Виды функциональных состояний в труде




Работоспособности

15.1. Задачи исследования и диагностики работоспособности

15.2. Виды функциональных состояний в труде

15.3. Монотония. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс

15.4. Средства коррекции и профилактики неблагоприятных состояний в труде

15.1. Задачи исследования и диагностики работоспособности [1]

Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов ра­ботающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX в. эта проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда.

Прежде чем говорить о терминах профессиональной работоспособности дадим определения таких понятий как:

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ [2] – способность гражданина (или юридического лица) своими действиями приобретать права и обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет. С 14 до 18 лет – дееспособность частичная: сделки можно совершать только с разрешения родителей или лиц их заменяющих[3].

ТРУДОСПОСОБНОСТЬ [4] – способность человека выполнять трудовые операции, участвовать в трудовой деятельности. Определяется возрастом и состоянием здоровья человека.

Результативность и качество работы субъекта труда, проявля­ющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого материа­ла, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного процесса (могут быть, например, остановки в работе, вызванные отсутствием полуфабрикатов, которые не ус­пели доставить из соседнего цеха).

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияю­щих на продуктивность труда (как возможность человека выпол­нять данную работу на заданном уровне временных и качествен­ных показателей в течение определенного времени), был введен термин «работоспособность».

Понятно, что такое широкое понимание термина «работоспо­собность» предполагает, что последняя формируется в обучении (общем и профессиональном), зависит не только от владения зна­ниями и умениями, но и от определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям, нормам. Роль относительно устойчивых составляющих работоспо­собности, связанных с подготовкой, мотивацией, а также с ин­дивидуально-личностными качествами субъекта труда, была пред­метом нашего обсуждения в предыдущих главах данного пособия.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экст­ремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работос­пособность.

Общая работоспособность отражает возможности человека вы­полнять любую общественно полезную деятельность. Это характе­ристика устойчивых качеств здоровья человека. Синонимом об­щей работоспособности является понятие «трудоспособность», ис­пользуемое в практике врачебно-трудовой экспертизы. Устойчи­вые признаки нарушения состояния здоровья, приводящие к ог­раничению трудоспособности, оцениваются как временные (об­ратимые) или необратимые степени инвалидности.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выпол­нения профессиональных задач. Например, в результате заболева­ния или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обя­занностей, связанных с корректировкой текстов в типографии.

Потенциальная работоспособность (выносливость) характери­зует максимальную продолжительность непрерывной деятельно­сти субъекта труда на требуемом уровне эффективности (такое понимание отражает выносливость человека к определенной на­грузке). Второе значение термина «потенциальная работоспособ­ность » характеризует максимально возможный объем работы, ко­торый способен выполнить данный человек. Это второе значение близко понятию «экстремальная работоспособность », если име­ется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

Актуальная работоспособность характеризуетсостояние субъек­та деятельности, определяющее уровень его эффективности в дан­ный промежуток времени (например, в начале третьего часа ра­боты). Предполагается, что актуальная работоспособность челове­ка меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ человека – интегральный комплекс характеристик тех функций и его качеств, которые прямо или косвенно обусловливают успешное выполнение деятельности[5].

Понятие «актуальная работоспособность» соответствует, с на­шей точки зрения (Носкова), термину «функциональное состояние» субъек­та труда, которое также задается через характеристики «налично­го уровня активности функциональных систем организма», ха­рактеризующегося «степенью ее адекватности предстоящей дея­тельности человека». Следует разли­чать состояние работоспособности (или функционального состо­яния) отдельных клеток, органов, систем организма и человека как субъекта труда в целом.

Задачи исследования работоспособности и функциональных со­стояний:

1. Обществу, руководителям производственных организаций важно на научной основе определять объем работы для субъекта труда. Это должен быть достаточно большой и вместе с тем реали­зуемый объем заданий / норма выработки (при имеющихся ору­диях труда, технологиях, условиях труда). При выполнении нор­мы выработки в течение многих лет люди не должны перенапря­гаться и терять здоровье из-за развития профессионального исто­щения и связанных с ним заболеваний. Это задачи психофизиоло­гического нормирования и охраны труда.

2. Выполнение некоторых видов труда сопряжено с высокой ответственностью; цена ошибки велика, и поэтому важно конт­ролировать состояние не только оборудования, технологических процессов, но и субъекта труда. Это задача обеспечения надежно­сти, безошибочности трудовых действий, требующая контроля состояний работоспособности человека до начала работы и в про­цессе ее выполнения. Примером может служить предполетный психофизиологический контроль летчиков. Для машинистов поез­дов дальнего следования разработана Телеметрическая система контроля бодрствования водителя (ТСКБВ), представляющая со­бой специальный браслет с датчиками, обеспечивающий обрат­ную связь работнику в случае недопустимого понижения его бди­тельности. ТСКБВ выявляет и оценивает «переход водителя из ра­ботоспособного состояния в дремотное; степень отвлечения вни­мания водителя от оценки дорожной ситуации; потерю сознания водителем».

