и профилактики неблагоприятных состояний в труде
15.1. Задачи исследования и диагностики работоспособности [1]
Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов работающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX в. эта проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда.
Прежде чем говорить о терминах профессиональной работоспособности дадим определения таких понятий как:
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ [2] – способность гражданина (или юридического лица) своими действиями приобретать права и обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет. С 14 до 18 лет – дееспособность частичная: сделки можно совершать только с разрешения родителей или лиц их заменяющих[3].
ТРУДОСПОСОБНОСТЬ [4] – способность человека выполнять трудовые операции, участвовать в трудовой деятельности. Определяется возрастом и состоянием здоровья человека.
Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (могут быть, например, остановки в работе, вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не успели доставить из соседнего цеха).
Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда (как возможность человека выполнять данную работу на заданном уровне временных и качественных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».
Понятно, что такое широкое понимание термина «работоспособность» предполагает, что последняя формируется в обучении (общем и профессиональном), зависит не только от владения знаниями и умениями, но и от определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям, нормам. Роль относительно устойчивых составляющих работоспособности, связанных с подготовкой, мотивацией, а также с индивидуально-личностными качествами субъекта труда, была предметом нашего обсуждения в предыдущих главах данного пособия.
Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность.
Общая работоспособность отражает возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом общей работоспособности является понятие «трудоспособность», используемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчивые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ограничению трудоспособности, оцениваются как временные (обратимые) или необратимые степени инвалидности.
Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связанных с корректировкой текстов в типографии.
Потенциальная работоспособность (выносливость) характеризует максимальную продолжительность непрерывной деятельности субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной нагрузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособность » характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это второе значение близко понятию «экстремальная работоспособность », если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.
Актуальная работоспособность характеризуетсостояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность человека меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ человека – интегральный комплекс характеристик тех функций и его качеств, которые прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности[5].
Понятие «актуальная работоспособность» соответствует, с нашей точки зрения (Носкова), термину «функциональное состояние» субъекта труда, которое также задается через характеристики «наличного уровня активности функциональных систем организма», характеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей деятельности человека». Следует различать состояние работоспособности (или функционального состояния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.
Задачи исследования работоспособности и функциональных состояний:
1. Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реализуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся орудиях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нормы выработки в течение многих лет люди не должны перенапрягаться и терять здоровье из-за развития профессионального истощения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиологического нормирования и охраны труда.
2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно контролировать состояние не только оборудования, технологических процессов, но и субъекта труда. Это задача обеспечения надежности, безошибочности трудовых действий, требующая контроля состояний работоспособности человека до начала работы и в процессе ее выполнения. Примером может служить предполетный психофизиологический контроль летчиков. Для машинистов поездов дальнего следования разработана Телеметрическая система контроля бодрствования водителя (ТСКБВ), представляющая собой специальный браслет с датчиками, обеспечивающий обратную связь работнику в случае недопустимого понижения его бдительности. ТСКБВ выявляет и оценивает «переход водителя из работоспособного состояния в дремотное; степень отвлечения внимания водителя от оценки дорожной ситуации; потерю сознания водителем».
3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учитываются в профессиональном отборе кадров.
4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации труда, повышения работоспособности.
5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда используется в эргономической и инженерно-психологической экспертизе видов труда, орудий, временных режимов работы в целях выбора предпочтительных вариантов. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функционального комфорта у работника.
Одним из первых закономерные периоды динамики работоспособности, объясняющие «кривую работы», выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая работы представляла собой изменение продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание (число выполненных операций по сложению двузначных чисел за единицу времени, например, за 1 минуту). Изменение продуктивности работы испытуемого гипотетически объяснялось Крепелином таким образом, что в каждый момент опыта суммировались разнонаправленные влияния, увеличивающие продуктивность (привыкание, упражнение, напряжение воли) и снижающие продуктивность (утомление, снижение интереса и желания работать). Типичные фазы динамики изменения продуктивности, динамики эмоционально-волевых усилий и проявлений утомления в разные периоды работы включают:
1) предстартовое состояние – период, характеризующий состояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:
а) состояние боевой готовности (отличается ориентацией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих силах, высокой деловой мотивацией);
б) состояние стартовой лихорадки (выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное возбуждение, нетерпение);
в) состояние стартовой апатии (для субъекта деятельность лишена смысла, типичны – вялость, сонливость);
2) врабатывание – начальный период работы, характеризующийся обычно постепенным нарастанием продуктивности. Здесь может быть выделена:
фаза первичной (ориентировочной) реакции, когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке;
если условия труда остались прежними, трудовой процесс начинается с адаптационной фазы (гиперкомпенсации). Этот период может занимать от нескольких минут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи, повторяются в течение рабочего дня и осуществляются с помощью стереотипных действий, необходимые функциональные системы быстро настраиваются и человек начинает продуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, «врабатывание» затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автоматизированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмоционально-волевые воздействия;
3) фаза компенсации, или период оптимальной работоспособности, отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стабилизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напряжения. Субъективно в этот период работник чаще всего испытывает функциональный комфорт;
4) фаза субкомпенсации (или неполной компенсации) обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъективно – в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощущений; объективно – в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций). Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на продуктивности и качестве работы;
5) фаза декомпенсации является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаруживаются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены;
6) фаза срыва, или период прогрессивного снижения продуктивности, отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятельность продолжается, она завершается полным отказом, ибо приближается к потенциально возможной величине работоспособности. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4 – 5-й фазе и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена фаза особого состояния – конечный порыв;
7) конечный порыв проявляется на поведенческом уровне в росте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Работоспособность в этот период продолжает снижаться. В условиях сдельной оплаты труда к концу смены работник подводит итоги и пытается нагнать упущенное в течение рабочего дня. Конечный порыв в этой связи может и отсутствовать, если труд оплачивается повременно.
Кривая работы (или график динамики продуктивности работника во времени) имеет характерные особенности: при монотонных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, чаще встречается «забор», отражающий постоянно повторяющееся волевое самостимулирование. В условиях особенно сложных видов труда период устойчивой продуктивности может быть очень коротким по причине быстрого развития состояния острого утомления. Примером может служить деятельность переводчика-синхрониста, работающего в условиях высокой ответственности (на дипломатических переговорах). По существующим нормативам синхронный перевод с участием одного работника не должен длиться больше 30 минут.
Виды функциональных состояний в труде
С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника Эмиль Крепелин[6] (1902) выделил:
благоприятные функциональные состояния;
желательные функциональные состояния (оптимальной работоспособности, вовлеченности, «потока»[7]);
неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (острое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»).
утомление – объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере увеличения длительности работы.
утомительность – характеристика самой трудовой деятельности и ее условий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда.
утомляемость – подверженность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость ». На рис. 1 обозначены виды утомления.
Рис. 1. Виды профессионального утомления
Состояние утомления в труде является разновидностью обратимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.
Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности.
Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций.
В том случае, если человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.
В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.
На поздних этапах выраженное утомление проявляется в общих показателях, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания:
снижается лабильность процессов центральной нервной системы (ЦНС);
ухудшается самочувствие, снижается уровень активности;
притупляется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда;
ухудшается координация движений, увеличивается латентный период реакций;
снижается чувствительность всех анализаторов;
мышление становится стереотипным;
ухудшаются мнемические процессы.
Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симптомами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомление:
физическое
эмоциональное
утомление когнитивных функций.
Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физическая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь системы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сборщицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, звукооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.
Для диагностики и анализа функциональных состояний целесообразно рассматривать работоспособность человека как субъекта труда на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.
На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процессов активации в организме, нейродинамические свойства. В процессе работы организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды, к которым относятся:
температура, влажность и скорость движения воздуха (микроклимат);
атмосферное давление;
шум, вибрация, излучения – электромагнитное, инфракрасное и пр.;
параметры освещения рабочего места;
временной режим работы;
контакт с ядами, пыль;
контакт с микроорганизмами.
Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).
При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение трудовых задач:
временной режим труда и отдыха;
рабочая поза;
функциональные особенности трудовой нагрузки.
При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических процессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъективной значимости труда и его компонентов.
Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне, можно исследовать:
опыт, навыки, стиль деятельности;
приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации;
типичные для большинства работников данной профессиональной сферы причины снижения работоспособности;
индивидуальные варианты профессионального поведения.
Выделение типичных факторов снижения работоспособности, понимание природы развития неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.
В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в исследовании причин профессионального утомления и путей повышения работоспособности важное значение имеет психологический анализ профессиональной деятельности и условий ее осуществления.
Для оценки функциональных состояний субъекта труда применяют диагностические методы разного вида:
а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, анализ брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирующие работу психики в профессиональных задачах, например корректурная проба Бурдона);
б) психометрические (методы, ориентированные на оценку состояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);
в) физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);
г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений усталости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их.
Выбор диагностических методов определяется задачей исследования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профессии необходимо для понимания причин профессионального утомления, факторов снижения работоспособности или стресса в конкретной ситуации, а также для выделения наиболее подверженных утомлению или стрессу функциональных систем работающего человека.