3. Индивидуальные свойства работоспособности персонала учи­тываются в профессиональном отборе кадров.

4. Исследование работоспособности субъекта труда позволяет выявить негативные факторы и наметить пути оптимизации тру­да, повышения работоспособности.

5. Измерение сдвигов работоспособности субъекта труда исполь­зуется в эргономической и инженерно-психологической экспер­тизе видов труда, орудий, временных режимов работы в целях выбора предпочтительных вариантов. Критерием выбора является высокая эффективность труда при обеспечении состояния функ­ционального комфорта у работника.

Одним из первых закономерные периоды динамики работо­способности, объясняющие «кривую работы», выделил Эмиль Крепелин (1902). Кривая работы представляла собой изменение продуктивности испытуемого, выполнявшего тестовое задание (число выполненных операций по сложению двузначных чисел за единицу времени, например, за 1 минуту). Изменение продуктив­ности работы испытуемого гипотетически объяснялось Крепелином таким образом, что в каждый момент опыта суммировались разнонаправленные влияния, увеличивающие продуктивность (привыкание, упражнение, напряжение воли) и снижающие про­дуктивность (утомление, снижение интереса и желания работать). Типичные фазы динамики изменения продуктивности, динамики эмоционально-волевых усилий и проявлений утомления в разные периоды работы включают:

1) предстартовое состояние – период, характеризующий со­стояние субъекта деятельности до начала работы. Оно может быть трех видов:

а) состояние боевой готовности (отличается ориента­цией субъекта на высокие показатели, уверенностью в своих си­лах, высокой деловой мотивацией);

б) состояние стартовой лихо­радки (выражена тревога, неуверенность при высокой мотивации достижения результата, проявляется суетливость, чрезмерное воз­буждение, нетерпение);

в) состояние стартовой апатии (для субъекта деятельность лишена смысла, типичны вялость, сон­ливость);

2) врабатывание начальный период работы, характеризую­щийся обычно постепенным нарастанием продуктивности. Здесь может быть выделена:

фаза первичной (ориентировочной) реакции, когда трудовая активность замедленна в условиях ориентации субъекта в новой обстановке;

если условия труда остались преж­ними, трудовой процесс начинается с адаптационной фазы (гиперкомпенсации). Этот период может занимать от нескольких ми­нут до получаса, все зависит от сложности выполняемых задач. Если задачи, повторяются в течение рабочего дня и осуществля­ются с помощью стереотипных действий, необходимые функцио­нальные системы быстро настраиваются и человек начинает про­дуктивно работать. Если требуемые навыки сложные, «врабатыва­ние» затягивается. Волевые усилия требуются в начале работы, по мере формирования программ действий, актуализации автомати­зированных механизмов их выполнения, все меньше нужны эмо­ционально-волевые воздействия;

3) фаза компенсации, или период оптимальной работоспособно­сти, отличается высокой и устойчивой продуктивностью, стаби­лизацией на минимальном уровне эмоционально-волевого напря­жения. Субъективно в этот период работник чаще всего испыты­вает функциональный комфорт;

4) фаза субкомпенсации (или неполной компенсации) обычно сменяет предшествующий период к началу третьего часа работы, при этом появляются начальные признаки утомления (субъектив­но в форме ощущений дискомфорта, местных болевых ощуще­ний; объективно в учащении пульса сердечных сокращений, частоты дыхания, в снижении показателей психических функций). Но начальные проявления утомления успешно компенсируются эмоционально-волевыми действиями и не сказываются на про­дуктивности и качестве работы;

5) фаза декомпенсации является периодом истощения ресурсов организма, ведущего к такому снижению работоспособности, которое обнаруживается в колебаниях продуктивности, росте ошибок в работе и вероятности травм. В этот период обнаружива­ются резкие колебания эмоциональной напряженности, волевых усилий субъекта труда; субъективные и объективные проявления утомления ярко выражены;

6) фаза срыва, или период прогрессивного снижения продуктивно­сти, отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. Если в таком состоянии трудовая деятель­ность продолжается, она завершается полным отказом, ибо при­ближается к потенциально возможной величине работоспособно­сти. В реальных условиях труда рабочая смена завершается на 4 5-й фазе и в том случае, когда труд оплачивается сдельно, может быть выделена фаза особого состояния – конечный порыв;

7) конечный порыв проявляется на поведенческом уровне в ро­сте продуктивности, но этот рост происходит в условиях волевой мобилизации и продолжающегося нарастания утомления. Рабо­тоспособность в этот период продолжает снижаться. В условиях сдельной оплаты труда к концу смены работник подводит итоги и пытается нагнать упущенное в течение рабочего дня. Конечный порыв в этой связи может и отсутствовать, если труд оплачивает­ся повременно.

Кривая работы (или график динамики продуктивности работ­ника во времени) имеет характерные особенности: при монотон­ных работах период устойчивой высокой продуктивности может отсутствовать, чаще встречается «забор», отражающий постоянно повторяющееся волевое самостимулирование. В условиях особен­но сложных видов труда период устойчивой продуктивности мо­жет быть очень коротким по причине быстрого развития состоя­ния острого утомления. Примером может служить деятельность переводчика-синхрониста, работающего в условиях высокой от­ветственности (на дипломатических переговорах). По существую­щим нормативам синхронный перевод с участием одного работ­ника не должен длиться больше 30 минут.

 

Виды функциональных состояний в труде

С точки зрения результативности труда и качества пере­живаний работника Эмиль Крепелин[6] (1902) выделил:

благоприятные функциональные состояния;

желательные функциональные состояния (оптимальной работоспособности, вовлечен­ности, «потока»[7]);

неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии лич­ности и здоровье работника, а также на результатах его труда (ос­трое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»).

утом­ление – объективные, закономерные, типичные для большинства про­фессионалов процессы снижения возможностей организма рабо­тающего человека осуществлять трудовые функции по мере уве­личения длительности работы.

утомительность – характеристика самой трудовой деятельности и ее усло­вий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда.

утомляемость – подвер­женность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость ». На рис. 1 обозначены виды утомления.

 

Рис. 1. Виды профессионального утомления

Состояние утомления в труде является разновидностью обра­тимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления ра­ботоспособности.

Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций.

В том случае, если чело­век выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, разви­вается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется дли­тельный отдых для восстановления работоспособности (несколь­ко недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечи­вают и человек продолжает интенсивно работать, развивается пе­реутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения.

На поздних этапах выраженное утомление проявляется в об­щих показателях, встречающихся в самых разных видах труда неза­висимо от его функционального содержания:

снижается ла­бильность процессов центральной нервной системы (ЦНС);

ухуд­шается самочувствие, снижается уровень активности;

притупля­ется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда;

ухудшается координация движений, увеличивается латен­тный период реакций;

снижается чувствительность всех анализа­торов;

мышление становится стереотипным;

ухудшаются мнемические процессы.

Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симп­томами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомле­ние:

физическое

эмоциональное

утомление когнитивных функ­ций.

Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физи­ческая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь систе­мы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сбор­щицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, зву­кооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

Для диагностики и анализа функциональных состояний целесообразно рассматри­вать работоспособность человека как субъекта труда на трех уров­нях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процес­сов активации в организме, нейродинамические свойства. В про­цессе работы организм человека может испытывать неблагопри­ятные воздействия со стороны факторов производственной сре­ды, к которым относятся:

температура, влажность и скорость дви­жения воздуха (микроклимат);

атмосферное давление;

шум, виб­рация, излучения – электромагнитное, инфракрасное и пр.;

па­раметры освещения рабочего места;

временной режим работы;

контакт с ядами, пыль;

контакт с микроорганизмами.

Эти воз­действия (если их интенсивность превышает допустимые величи­ны) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания отно­сительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

При анализе работоспособности субъекта труда на психологи­ческом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение тру­довых задач:

временной режим труда и отдыха;

рабочая поза;

функциональные особенности трудовой нагрузки.

При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических про­цессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональ­ных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъек­тивной значимости труда и его компонентов.

Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенче­ском уровне, можно исследовать:

опыт, навыки, стиль деятель­ности;

приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации;

типичные для большинства работников данной профессиональной сферы при­чины снижения работоспособности;

индивидуальные ва­рианты профессионального поведения.

Выделение типичных фак­торов снижения работоспособности, понимание природы разви­тия неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптими­зации труда, повышения работоспособности, рационализации ору­дий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.

В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособ­ности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудо­вого процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в ис­следовании причин профессионального утомления и путей повы­шения работоспособности важное значение имеет психологиче­ский анализ профессиональной деятельности и условий ее осу­ществления.

Для оценки функциональных состояний субъекта труда при­меняют диагностические методы разного вида:

а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, ана­лиз брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирую­щие работу психики в профессиональных задачах, например кор­ректурная проба Бурдона);

б) психометрические (методы, ориентированные на оценку со­стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

в) физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);

г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений уста­лости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их.

Выбор диагностических методов определяется задачей иссле­дования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профес­сии необходимо для понимания причин профессионального утом­ления, факторов снижения работоспособности или стресса в кон­кретной ситуации, а также для выделения наиболее подвержен­ных утомлению или стрессу функциональных систем работающе­го человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: